Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
25 апреля 2024
Власть

Транспортный комплекс Юга России: достижения, проблемы, перспективы

Совещание по развитию транспортно-дорожного комплекса Юж­ного федерального округа, состоявшееся в г. Краснодаре в середине апреля этого года, обозначило сегодняшнее состояние отрасли в регионе, выявило основные проблемы и определило пути для их решения. По мнению Министра транспорта РФ Игоря Левитина, диалог транспорт­ников Юга России с руководством Минтранса РФ, его структурных подразделений, а также аппарата полпредства Президента РФ в ЮФО получился динамичным, конструктивным и полезным для всех участников встречи.

Дмитрий Козак: "Развитие транспорта в Южном федеральном округе важно для региона и всей страны"

- Стабильное функционирование транспортной отрасли Юга России и его динамичное развитие актуально не только для южного региона, но и для всей страны, - заявил полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрий Козак на совещании в г. Краснодаре. - Доля транспортной отрасли в валовом региональном продукте ЮФО сегодня составляет 9 процентов. Ее инфраструктура наиболее развита в сравнении с другими регионами, а плотность железнодорожных путей в три раза выше средних по России показателей.

Тем не менее, в отрасли есть проблемы, которые требуют решения. Прежде всего, необходимо увязать транспортные схемы в единую логистическую систему, согласовать со схемами размещения производственных и рекреационных объектов, устранить диспропорции в развитии различных составляющих этого комплекса. Нужна реалистичная программа развития транспорта, учитывающая реальные потребности и финансовые возможности государства и частного капитала.

Стратегическую роль транспорта в экономике Юга России признал на совещании и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, поскольку эта отрасль является основным источником доходов для жителей Кубани. Поэтому администрация края активно участвует в развитии транспортного комплекса региона, реализации новых транспортных проектов, в частности, на территории Железного Рога, Таманского полуострова и других. Губернатор выразил надежду, что диалог краснодарских транспортников с руководством Минтранса РФ решит многие проблемы, которые накопились за эти годы.

Впрочем, кроме проблем в транспортном комплексе Краснодарского края накопилось и немало достижений, о чем свидетельствует динамичный рост объемов перевозок пассажиров и грузов на железнодорожном, вод­ном и воздушном транспорте. Событием большой значимости для южного региона и всей страны стало недавнее открытие железнодорожных паромных переправ Кавказ-Крым и Кавказ-Поти. Министерство транспорта РФ отметило активных участников создания паромных линий государственными наградами.

Игорь Левитин: "Министерство транспорта России обозначило приоритеты"

- Южный федеральный округ имеет особое геополитическое, экономическое и стратегическое значение для России, - отметил в своем выступлении Министр транспорта России Игорь Левитин. - По территории округа проходят транспортные коммуникации, обеспечивающие связь центрального региона Поволжья, Урала и Сибири с Югом России, а также международные транспортные маршруты, связывающие Азию с Северной, Центральной и Южной Европой.

Среди главных направлений развития сети автомобильных дорог в составе коридора "Север-Юг" - модернизация, строительство и реконструкция основных автомагистралей по маршрутам: Мурманск-Санкт-Петербург-Ростов-на-Дону-Владикавказ-Моск­ва-Астрахань-Махачкала и других. Сюда включены подъезды к границам Финляндии и Норвегии - на севере страны, Грузии, Азербайджана и Казахстана - на юге.

В сентябре прошлого года состоялось выездное совещание в Ростове-на-Дону, где были поставлены вопросы финансирования реконструкции автодорог Южного федерального округа, в том числе автодороги "Дон" и мостового перехода через реку Дон. На этот год из средств федерального бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог ЮФО предусмотрен объем финансирования в размере 3 миллиарда рублей с вводом 27 километров дорог и около 3 тысяч погонных метров мостов, в том числе автомобильной дороги "Дон", обходов Сочи, Владикавказа и других.

На железнодорожном транспорте в рамках развития международных транспортных коридоров предусматривается модернизация и реконструкция направлений Москва-Ростов-на-Дону-Новороссийск, Сызрань-Волгоград-Новороссийск, Волгоград-Астрахань-Самур, Кочетовка-Саратов-Верхний Баскунчак, станций Новороссийск и Верхний Баскунчак. Продолжится развитие припортовых станций Новороссийск, Туапсе, пограничных станций с Украиной, Казахстаном и Азербайджаном. Планируется организация скоростного движения пассажирских поездов в направлении Москва-Ростов-на-Дону-Минеральные Воды.

Подпрограмма развития воздушного транспорта предусматривает реконструкцию взлетно-посадочных полос, аэровокзальных и грузовых комплексов, объектов авиатопливного обеспечения, спецоборудования в аэропортах Ростов-на-Дону, Волгоград, Сочи, Краснодар, Геленджик Минеральные Воды, Анапа, Владикавказ.

На внутреннем водном транспорте продолжится реконструкция Кочетовского гидроузла, создание контейнерных терминалов в речных устьевых портах Ростова-на-Дону, Азова, Волгограда, Астрахани, реконструкция и развитие Усть-Донецкого и Ейского портов.

Подпрограммой "Морской транспорт" предусматрено строительство и реконструкция перегрузочных комплексов общей мощностью 91 миллион тонн в морских портах Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Темрюк, Таганрог, Махачкала, Оля, а также в новом порту Железный Рог. Планируется поставка нового флота: 28 сухогрузных судов дедвейтом 355 тысяч тонн, 15 наливных судов дедвейтом 658 тысяч тонн и 7 комбинированных судов дедвейтом 664 тысячи тонн и 21 обеспечивающего судна.

К сожалению, в транспортном комплексе Юга России есть серьезные проблемы. Одна из них - ситуация в Новороссийском транспортном узле, который не справляется с растущим грузопотоком. Главная причина, на наш взгляд, заключается в неэффективном управлении грузопотоками. С этой точки зрения создание информационно-логистической сети, а также реализация комплекса мероприятий по обслуживанию перевозок позволят активизировать перевозочный процесс.

Олег Белозеров: "Автомобильным дорогам нужны гарантированные источники финансирования"

- Для этого необходимо принятие федеральных законов, направленных на повышение эффективности управления земельными ресурсами в РФ, в том числе и в сфере резервирования земель под строительство и реконструкцию автомобильных дорог, - заявил на совещании руководитель Федерального дорожного агентства Минтранса РФ Олег Белозеров.

Развитость дорожной сети Южного федерального округа превышает средние показатели по России. Вместе с тем большая часть дорог нуждается в модернизации. Более 60 процентов федеральных и более 80 процентов территориальных дорог в Южном федеральном округе не соответствуют нормативам. Основной проблемой является недостаток финансирования. С 2000 года финансирование дорожного строительства сократилось примерно в 3 раза. В этом году на развитие дорожного хозяйства предусмотрено более 90 миллиардов рублей, решается вопрос о выделении дополнительных средств.

По территории Южного федерального округа проходят автомобильные дороги, входящие в состав международного транспортного коридора "Север-Юг", важность которого подчерк­нул Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию РФ. Среди них - федеральные автомобильные дороги М4 "Дон", М6 "Каспий" (Москва-Волгоград-Астрахань), а так ­же М29 "Кавказ" (Краснодар-Махачкала).

На строительство и реконструкцию федеральных дорог в 2005 году выделено 30 миллиардов рублей, что на 7,5 миллиарда больше, чем в прошлом году. 60 процентов средств направлено на строительство кольцевой автодороги Санкт-Петербург, автодороги Чита-Хабаровск, Адлер-Красная Поляна и обход г. Сочи, осуществляемых на основании поручения Президента РФ Правительству РФ.

В связи с этим в 2005 году по трассе "Дон" в пределах ЮФО предусмот­рено реконструировать только 44 километра дороги. Кроме того, за счет средств капитального ремонта на дорогу "Дон" в пределах ЮФО выделено еще 67 миллионов рублей. Этих объе­мов работ явно недостаточно. Минтранс РФ и Росавтодор это понимают, поэтому при выделении в 2005 году дополнительных средств из федерального бюджета не менее 700 миллионов рублей планируется направить на автомагистраль "Дон". Завершение первой очереди работ на всей дороге намечено на 2010 год.

Отдельную проблему в регионе представляет строительство обходов крупных городов, в частности Краснодара, Новороссийска, Сочи и других. В текущем году будет закончена разработка обоснования инвестиций в развитие Новороссийского автодорожного узла. Завершение строительства обхода города Сочи протяженностью более 17 километров намечено на 2009 год. В этом году на строительство обхода города Владикавказа протяженностью 7 километров выделено 145 миллионов рублей. Обход города Беслана планируется в увязке с обходом города Владикавказа, как по трассодорогам, так и по срокам очередности строительства.

Еще одной важнейшей задачей дорожной отрасли является улучшение мостового хозяйства региона. 27 мостов на территории Юга России имеют серьезные проблемы в пропускной способности. Даже на магистральной дороге "Дон" в пределах округа 7 мостов устарели и имеют габариты 9 метров при требуемых 11. В 2005 году предусмотрена реконструкция моста через реку Северный Донец длиной 136 метров.

В республике Дагестан завершается реконструкция моста через реку Акташ на автомагистрали Кавказ. На строительство моста через Волгу в городе Волгограде в 2005 году выделено из федерального бюджета более 1 миллиарда рублей при софинансировании субъекта РФ в аналогичном размере. В этом году начнется строительство моста через реку Кигач в Астраханской области. Этот проект осуществляется в соответствии с соглашением между правительствами России и Казахстана, и его реализация будет способствовать расширению транзитных перевозок в направлении международного транспортного коридора "Север-Юг" и панъевропейского коридора № 9. Открытие движения по мостовому переходу планируется в 2006 году.

Александр Юрчик: "Государство вкладывает средства в развитие авиационной инфраструктуры Юга России"

- В 2004 году в авиационную инфраструктуру Южного федерального округа вложено почти 500 миллионов рублей, - отметил на совещании заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александр Юрчик. - На 2005 год запланировано вложение более 2 миллиардов рублей, и это требует серьезного отношения к освоению средств.

По поручению Президента России Владимира Путина особое внимание уделяется восстановлению аэропорта Грозный и созданию условий для выполнения полетов при обеспечении определенных мер безопасности. В прошлом году там было освоено более 133 миллионов рублей.

Продолжаются работы по завершению строительства аэропорта Сочи. На реконструкцию аэродрома Геленджик в 2005 году предусмотрено выделение 500 миллионов рублей. В республике Дагестан предусмотрено строительство радиолокационной позиции "Таркетау" для обеспечения безопасности полетов и устойчивого управления воздушным движением.

Следует отметить, что все решения, принятые после прошлого визита министра транспорта в ЮФО, реализованы: открыт Центр по подготовке специалистов авиационной безопасности, изысканы дополнительные средства на развитие авиационной инфраструктуры округа в рамках бюджета. Мы и впредь обещаем уделять внимание вашему округу и развивать инфраструктуру воздушного транспорта.

Павел Плишкин: "Малую авиацию поднимут частные инвесторы"

- Развитие воздушного транспорта в Южном федеральном округе актуально для всех авиаторов региона, - отметил на совещании председатель Совета директоров ОАО "Авиационные линии Кубани" Павел Плишкин. - Я считаю, что зря забыта тема развития малой авиации. Горный рельеф большинства регионов ЮФО предполагает потребность в региональных перевозках, и при совместных действиях всех регионов эта потребность будет реализована частными перевозчиками, которые достаточно активны.

"Авиационные линии Кубани" выполняют 25 процентов общего объема перевозок воздушным транспортом. В 2004 году мы перевезли 1150 тысяч пассажиров и по итогам года признаны лучшей российской компанией на внутренних воздушных линиях. В этом году наша инвестиционная программа преду­сматривает вложения нескольких десятков миллионов долларов на обновление авиапарка.

Должен заметить, что мы заинтересованы в развитии не только нашей авиакомпании, но и других аэропортов Краснодарского края. И здесь хотелось бы получить поддержку государства в решении вопросов правового статуса, который является основным сдерживающим фактором для прихода в эти аэропорты крупных инвесторов.

Следующая проблема - обновление авиапарка и отсутствие в настоящий момент для обновления ближнемагистральных перспективных самолетов. 2006 год не за горами, и изменение главы ИКАО существенно ограничит круг полетов для наших самолетов, если мы их сейчас не начнем обновлять.

Кроме того, серьезной законодательной проблемой и сдерживающим фактором для развития аэропортов является отсутствие решения вопроса по имущественному комплексу взлетно-посадочных полос и средств управления воздушным движением. Еще одна проблема правового характера, - это принятие закона о концессии, который, я думаю, даст серьезный толчок для развития отношений между частным бизнесом и государством в реализации крупных инвестиционных проектов.

Сергей Тугаринов: "Проблему взаимодействия портов и железных дорог решит логистический центр"

- Дальнейший рост объемов перевалки грузов в портах Юга России напрямую связан с отлаженным механизмом взаимодействия между портами и железнодорожными перевозчиками, - заметил на совещании заместитель директора Департамента Министерства транспорта РФ Сергей Тугаринов. - В том числе это касается Новороссийского транспортного узла.

Сегодня порт Новороссийск занимает ведущее место в стране по объе­му грузопереработки. Прирост объемов переработки грузов в Новороссийске в 2004 году составил 7,2 процента по сравнению с прошлым годом. Однако на протяжении последних лет ежегодно в период с января по март складывается напряженная обстановка, связанная с простоем подвижного состава в ожидании выгрузки. В этом году обострилась проблема с перевозкой металлопродукции.

С декабря 2004 года наблюдается резкое увеличение объемов перевозки проката черных металлов Магнитогорского, Новолипецкого, Челябинского и ряда других комбинатов через порт Новороссийск. Рост объемов перево­зок только за последние три месяца составил 18 процентов. Однако складское хозяйство порта Новороссийск оказалось не готовым к такому грузопотоку. На складских площадях, рассчитанных на хранение не более 900 тысяч тонн металла, начиная с середины января, фактически хранилось более одного миллиона тонн черных металлов. Это означает, что часть грузов находилась вообще вне складов.

По оценке Минтранса России, сложившая обстановка обусловлена тарифным дисбалансом и перераспределением грузопотоков из других портов России. Тем самым было положено начало ажиотажному спросу на перевозки в направлении порта Новороссийск. Это, в свою очередь, привело естественным образом к повышению фрахтовых ставок, что явилось причиной ухудшения подхода судов, так как дилеры вынуждены искать наиболее выгодные предложения на фрахтовом рынке, и это требует дополнительного времени.

Необходимо сказать, что план погрузки с учетом установленных и дополнительных планов в Новороссийске формировался с существенно опережающими фактическую выгрузку темпами - более чем на 22 процента. При этом фактически было погружено на 15 процентов больше, чем выгружено. При этом ОАО "РЖД" принимало решение по установлению и принятию дополнительных планов, когда порт был уже фактически перегружен.

Это яркий пример отсутствия четкого технологического взаимодействия двух транспортных инфраструктур и невозможность конечной инфраструктуры - порта - повлиять на решение, принимаемое на начальном этапе перевозки. Эта проблема системная, характерная не только в ракурсе отношений ОАО "РЖД" и порта Новороссийск.

Минтранс видит решение этой проблемы в создании опорной сети логистических центров, которые могли бы стать реальным инструментом оптимального управления грузопотоками и являлись бы поставщиками на рынке транспортных услуг со стратегической системой услуг.

Одним из вариантов создания логистических центров является их формирование с участием подъездных путей промышленного транспорта, которые представляют из себя крупный комплекс технических средств железнодорожного транспорта. Это и средства связи, и АСУ, и тяговый подвижной состав и так далее. В целом, можно говорить о том, что в данный момент необходимо осуществлять диспетчерское управление перемещением на ППЖТ подвижного состава разных собственников.

А для этого необходимо решение по программно-техническим комплексам, выделенным каналам связи с ГВЦ ОАО "РЖД", чтобы имелась возможность отслеживать свой груз и свое­временно знать о грузовых, маневровых операциях с подвижным составом по технологии удаленного доступа. Возможны и другие структурные решения по формированию логистических центров. Одним из пилотных проектов в этом направлении является предложение о создании логистического центра в городе Новороссийск.

Владимир Воробьев: "Необходимо упорядочить взаимоотношения портов, грузовладельцев и перевозчиков"

- Припортовая транспортная инфраструктура на Юге России характеризуется недостаточной технической оснащенностью портов, дефицитом складских и накопительных терминалов, разногласиями по определению взаимной ответственности и, как следствие, противоречиями при заключении нормативно-правовых соглашений, - заявил на краснодарском совещании начальник СКЖД - филиала ОАО "РЖД" Владимир Воробьев.

- В первом квартале текущего года сложилась критическая ситуация с перевалкой экспортных грузов в порты Черноморского бассейна. Фактически железные дороги оказались перед лицом необходимости запрета по всей сети погрузки в адрес порта Новороссийск, Туапсе. Порт Новороссийск только в марте не принял 2100 вагонов с черным металлом. В апреле текущего года дороге отказан прием 350 тысяч тонн металлов на экспорт. Это около 200 миллионов рублей неполученных доходов. В целом по сети РЖД портами России в I квартале не принято 1,5 миллиона тонн грузов, что принесло отрасли косвенно около 1 миллиарда рублей убытков, или неполученной выгоды.

В первой декаде апреля 2005 года специалистами ОАО "РДЖ" с участием первого вице-президента В.И. Якунина была проведена инвентаризация складских площадей и выгрузочной техники в порту Новороссийск. Оказалось, что фактически все складские площади были заняты черными металлами, а слябы лежали на улицах города. Более того, свыше 90 процентов груза, лежащего на причалах порта и находящегося в вагонах, оказалось непроданным.

Сегодня порт Новороссийск перерабатывает черные металлы, руду, металлолом, лесные грузы на условиях поставки и продажи "Fob". Такая схема не выдерживает никакой конкуренции в условиях мирового транспортного рынка. Так, наиболее эффективные поставки осуществляются на условиях продажи на борт судна, которые предполагают указание времени постановки судна в порт, сроков проведения погрузочных операций и так далее.

Считаю такое положение дел недопустимым, потому что это противоречит принципам равной конкуренции и позволяет трейдерам использовать подвижной состав и портовые терминалы в качестве фондовых складов в ожидании наилучшей коньюнктуры рынка. А потери несут железная дорога и государство в целом, что крайне негативно отражается на процессе развития экономики страны.

Мы вместе с портовиками разработали ряд мероприятий, которые должны улучшить работу и взаимодействие на стыке порт - железная дорога. Во-первых, необходимо узаконить договорные взаимоотношения между стивидорами, грузовладельцами, трейдерами и перевозчиками. Во-вторых, создать логистический терминал, к примеру на разъезде 9-й километр, со статусом международного пункта пропуска через государственную границу.

И, в-третьих, необходимо пересмотреть тарифную политику. У нас сегодня из-за экономической целесообразности и привлекательности порта Новороссийск уменьшили объемы перевалки грузов практически все малые порты ЮФО. В то же время Новороссийск не в состоянии полностью перерабатывать возросший поток грузов. Если мы сегодня не решим вопросы взаимоотношений между владельцами грузов, трейдерами, стивидорами и железной дорогой, такая картина будет постоянной.

Рашат Гусейнов: "Бутылочное горлышко" Новороссийского транспортного узла можно заменить на кольцевую систему"

- Развитие железнодорожной сети Новороссийского транспортного узла возможно по нескольким вариантам, - рассказал на совещании директор ФГУП "Русэкотранс", советник Министра транспорта РФ Рашат Гусейнов. - Действующая сеть состоит из двух тупиковых веток и создает эффект "бутылочного горлышка", которая является одним из основных источников проб­лем. Различными организациями был подготовлен ряд предложений по развитию железнодорожных сетей Новороссийского транспортного узла.

Вариант первый - это проект строительства железнодорожного комплекса Грушевая-Грушевая-Сортировочная-Кабардинка-Новороссийск, разработанный Балтийской строительной компанией. Он подразумевает создание участка однопутной электрифицированной железной дороги от порта Новороссийск до Кабардинки и далее участка на Геленджик, который можно продолжить вдоль склона Малого Кавказского хребта. Этот проект предусматривает также строительство новой станции Грушевая-Сортировочная и однопутной электрифицированной железной дороги от Грушевой-Сортировочной до Грушевой. Ориентировочная стоимость проекта - около 175 миллионов долларов. Реализация указанной схемы создаст встречные грузопотоки на однопутной ветке Крымская-Грушевая.

Мы рассматриваем также второй вариант, разработанный ГУП "СоюзморНИИпроект" и поддерживаемый руководством Краснодарского края и Новороссийского морского торгового порта. Это проект строительства второго железнодорожного въезда в Цемесскую бухту через станцию Абинск на Кабардинку в порт Новороссийск-2. Здесь опять возникает система встречного грузопотока. Ориентировочная стоимость составляет 130 миллионов долларов США. Реализация указанного предложения при одновременном строительстве дополнительных волнозащитных сооружений позволит порту и железной дороге и другим участникам перевозочного процесса подготовиться к росту объемов сухих грузов. Но это так же не решает проблему развития Новороссийского транспортного узла как единого логистического центра.

На основе анализа выбранных нами проектов, существующих и перспективных потребностей и опыта развития крупных зарубежных транспортных узлов рабочей группой выбрано решение о создании двух сетевых колец вокруг Новороссийска. Это одновременно реализация первого варианта и второго, исключая строительство станции Грушевая-Сортировочная, что позволит сформировать железнодорожную сеть кольцевого типа, включающую внутреннее юго-западное кольцо, внутреннее северо-восточное кольцо и внешнее кольцо. Затраты на строительство новых участков указанной железнодорожной сети, включая тоннель при совмещении этих двух проектов, составит около 200 миллионов Евро.

Комплексный подход включает в себя придание станции Абинск статуса припортовой экспортной станции, включая порядок организации движения, формирования тарифов, а также переориентацию на указанную станцию части потока грузов, следующих из порта Новороссийск в восточном направлении - Самара, Урал, Сибирь, а также придание путям Абинск-Грушевая и придорожной инфраструктуре между Кабардинкой и Новороссийском статуса внутрипортовых путей.

Развитие логистического коридора включает строительство внутрипортовых погрузочно-разгрузочных складских и других объектов транспортно-логистической инфраструктуры и развитие дополнительных перевалочных складских и других портовых мощностей в порту Новороссийск-2 (Кабардинка).

Реализация данной концепции поможет снизить издержки в железнодорожных перевозках и портовых операциях, связанных с недостаточной пропускной способностью железнодорожной сети, а также создаст базу для увеличения пропускной способности и увеличит суточную норму выгрузки до 3 тысяч вагонов в сутки.

Окупаемость затрат на реализацию подхода будет обеспечена снижением совокупных издержек на железнодорожных перевозках и портовых операциях внутри Новороссийского транспортного узла. Ориентировочный срок возврата средств - около 7 лет. Также решаются социально-экономические вопросы. Это будет достигнуто за счет создания дополнительных квалифицированных рабочих мест, а также за счет расширения налогооблагаемой базы.

В настоящее время в район Новороссийска проходят три автомобильные дороги, пригодные для обслуживания большегрузных автомобилей. Есть предложения по развитию автодорог с учетом проекта логистического парка. Вариант первый - это строительство обхода вокруг города Новороссийск на участке Краснодар-Новороссийск до границы Геленджикского района - Шесхарис - протяженностью 27 километров. Реализация указанного предложения призвана разгрузить г. Новороссийск, пустив значительную часть грузов и пассажиропоток в его обход.

Второй вариант - это строительство эстакады длиной 12,5 км от Цемдолины и начиная с 4-го километра от восточной станции Гайдук, проходящей непосредственно над Новороссийском до Шесхариса. Реализация данного проекта позволяет, прежде всего, сохранить хозяйственное назначение земель, а эстакада, идущая над Новороссийском, не будет подвержена риску выведения из эксплуатации под воздействием природных факторов. Указанная трасса позволит разгрузить г. Новороссийск и в то же время станет альтернативной частью городской автодорожной сети. С учетом вышеизложенного, целесообразно рассмотреть вариант организации эксплуатации данной автострады на платной основе.

Есть также предложение компании "Спи-интернейшнл" (Италия) - это реализация указанного проекта от станции Абинск вниз, как раз в одном створе с железной дорогой, соединяющей логистические коридоры друг с другом. Ориентировочная стоимость - около 1360 тысяч рублей.

Важнейшую роль в повышении эффективности управления транспортным комплексом имеет внедрение новейших информационных и телекоммуникационных технологий. По соглашению с Международным центром логистики Высшей школы экономики планируется обучение персонала Новороссийского транспортного узла с выдачей международных сертификатов. Реализация названных мер и предложений обеспечит стабильное функционирование Новороссийского транспортного узла и упорядочит перевозочный процесс в направлении Черноморских портов.

P.S.: Тему развития транспортно-дорожного комплекса Южного федерального округа "Транспорт Юга" продолжит в следующем номере.

опубликовано в № 1-2 (19-20), 2005 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru