Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
25 апреля 2024
Власть

Федор Швалев: "Моя задача - отстаивать интересы региона и транспортной отрасли"

Избрание бывшего министра промышленности, торговли, транспорта, связи и дорожного комплекса Ростовской области, Председателя Совета директоров ЗАО "Азово-Донское пароходство" Федора Швалева депутатом Государственной думы Российской Федерации без преувеличения можно назвать значительным событием для транспортного сообщества Ростовской области. В этой сфере накопилось немало проблем, в том числе и законодательного плана. Поэтому на профессионального транспортника, который будет отстаивать интересы отрасли в главном законодательном органе страны, здесь возлагают большие надежды. О своих планах на новом поприще журналу "Транспорт Юга" рассказывает депутат Госдумы РФ Федор Швалев.

- Федор Михайлович, какие главные цели вы ставили перед собой, выдвигая свою кандидатуру на выборы в Государственную думу, и что уже удалось сделать вам как депутату?

- Когда мы с нашей командой поддержки приняли решение об участии в выборах в Госдуму, у нас было две главных цели: первая - представлять интересы региона и людей, в нем живущих, а вторая - отстаивать интересы речного транспорта, поскольку я профессионально являюсь еще и речником.

Большинством голосов избирателей 142-го Белокалитвенского избирательного округа 4 декабря 2004 года я был избран депутатом Государственной думы. Поэтому пожелания жителей этого округа, а это около 600000 человек, я должен выполнять, и, конечно же, отстаивать интересы всей Ростовской области в целом.

Прежде всего, это вопросы, связанные с бюджетом, строительством, ремонтом, газификацией, жилищно-коммунальной и социальной сферами. Как член команды губернатора Ростовской области я готов реально участвовать в реализации социально-экономических программ, направленных на дальнейшее поступательное развитие региона. Я глубоко уважаю Владимира Федоровича Чуба за ум, трезвость, и считаю, что он достоин большего.

Сейчас мы организовали структуру общественных приемных в каждом муниципальном образовании, согласованную с администрациями районов и комитетами партии "Единая Россия". По большому счету, у нас одни и те же цели и задачи, то есть мы хотим, чтобы в наших городах, селах и хуторах был газ, нормальные дороги, развивалась торговля, а у людей была хорошая зарплата. Одним словом, интересы абсолютно совпадают, только формы и механизмы реализации - несколько на другом уровне.

Что касается интересов транспортной отрасли, то и здесь - огромный фронт работы. Так получилось, что в Государственной думе я - единственный специалист-профессионал, который представлен от речной отрасли. Поэтому на мне лежит серьезная ответственность за все законодательные документы, касающиеся реки.

На сегодняшний день я являюсь председателем подкомитета по внутренним водным путям и гидротехническим сооружениям, созданного два месяца назад. Этот подкомитет должен заниматься всей проблематикой вопросов законодательного плана, контролем над исполнением законов, касающихся внутренних водных путей, речного флота и всех проблем, которые должны решать в Госдуме.

Недавно мы провели заседание круглого стола на тему "Эффективность использования внутренних вод­ных путей". Вопросов там было очень много, они - злободневные для отрасли и затрагивают несколько министерств Российской Федерации, в том числе Министерство финансов, Министерство экономики и развития, Министерство транспорта и Министерство природных ресурсов. Решение этого комплекса вопросов позволит вывести воднотранспортную отрасль на новый уровень развития.

- Как вы считаете, насколько существующая нор­мативно-правовая база в области речного транспорта отвечает требованиям времени и сегодняшней реальности?

- В настоящее время принят и действует Кодекс внутренних водных путей России. На мой взгляд, это нормальный документ в целом, который четко установил правила игры на воде. Но, к сожалению, в нем есть недоработки как в части вод­ного, так и смежных видов транспорта, где тоже есть свои законодательные акты, которые в той или иной степени либо отменяют то, что есть в Кодексе, либо как-то ущемляют права речников. Вот этим надо заниматься.

Сегодня разрабатывается новый Водный кодекс, который уже принят в первом чтении. Это документ совершенно иного плана, чем Кодекс внутренних водных путей. Здесь водные ресурсы рассматриваются в более широком аспекте: с точки зрения экономики, экологии, социальной политики. На мой взгляд, это хороший и нужный документ, но в нем необходимо учесть интересы всех пользователей вод­ных ресурсов - и транспортных предприятий, и людей, которые испокон веку живут и трудятся на реке. Поэтому сейчас, во втором чтении, его необходимо максимально доработать, чтобы он оптимально решал проблемы всех.

Другой спектр вопросов, который лежит в поле деятельности Государственной думы, - это принятие нормативных документов, связанных с реформированием административной системы, в том числе Министерства транспорта. Там тоже много проблем законодательного плана, и депутаты должны их решать, что накладывает на нас серьезную ответственность.

Третий перечень вопросов, которые тоже очень важны для отрасли, - это выработка новых правил и стандартов, связанных с изменениями общественного устройства страны и рыночными отношениями. Не секрет, что в некоторых областях экономики действуют законы, принятые еще в Советском Союзе. Понятно, что они не отвечают требованиям сегодняшнего времени, к примеру, по отношению к собственности, ответственности и так далее. Все это требует изменения в соответствии с той ситуацией, в которой мы живем. Таких стандартов только по нашей воднотранспортной отрасли насчитывается порядка 14, и мы должны их переработать и принять максимально работоспособные документы.

Четвертый блок вопросов, стоящий перед депутатами Госдумы, касается в целом обстановки в стране. Это низкая пенсия, низкая заработная плата учителей, работников здравоохранения, огромная пропасть между уровнем жизни бедных и богатых. Вот эту пропасть надо уменьшать так, как это делают, допустим, западные страны, - направлять социальную часть государственного бюджета именно на ту часть населения, которая сегодня живет за рамками допустимых норм. Задачу сделать наше государство социально направленным постоянно ставит Президент Российской Федерации Владимир Путин и перед Правительством, и перед Государственной думой, но ощутимых результатов, к сожалению, пока нет.

- Как вы оцениваете состояние внутренних вод­ных путей и гидротехничских сооружений, существующих в России?

- По международным оценкам, российские внутренние водные пути считаются одними из лучших в мире. И действительно, несмотря на то, что в последнее время они испытывали недостаток финансирования, они сохранены и работают. Да, есть проблемы, но они были всегда, и при социализме тоже, собственно, оттуда они и пришли к нам в полном объеме.

Допустим, есть проблемы Городецкого шлюза, Беломорканала, Балтийского и Волго-Донского каналов, Кочетовского гидроузла и других участков, которые сдерживают развитие судоходства на внутренних водных путях. Все эти гидротехнические сооружения строились 50 с лишним лет назад и выполняли одни задачи, а сейчас появились новые: вырос грузопоток, количество флота, его тоннаж. И это нормальный процесс движения вперед. Поэтому надо развивать внутренние водные пути России в соответствии с новыми условиями.

Сегодня уже разрабатываются интересные проекты прокладки новых водных путей, в частности, строительство канала на базе Кумо-Маныческой шлюзовой системы. Пока, правда, эта идея существует на уровне фантастики, а там, кто его знает, может и сбудется. Ведь развитие техники и технологий сегодня происходит семимильными шагами, и, возможно, лет через пятьдесят такой канал появится. Мы же построили 50 лет назад Волго-Донской канал и таким образом соединили север страны, Балтику и Каспий, в принципе, со всем миром.

Сегодня на Волго-Донском канале очень большие простои, потому что его пропускная способность ограничена. За этим стоит и развитие флота. Мы работаем на малотоннажном флоте, который построен 30-40 лет назад, потому что другого флота мы делать не можем, так как он не размещается в шлюзовой системе. А строительство нового такого малотоннажного флота сегодня экономически нецелесообразно из-за его высокой стоимости и больших сроков окупаемости. Другой вопрос - это устьевые порты, которые сейчас начали активно развиваться. Здесь нет ограничений габаритов, и можно проектировать суда грузоподъемностью от 7 до 9 тысяч тонн, которые могут ходить и по реке, и по морю.

- Так мы подошли к следующему проблемному вопросу воднотранспортной отрасли страны, связанному с обновлением флота. Как вы считаете, почему до сих пор нет эффективных инструментов для решения этой проб­лемы?

- Вопрос обновления флота зависит от многих факторов, в том числе и от тех, о которых мы с вами говорили. Прежде всего, должна работать финансово-кредитная система в стране. Но она, к сожалению, пока не работает для тех, кто хочет построить или приобрести флот или другую транспортную технику: самолеты, теплоходы, автомобили или автобусы.

Более того, финансово-кредитная система в нашей стране не выдерживает конкуренции с соседними государствами Западной Европы, Америкой. В чем разница? На сегодняшний день ставка рефинансирования капитальных вложений зарубежных компаний, вкладывающих средства в свои основные фонды, по обновлению, реконструкции и так далее, составляет от 1,5 до 3 процентов. Срок такого кредита - до 20 лет. Оформление - не очень простое, но достаточно понятное и конструктивное. Ставка кредита большинства российских банков - от 12 до 18 процентов, а срок возврата - не более 3 лет. Ну какая это конкуренция? Мы же работаем с зарубежными компаниями на одном рынке, а из-за этих цифр мы серьезно проигрываем.

Поэтому сегодня перед государством стоит задача сделать так, чтобы финансово-кредитная система страны была приближена к международному уровню. Ведь на самом деле это выгодно для экономики, когда все деньги остаются в стране и работают на нее. Сейчас идет проработка закона о создании так называемого Второго реестра, который должен решить часть проб­лем воднотранспортной отрасли.

Другой путь - поддержка отечественных производителей морской техники, направленная на снижение стоимости строительства судов на наших судоверфях. Сейчас она, к сожалению, почти такая же, как на Западе, хотя раньше была значительно меньше. Вопросами развития промышленности, конечно, тоже надо заниматься, потому что они касаются не только флота, но и авиационной, и автомобильной, и другой транспортной техники.

Впрочем, многие компании уже сейчас обновляют свой флот. Пользуются тем, что делают экономическую оценку своего имущества через международные консалтинговые фирмы и берут западный кредит на постройку судна. Строят новый флот и Северо-Западное пароходство, и "Волгафлот" и ростовские компании "Донинтурфлот", "Донречфлот".

Есть и другие проблемы на водном транспорте, и это нормальный процесс. Ведь отрасль - как живое существо, есть движение вперед, возникают проблемы, отставание законодательной базы. Думаю, что мы сумеем их решить, пусть не все сразу и не так быстро, как хотелось бы. По крайней мере, я как депутат Государственной думы для себя эти задачи определил, и буду работать над ними совместно со всем депутатским корпусом.

опубликовано в № 1-2 (19-20), 2005 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru