Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
16 апреля 2024
Дороги

Павел Решетников: "Необходимо ужесточить контроль за перевозчиками"

По мнению специалистов Управления госавтодорожного надзора Астраханской области, большая часть аварий на городском пассажирском транспорте происходит из-за невыполнения перевозчиками действующего транспортного законодательства и отсутствия должного контроля над работой водительского состава на линии. О том, как упорядочить перевозочный процесс и обеспечить безопасность пассажиров, рассказывает руководитель Управления госавтодорожного надзора по Астраханской области Павел Решетников.

В рамках проводимой административной реформы на базе органов Российской транспортной инспекции созданы управления государственного автодорожного надзора, являющиеся территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России.

Осуществляя в соответствии с Положением специальные разрешительные, контрольные и отдельные надзорные функции, Управление уделяет самое пристальное внимание пассажирским перевозкам автомобильным транспортом.

В Астраханской области выданы и действуют 1181 лицензия на перевозки пассажиров автобусами (60 - юридическим лицам и 1121 - физическим лицам), а также 137 лицензий на перевозки пассажиров легковыми автомобилями (4 - юридическим лицам и 133 - физическим лицам). В перевозках пассажиров задействованы 537 автобусов, принадлежащих юридическим лицам, и 1942 автобуса - физическим лицам. Таксомоторные перевозки осуществляют 387 легковых автомобилей (78 юридических лиц и 309 физических лиц).

На мой взгляд, деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки в Астраханской области, должна рассматриваться не только с экономической и социальной точек зрения, но и, прежде всего, с точки зрения обеспечения безопасности. В 2004 году на лицензируемом автотранспорте зарегистрировано 27 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 3 человека и 27 получили ранения различной степени тяжести. 85 процентов ДТП произошли в областном центре.

За истекший год в тесном взаимодействии с УГИБДД, налоговыми и другими контрольными службами был проведен инспекционный контроль в отношении абсолютного большинства владельцев лицензий. За несоблюдение установленных лицензионных требований и условий Управлением было вынесено 948 постановлений о привлечении к административной ответственности, 205 материалов направлены в суды, приостановлено действие 24 лицензий.

Объективности ради необходимо отметить, что в результате принимаемых Управлением профилактических мер удалось некоторым образом стабилизировать положение с аварийностью на лицензируемом транспорте. Статистика показывает, что в 2004 году количество ДТП осталось на уровне 2003 года, а число погибших и раненых уменьшилось на 25 и 3,6 процента соответственно. Однако положение остается тревожным и требует концентрации усилий и принятия нетрадиционных мер воздействия на нарушителей транспортного законодательства.

Должен отметить, что эффективность работы в этом направлении могла быть выше, если бы, в том числе и искусственно, не создавались предпосылки к неправомерным перевозкам. Мы неоднократно информировали органы власти и местного самоуправления о недопустимо высокой насыщенности маршрутной сети подвижным составом, несоизмеримой с пропускной способностью улиц и дорог. В первую очередь это относится к перевозкам по городу Астрахани и на пригородных маршрутах, где работает большое количеств автобусов малой вместимости "ГАЗель".

Складывается впечатление, что не все главы муниципальных образований знают о действующем на территории Астраханской области "Законе об автомобильных перевозках", а если и знают, то нарушают его положения. В сложившейся ситуации Управление совместно с УГИБДД продолжает проведение мероприятий, направленных на пресечение неправомерных перевозок. Однако должен констатировать, что в соответствии с постановлением Правительства РФ предметом контрольной деятельности территориальных органов госавтодорожного надзора может служить только нарушение федерального транспортного законодательства. Поэтому значительная часть дел об административном нарушении, направляемая в суды, не принимается к производству.

Учитывая, что другой структуры, способной достаточно эффективно отслеживать вхождение на рынок пассажирских услуг недобросовестных "теневых" перевозчиков, в области нет, на протяжении последних лет Управление активно инициировало через губернатора Астраханской области, депутатов Государственной думы, полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, областную прокуратуру внесение изменений и дополнений в Постановление "О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автотранспортом" в части включения в лицензионные требования и условия выполнения требований законов субъекта Российской Федерации. Однако до настоящего времени такая поправка не внесена.

    Исходя из сложившейся ситуации на территории Астраханской области, считаю целесообразным:
  • Провести анализ выполнения маршрутной сети по городским, пригородным и внутриобластным междугородным перевозкам для определения оптимального количества подвижного состава по каждому маршруту с последующим утверждением маршрутной сети согласно действующему законодательству. На наш взгляд, при проведении этой работы необходимо определить потребности каждого населенного пункта в перевозках, найти сов­местно с главами муниципальных образований сбалансированный подход к решению транспортной проблемы, в том числе применяя паритетные системы перевозок.
  • Проанализировать применяемые на указанных маршрутах тарифы на перевозку пассажиров.
  • Принять решение об определении базовых предприятий (это, в первую очередь, касается областного центра), через которые можно будет проводить четкую транспортную политику, решая, в частности, вопросы подготовки и отбора кадров, профессионального проведения технической подготовки и содержания подвижного состава, организации диспетчерского сопровождения и другие.

До принятия новой редакции закона Астраханской области об автомобильных перевозках или внесения в него необходимых поправок отрегулировать правовое поле подзаконными актами в форме постановлений губернатора Астраханской области и, в первую очередь, об административной ответственности за нарушение действующего законодательства.

При проведении комплекса мер по реформированию транспортной системы необходимо продумать и принять взвешенные решения, в том числе по сокращению количества автобусов малой вместимости, чтобы не вызвать социального взрыва или использования ситуации в политических целях.

В заключение хочу отметить, что в рамках своих полномочий и действующего законодательства Управление гос­автодорожного надзора по Астраханской области будет активно продолжать работу по государственному надзору в сфере транспорта.

опубликовано в № 1-2 (19-20), 2005 год
Людмила Светлова
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru