Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
15 августа 2020
Авиация

Авиастроители СНГ объединились для создания новых легких вертолетов

Начата реализация Генерального соглашения между акционерными обществами "Московский вертолетный завод", Роствертол", "Мотор-Сич", ЗМКБ "Прогресс" о порядке проведения работ по разработке и организации производства вертолета Ми-2А. Реализация этого проекта позволит решить проблему обновления парка воздушных судов гражданской авиации, занятого в поисково-спасательных, санитарных, авиахимических, аэро-фотосъемочных и других работах, а также в пассажирских и грузовых перевозках.

Маркетинговые исследования внутреннего и внешнего рынка воздушных судов гражданской авиации, проведенные ОАО "МВЗ им. М. Л. Миля" и ОАО "Роствертол", подтверждают потребность народного хозяйства в вертолете грузоподъемностью до 1 тонны. Таким является вертолет МИ-2, разработанный Московским вертолетным заводом и выпускаемый с 1974 года в Польше на заводе "ПЗЛ-Свидник". Вертолет сертифицирован в Республике Польше, имеет Аттестат о годности к эксплуатации в СССР. За все время произведено более 5400 машин этого класса, большая часть которых поступила на советские авиапредприятия. В конце 90-х годов производство вертолетов МИ-2 "ПЗЛ-Свидник" прекращено.

Сегодня парк эксплуатируемых вертолетов МИ-2 только в Российской Федерации насчитывает более 500 машин. Вертолеты МИ-2 интенсивно эксплуатируются авиапредприятиями для выполнения транспортных, пассажирских перевозок, при патрулировании и т. д. Однако в последнее десятилетие российские зкс-плуатанты МИ-2 столкнулись с трудностями, связанными с прекращением закупок запчастей ремонтными предприятиями, ухудшением качества ремонта на заводах в Грузии и Казахстане, а также низкими удельными характеристиками двигателей ГТД-350, его невысокой надежностью и устаревшими техническими решениями, принятыми при проектировании (например, тяжелый главный редуктор), Эти факторы в совокупности с отлаженной за многие годы инфраструктурой технического обслуживания МИ-2 и предопределили целесообразность разработки и реализации программы модернизации существующего парка МИ-2 и дальнейшую организацию модернизированного вертолета МИ-2А. Тем более, что производственная инфраструктура для выполнения программы существует, -- это сложившаяся кооперация предприятий авиационной промышленности: головной разработчик -- ОАО "МВЗ им, М, Л, Миля", серийные заводы -- изготовители агрегатов в городах Москве, Ростове-на-Дону, Запорожье, что не требует затрат на постройку новых производственных площадей и подготовку специалистов,

Вертолет МИ-2А представляет собой дальнейшее развитие вертолета МИ-2 с целью существенного улучшения летно-технических и эксплуатационных характеристик. Практически, создается новый вертолет, который позволит значительно увеличить производительность выполняемых авиаработ, будет иметь высокие летно-технические характеристики в широком диапазоне высот и температур.

При номинальной взлетной массе МИ-2А в 3550 кг увеличена практическая грузоподъемность до 1550 кг и максимальная скорость до 235 км/час. Дальность полетов с полной загрузкой и заправкой основных и топливных баков составит 810 км.

Новый вертолет МИ-2А по своим летно-техническим, эксплуатационным характеристикам и функциональному назначению будет полностью соответствовать современному многоцелевому вертолету. Его можно использовать в целях патрулирования (в том числе неф-те-и газопроводов, линий электропередачи), для перевозки пассажиров и грузов, поисково-спасательных операций, первоначального обучения летчиков, выполнения работ в интересах муниципальных организаций и правоохранительных органов, а также проводить аэрофотосъемку, мониторинг окружающей среды, санитарные, авиахимические и сельскохозяйственные работы.

Программа модернизации предусматривает поэтапное проведение работ. На первом этапе предусматривается освоение в России ремонта вертолета, его систем, агрегатов с одновременной заменой двигателей ГТД-350 на французские Агшз-2К1 с перепроектированием главного и объединяющего редукторов, частичной заменой пилотажно-навигационного, приборного и радиоэлектронного оборудования. На втором этапе для российского эксплуатанта планируется установка перспективных двигателей Аи-450 разработки ЗМКБ "Прогресс" (Запорожье), полностью отвечающих современным требованиям к газотурбинным двигателям.

Следующим этапом планируется доработка фюзеляжа с целью улучшения эргономических характеристик и удобства загрузки и выгрузки грузов из грузовой кабины. На проведение опытно-конструкторских рабо-т, стоимость которых оценивается в 5 миллионов долларов США, отведено 2,5 года.

Реализация программы модернизации вертолета МИ-2 в России позволит удовлетворить потребность эксплуатан-тов малоразмерных перевозок до 1 тонны в кратчайший срок. Более того, важнейшей целью проекта является оживление существующих структур (предприятий) авиационной промышленности, испытывающих сейчас значительные трудности.

опубликовано в № 2, 2002 год
Светлана ЛЫМАРЕВА
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru