Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
27 декабря 2024
Власть

Павел Субботин: "Цивилизованный транспортный рынок -- локомотив российской экономики"

В известной русской басне у трех персонажей возникли непреодолимые проблемы в транспортировке повозки с поклажей. А все потому, что не было во времена Крылова организации, способной умерить неуемные амбиции и нездоровое соперничество среди участников описываемого процесса транс-портировки. В наше время, к счастью, такая организация существует, и зо-вется она Министерством по антимонопольной политике (разумеется, транспортная сфера -- далеко не единственная в его деятельности, хотя и весьма важная).

О том, что это за организация и как она помогает участникам транс-портного процесса тянуть тяжелый воз российской экономики по на-правлению к цивилизованным рыночным отношениям, рассказывает руководитель Ростовского Территориального Управления Министерства по Антимонопольной Политике Павел Тимофеевич Субботин

-- Павел Тимофеевич, пожалуйста, коротко об истории Вашего управления.

-- В конце 1991 года., когда Россия готовилась сделать решительный шаг по направлению к реальной рыночной экономике, с подачи тогдашнего премьера Ивана Силаева возникло новое ведомство -- Государственный антимонопольный комитет. Его главной и, по сути, единственной задачей в те приснопамятные времена был надзор за соблюдением Закона "О конкуренции". Вскоре стали возникать и филиалы комитета в регионах. 9 января 1992 года был подписан приказ о создании Ростовского территориального Управления (РТУ). (С сентября 1992г. и по сей день П. Т. Субботин -- бессменный его руководитель -- кор). Так что, недавно РТУ, по праву считающееся одним из лучших в России, отметило 10-летний юбилей. С сентября 1998 года комитет был преобразован в министерство по антимонопольной политике (МАП).

-- Павел Тимофеевич, сильно ли "загружают" работой Ваше Управление хозяйствующие субъекты города и области? Как вообще протекает процесс рассмотрения дел о нарушениях Закона "О конкуренции"?

-- Насчет "загруженности" судите сами. В 2001 г. было подано 138 заявлений о нарушениях разных статей закона, причем, не только от хозяйствующих субъектов и других юридических лиц, но и от лиц физических, а также от органов местного самоуправления и региональных органов федеральных структур. По каждому из заявлений мы обязаны проводить расследование. Иногда (и не так уж редко) уже самого факта начала процесса достаточно для того, чтобы нарушитель осознал свою неправоту и устранил недостатки. В противном случае, если нами подтвержден факт нарушения, возбуждается дело и по его завершению выносится предписание, обязательное для исполнения нарушителем (разумеется, последний может обжаловать его в судебном порядке).

-- Судя по отчету РТУ за 2001г, большое количество дел у вас связано с работой Северо-Кав-- казской железной дороги.

-- Действительно, СКЖД -- наша давняя головная боль, что, впрочем, не удивительно -- естественная монополия! Аналогичная проблема, как известно, существует и на федеральном уровне -- МАП России ведет перманентную борьбу с МПС, равно как и с другими естественными монополистами, по вопросам тарифной политики. Что же касается СКЖД, то наиболее распространенным нарушением со стороны дороги является злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. № 5 ЗОК), когда клиента фактически обязывают оплачивать то, что зачастую ему не требуется -- страховку вагонов (или контейнеров), их уборку, взвешивание и массу других так называемых "станционных услуг". Причем, в отличие от собственно тарифов на перевозку (это прерогатива федеральных структур), расценки на эти "услуги" устанавливают "как Бог на душу положит" сами отделения СКЖД (как, впрочем, и везде в России). Вообще, сами договора на обслуживание между клиентами и ЖД уникальны в смысле дискриминации одной из сторон. Какой -- думаю, уточнять не надо. К примеру, в случае малейшей задержки с погрузкой поданного железной дорогой вагона клиент платит солидный штраф "за простой"; дорога же в случае неподачи вагона в оговоренные сроки никакой ответственности за это не несет. Зачастую эта задержка растягивается на много дней и даже недель, что приводит к срывам контрактов и колоссальным убыткам для клиента. Разумеется, мы боремся с таким положением дел. Хотя ЖД -- "крепкий орешек", ее на голый факт начала антимонопольного расследования не возьмешь, и на обязательное для исполнения предписание она может отреагировать "тихим саботажем". То есть, вернет незаконно полученные деньги одной фирме и тут же "сдерет" их с другой -- авось та по своему неведению, или почему-то еще не станет подавать заявление в РТУ! Но все же результат нашей работы налицо -- если в 2000 году РТУ возбудило против СКЖД 31 дело, из которых 8 обжалованы в суде, то в 2001 году -- 22 дела, причем, обжаловано в суде только одно из них. Так что, несмотря на объективный антагонизм, мы постепенно находим общий язык с руководством дороги, которое, к чести своей, начинает понимать: мы не враги друг другу, и суждено нам в одной связке работать на благо России.

-- Вашему управлению приходится рассматривать дела и против законодательной и исполнительной властей города и области. Какие у Вас взаимоотношения?

-- Отношения у нас вполне конструктивные, я бы даже сказал -- хорошие. Во главе города и области стоят люди со вполне рыночными взглядами, и они не могут не понимать необходимость деятельности нашего управления для нормального функционирования экономики региона. Так что, все возникающие вопросы решаем цивилизованно, без конфликтов и взаимных обид. Более того, нередко представители исполнительной власти помогают нам проводить проверки в деятельности нарушителей антимонопольного законодательства, предоставляют ценную для нас экономическую и юридическую информацию.

-- Какими еще делами, связанными с транспортом, занимается Ваше управление?

-- Достаточно много дел связано с нарушениями закона "О конкуренции" в области пассажирских перевозок. На определенных маршрутах дело это весьма выгодное; соответственно, немало и претендентов на получение лицензии. К примеру, многим ростовчанам, а тем более, жителям Азова, хорошо знакомы маршрут -- ныетакси, выполняющие рейсы из Ростова до поселка Пешкове Азовского района. ООО "Золотая Нива" добилась права на осуществление перевозок по этому маршруту только после вмешательства нашего Управления, опротестовавшего неправомерный отказ в выдаче лицензии данной фирме со стороны Управления по координации работы промышленности, транспорта и связи Администрации Ростовской области. То же можно сказать и в отношении ряда других фирм, готовых перевозить пассажиров на наиболее выгодных для города (или области)условиях. Помимо частных случаев, нам приходится работать и с законодательной базой на тему пассажирских перевозок. В прошлом году Управлением был подготовлен ряд заключений о соответствии (противоречии) антимонопольному законодательству нормативных актов органов власти и управления Ростовской области.

    Среди них:
  • -- проект трехстороннего типового договора Администрации Ростовской области, автовокзалов и транспортных предприятий об автоперевозках пассажиров на маршрутах области;
  • -- проекты нормативных актов органов местного самоуправления Ростовской области по организации и проведению конкурсов на осуществление пассажирских перевозок в соответствующих муниципальных образованиях (в том числе в городах Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Милле-- рово и других);
  • -- ряд других проектов.

Некоторые из них были признаны противоречащими Закону "О конкуренции", что своевременно позволило устранить возможные негативные последствия этих нормативных актов для рыночных отношений в регионе. -- Павел Тимофеевич, давайте поговорим напоследок о перспективах деятельности РТУ в свете развития рыночных отношений в Ростовской области. По логике, чем успешнее развиваются эти отношения, более цивилизованными становятся субъекты рынка и "правила игры" между ними, тем меньше потребность в деятельности Вашего управления и МАП в целом?

-- Спорное утверждение. Ведь рынок, даже самый цивилизованный, по своему определению есть борьба между его субъектами и в пылу этой борьбы, как в спорте, даже самый честный участник может ненароком нарушить правила игры. Да и сами правила неизбежно устаревают и время от времени нуждаются в корректировке. Это подтверждает и опыт ведущих стран Запада, там давно установились цивилизованные рыночные отношения, а необходимость в деятельности антимонопольных институтов отнюдь не отпала, разве что вектор этой деятельности слегка изменил свое направление. Кстати, наше Управление также расширяет сферу своей деятельности -- актуальным становится контроль финансовых рынков вообще и услуг страхования в частности,значительно выросли объемы работ по контролю за конкурсами и торгами. Хотя, учитывая нынешнее состояние российского рынка, работы на наш век хватит с избытком. Вдобавок, пока еще далеко не все субъекты хозяйствования имеют ясное представление о деятельности МАП вообще и РТУ в частности, и, столкнувшись с ущемлением прав в своей экономической деятельности, либо сразу идут в суд, либо просто опускают руки, тогда как зачастую корень их проблем лежит в сфере компетенции нашего Управления. Надеюсь, эта публикация в какой-то степени поможет им в выборе правильного решения.

опубликовано в № 2, 2002 год
Алексей САЧЕНКО
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru