Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
26 декабря 2024
Железная дорога

Необходима экономическая ответственность всех участников транспортного процесса

В марте министр путей сообщения Геннадий Фадеев совершил свою первую рабочую поездку по Северо-Кавказской железной дороге. Основная задача, как он определил, -оценить ситуацию на местах, своими глазами увидеть существующие проблемы и принять конкретные меры для их устранения.

Первым пунктом поездки министра стал порт Туапсе, где были приняты решения, кардинально меняющие технологию взаимоотношений участников транспортного конвейера -- от грузоотправителя до портовиков. Поставщиками было высказано мнение, что порт в настоящее время реально может перерабатывать в год на 5 миллионов тонн грузов больше, чем это делается сейчас. Геннадий Фадеев поддержал это предложение, увеличил лимиты финансирования на реконструкцию станции, но поставил условие, чтобы портовики и сами приняли определенные меры по разрешению проблем в своем хозяйстве, чтобы уже в этом году перерабатывать значительно больше, нежели 15 миллионов тонн. После посещения порта Туапсе министр прибыл в г. Новороссийск. Ознакомившись с технологией работы крупнейшего порта Юга России, Геннадий Фадеев вместе с генеральным директором порта и администрацией города принял решение о продолжении реконструкции Новороссийского транспортного узла. По его мнению, многомиллионные вложения в развитие станционного хозяйства -- это не выброшенные на ветер деньги, а инвестирование их в высокоприбыльное дело. Значительно дороже обходятся железнодорожникам, а значит и государству, многосуточные простои составов, адресованных в порт. Сегодня такие простои вагонов с грузом, превращение их в "склады на колесах" влетают клиентам в копейку, а штрафы отражаются на себестоимости продукции, т. е. наказываются потребители, а не виновники простоя. Кроме того, железнодорожники теряют миллионы рублей за счет этих необработанных вагонов. Поэтому было достигнуто соглашение по подготовке договоров об экономической ответственности всех участников транспортного конвейера.

В Краснодаре министр встретился с губернатором края Александром Ткачевым, в беседе с которым дал оценку результатам проделанной работы. "На всех предприятиях чувствуется рабочий настрой, конструктивный подход к делу, -- заявил он. -- Я поддержал те предложения, которые направлялись на улучшение транспортного обеспечения экономики Краснодарского края, решение локальных вопросов, связанных с переработкой грузов в морских портах, развитие пропускной и провозной способности припортовых станций. Северо-Кавказская дорога работает в сложных условиях, поэтому забот и проблем здесь хватает. Но главное -- я рад, что нашел поддержку своим решениям". В свою очередь губернатор Краснодарского края отметил, что приезд министра -- серьёзное событие. "Мы определились в том, что необходимо для устойчивой работы пригородного железнодорожного транспорта, который на Кубани играет важную роль, -- сказал Александр Ткачев. -- Огромное значение для региона имеет и развитие портов Туапсе, Новороссийск. Новая позиция, новый взгляд МПС говорит о хороших перспективах сотрудничества администрации и железнодорожников. К тому же мне импонирует позиция министра -четко платить налоги, так как у прежнего руководства МПС по разным причинам образовались большие задолженности перед администрациями всех уровней. Вместе мы сможем решить все проблемы". 13 марта министр путей сообщения прибыл в г. Ростов-на-Дону. Целью его визита стал Новочеркасский электровозостроительный завод, единственный в стране по производству электровозов переменного тока, которые до сих пор работают на наших железных дорогах. И Геннадий Фадеев был обеспокоен тем фактом, что завод, выпускавший в свое время около четырехсот локомотивов в год, став акционерным обществом, в прошлом году выпустил всего двенадцать машин. Министр на встрече с коллективом заявил, что МПС с удовольствием будет поддерживать предприятие, но только в том случае, если завод перейдет в его ведение. Министром была поставлена задача через 4 -- 5 лет выпустить принципиально новую машину, что, в свою очередь, потребует огромных дополнительных средств, а МПС как федеральное предприятие не может себе позволить вкладывать деньги в необеспеченное акционерное предприятие. На прошедшей пресс--конференции в г. Ростове-на-Дону министр путей сообщения, подводя итоги своей поездки по Северо-Кавказской железной дороге, подчеркнул, что судьба НЭВЗа -- вопрос государственной важности. Для того, чтобы удержать сегодняшний коллектив, -- 6000 работающих, не потерять специалистов, было принято решение загрузить завод программой МПС, увеличив в пять раз заказ общей стоимостью около двух миллиардов рублей. Что же касается собственности завода, то, как выразился Геннадий Фадеев, время показало, кому он должен принадлежать. Стороны договорились принять все меры,чтобы контрольный пакет акций завода принадлежал подразделениям МПС. В этом вопросе министр рассчитывает на помощь губернатора Ростовской области Владимира Чуба. На пресс-конференции министр путей сообщения ответил на ряд вопросов журналистов, в том числе и об отмене льгот на грузоперевозки. При этом Геннадий Фадеев отметил, что часть этих льгот вполне обоснованна. Есть определенные решения, в кото- страшным последствиям. Г. Фадеев с сожалением отметил, что эта проблема остается пока не решенной.

На вопрос о повышении цен на билеты поездов дальнего следования министр пообещал, что до конца года повышения цен не будет, хотя железная дорога несет огромнейшие убытки от пассажирских перевозок (37 млрд. рублей). При этом глава МПС подчеркнул, что решение этого вопроса -- не полностью его прерогатива. Геннадий Фадеев высказался против коммерциализации железных дорог: "Мы не можем ставить задачи, чтобы пассажирские перевозки были прибыльные, потому что покупательная способность значительно отстаёт от реальных цен. Государство должно искать другие пути компенсации". рых заинтересованы все стороны, например: перевозка кузбасского угля, металла на большие расстояния. Но там, где транспортная составляющая низка и имеет всего 4 -- 5 процентов, льготы должны быть отменены. На сегодняшнее время общий объем льгот, предоставляемых МПС, составляет 56 млрд. рублей, и это при том, что министерство еще имеет кредиторскую задолженность. "Министерство путей сообщения сработало убыточно в январе, в феврале, еле-еле балансирует по марту, -- заявил Г. Фадеев. -- Есть все основания для того, чтобы брешь убыточную закрывать не за счет государства, а за счет отмены льгот перевозчикам". На пресс-конференции обсуждалась проблема хищений коммуникационных кабелей. Министр путей сообщения заметил, что, с одной стороны, -это приводит к огромным убыткам, исчисляемым миллиардами рублей, с другой -- сказывается на безопасности движения поездов. На железнодорожной сети неоднократно были случаи, когда из-за вырванного кабеля, работающего на сигналы автоблокировки, вместо запрещающего сигнала появлялся разрешающий, что приводило к На вопрос о ходе реформы в отрасли министр путей сообщения заявил, что реформа идет в порядке, определённом правительством, лишь с небольшим отставанием по срокам, что обусловлено объективными причинами. К концу года должно полностью произойти разделение функций министерства на функции государственные и функции хозяйствующего субъекта, главное сейчас -- подготовить правовую основу. Впервые в этой отрасли проводится инвентаризация основных фондов, которые составляют 2,5 триллиона рублей, и здесь министерство столкнулось со сложнейшей работой. Остальные задачи решаются нормально: происходят структурные изменения, идет укрупнение подразделений, усиливается централизация в управлении перевозочным процессом, своим чередом идет обновление кадров, но каких-либо кардинальных изменений, по словам министра, на данном этапе проводиться не будет. Новый глава МПС Геннадий Фадеев отметил неплохую работу Северо-Кавказских железнодорожников и выразил уверенность, что его планы, касающиеся работы отрасли и преобразований в ней, будут встречены с пониманием и поддержкой.

опубликовано в № 2, 2002 год
Денис КАЧАЕВ
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru