Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
23 ноября 2024
Железная дорога

Поезд надежды отправился из Сухума

Поезд надежды отправился из Сухума

Известно, что любая дорога объединяет людей и страны, отсутствие ее - ведет к упадку. В 1992 году во время вооруженного конфликта в Абхазии железная дорога, созданная в 1927 году, прекратила свое существование. Страдали все - курортники из России и бизнесмены, жители Абхазии, не порвавшие отношения с Россией.В середине сентября 2004 года пассажирское сообщение между Россией и Абхазией было восстановлено. Тожественная церемония пуска первого поезда Сухум-Москва состоялась в столице Абхазии городе Сухум.

Расстояние по железной дороге от Москвы до Сухума составляет 2072 километра, от Ростова - 742, а от российской границы - всего 105 километров. В былые времена по Сухумскому участку Закавказской железной дороги ежесуточно проходило до 18 пассажирских поездов. За 12 лет бездействия и должного обслуживания дорожное хозяйство этого участка пришло в упадок. Остались 10500 метров тоннелей, разграбленные остовы вагонов, разрушенные тяговые подстанции, ветшающие здания вокзалов со следами пуль и снарядов. Так бы и продолжали гнить шпалы и ржаветь рельсы, если бы не пришли в Абхазию российские железнодорожники. По восстановленной дороге прошел первый поезд.

Специально сформированный СКЖД поезд, в вагонах которого - артисты и журналисты из Ростова, Сочи, Краснодара, приближается к границе России с Абхазией. К составу дополнительно прицеплены два вагона-ресторана и пассажирские вагоны для российских строителей, участвовавших в восстановительных работах на участке граница России-Сухум. По случаю грядущего торжественного события все вагоны нашего состава тщательно вымыли на станции Адлер. После недолгих таможенных и пограничных формальностей на станции Веселый состав двинулся через реку Псоу по новому железнодорожному мосту. Наиболее нетерпеливые телеоператоры и фотографы выставили в открытые окна вагонов свои объективы, но на границе снимать запрещено.

На абхазской стороне - никакого досмотра. Из окна вагона рядом с железной дорогой видно море. После основательно застроенных пляжей большого Сочи здешнее побережье, идеальное для летнего отдыха, кажется особенно пустынным. Телеоператоров больше интересует окружающий пейзаж: разрушенные дома, плакат с призывом "Пора вооружаться", ржавые рельсы, по которым давно не ходили поезда. То и дело из бурьяна проглядывают обгорелые и разграбленные остовы вагонов с выбитыми стеклами. Очень мало машин: у непризнанной республики проблемы с бензином. Идет дождь, между горами - туман. Поезд надежды отправился из Сухума

Поезд с берегов Тихого Дона (надпись в окне вагона) приветствуют местные жители, женщины приветливо машут руками и провожают взглядом вагоны, автомобилисты сигналят, мужчина машет нам и поднимает рюмку чачи в честь нашего прибытия.

В некогда прекраснейшем курорте страны Гаграх видны остовы обгорелых пансионатов и санаториев, для восстановления которых у республики нет ни средств, ни строительных материалов. Чтобы организовать их подвоз, существующего, давно не ремонтированного шоссе явно недостаточно, нужно наладить грузовое железнодорожное сообщение. Частые остановки до и после многочисленных туннелей и тихий ход нашего поезда журналисты комментируют по-своему: "Коров гоняют". Во время остановок сотрудники пресс-службы передают дежурным по перрону предусмотрительно погруженные в Краснодаре стопки свежего номера газеты "Гудок", которые тут же расходятся по рукам местных жителей.

На Сухумском вокзале ажиотаж: рабочие под дождем заканчивают возведение трибуны для почетных гостей, монтируют звукоусилительную аппаратуру. Свежевыкрашенный и украшенный разноцветными шариками виновник торжества - состав из локомотива и шести вагонов с вывесками "Сухум-Москва" - уже на перроне. Осмотреть вагоны до прихода высокого начальства нельзя, можно только фотографировать их снаружи вместе с очаровательными проводницами, словно сошедшими с подиума конкурса красоты. Люди фотографируются на память у локомотива с плакатом "Сухум-Москва". Меры предосторожности беспрецедентны: повсюду люди в камуфляже, пограничники Абхазии, милиция. Очень много зрителей с детьми под зонтами, которые уверяют нас: по абхазской примете, дождь - к счастью. Многие держат в руках плакаты на русском и абхазском языках: "Спасибо, Россия, за поезд в Москву", "Теперь Москва нам стала ближе".

Белый фасад вокзала окрашен со стороны перрона (с обратной стороны не успели), выбитые окна и следы пожара будут памятью о войне. Полностью восстановлено помещение билетных касс. Люди разглядывают расписание поездов, где красной строкой указано время отправления и прибытия: "Поезд 627. Москва-Сухум". Представлено расписание движения электричек, которые уже ходят, но пока нерегулярно.

Местные жители охотно дают интервью российским СМИ.

Кассир Лена: "С 3 сентября продано 150 билетов, все московские вагоны заполнены на 100 процентов".

Раиса Шамбалян, давно живущая в Сухуме: "Я мечтала о том, что смогу проехать в Россию поездом, как это было много лет назад. Уже выросло целое поколение, которое не знает железной дороги, а старые люди будут привыкать к ней заново. Мы с утра пришли, чтобы встретить поезд. Хорошая жизнь будет, у меня на душе праздник. Что бы ни говорили политики, это сделано для людей, это право свободного перемещения человека. Пусть Грузия идет нам навстречу".

Владимир Попов, сотрудник пресс-службы российских миротворцев в Абхазии: "Я гражданин России, но живу в Сухуме. Мой старший сын получает высшее образование в Москве, мы с женой часто его навещаем, как все родители, посылаем гостинцы. Раньше каждая поездка была долгой и утомительной, с многочисленными пересадками, теперь, надеюсь, это станет легче".

На торжества прибыли президент ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Фадеев, начальник СКЖД Владимир Воробьев, представители абхазского руководства. Первым делом почетные гости осмотрели вагоны новенького состава, убедившись, что все готово к приему первых пассажиров. В купе - цветы, крахмальные постели и занавески, расписание остановок в пути. Затем гостей приветствовали юные абхазские и российские артисты в национальных костюмах. По абхазскому обычаю, Геннадий Фадеев сделал глоток вина из предложенного ему кавказского рога, отщипнул кусочек абхазского каравая. Поезд надежды отправился из Сухума

Под непрекращающимся ливнем, очень затруднившим работу снимающих репортеров, прошел митинг. В своем выступлении Геннадий Фадеев отметил, что новую жизнь, новые отношения с Закавказьем надо начинать с восстановления железнодорожной инфраструктуры, жизненно важной артерии. Свободное перемещение грузов и пассажиров даст свободную работу бизнесу, а это будет способствовать восстановлению экономики республики Абхазия, поможет налаживанию отношений с Россией.

Начальник СКЖД Владимир Воробьев рассказал, что восстановлен практически весь путь, вся система электроснабжения участка от границы России до Сухума. Все работы вели сотрудники СКЖД, люди трудились на износ, сделанное за месяц можно назвать подвигом. Это событие дало новую точку отсчета в развитии экономики республики Абхазия, в развитии наших взаимоотношений, стало новой вехой в нашей дружбе. В прошлом году в Абхазии отдохнули свыше 300 тысяч россиян, и это только начало, продолжением станут грузовые перевозки, более удобные графики, круглогодичное движение электричек.

Первый вице-премьер Республики Абхазия А. Тарба подчеркнул, что долгие годы его народ был отрезан от всего мира, а пуск первого поезда сравнил с открытием нового моста к процветанию абхазского народа. Все выступающие признали огромнейшее значение этого события, снимающего многие проблемы Абхазии. Созданы условия для роста экономических отношений с Россией, облегчаются условия для перехода государственной границы, обе стороны заинтересованы в грузовых и пассажирских перевозках. Грузинская сторона увязывает происходящее с политикой, а надо увязывать с экономикой. Недаром Армения заинтересована иметь железнодорожное сообщение с Россией. Не надо агрессивно воспринимать первый поезд - жизнь показала, когда пускали электричку, что безопасность можно обеспечить.

Затем Владимир Воробъев вручил традиционный ключ начальнику Абхазской железной дороги Леониду Куруа. Очень хочется, чтобы этот символический ключ со временем стал ключом к разрешению проблем Закавказья.

Был зачитан приказ о поощрении специалистов, участвовавших в восстановлении участка Веселое-Сухум. Среди награжденных - начальник СКЖД, начальники участков, отделений и служб дороги, сотрудники управления администрации города Сухум. Геннадий Фадеев вручил ценные подарки большой группе рядовых железнодорожников, непосредственно принимавших участие в ремонтно-восстановительных работах.

Наступил торжественный момент - под гудок паровоза красную ленту перерезали Геннадий Фадеев, Владимир Воробьев и представители сухумской стороны, каждый взял себе по кусочку на память.

Первый электровоз, по обычаю окропленный шампанским, под аплодисменты присутствующих дал длинный-предлинный гудок, еще один - по просьбе зазевавшихся журналистов. Машинисту локомотива, чтобы тронуться с места, несколько раз пришлось давать гудок с просьбой расступиться. Когда люди отошли с полотна, вверх полетели шары и блестки. Под звуки оркестра поезд Сухум-Москва отправился в свой первый рейс. Поехали! На Сухумском вокзале впервые за много лет вслед уходящему поезду побежал опоздавший пассажир, задержавшийся на открытии.

опубликовано в № 5 (17), 2004 год
Юрий Кононов
Фото автора
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru