Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
29 марта 2024
Порты

В Азовском морском порту построен контейнерный терминал

В рамках реализации третьего этапа инвестиционной программы в ОАО «Азовский морской порт» завершено строительство специализированного контейнерного терминала проектной мощностью от 35 до 75 тысяч TEU в год с единовременным хранением до 3,6 тысячи TEU. Уже сегодня порт готов обеспечить перевалку 70 тысяч TEU в год и ведет активную работу по привлечению такого грузопотока. В настоящее время рассматривается возможность открытия трех контейнерных линий: Варна — Азов, Стамбул — Азов, Констанца — Азов. В Азовском морском порту построен контейнерный терминал

По своим параметрам азовский контейнерный терминал станет одним из крупнейших в регионе. Общая площадь складов терминала составит 50 000 квадратных метров, длина причальной стенки — 268 метров. Он расположен непосредственно на территории основного грузового участка и обеспечен автомобильными и железнодорожными подъездными путями.

Терминал оборудуется современными контейнерными перегружателями, кранами и другими специализированными техническими средствами. Азовский морской порт является одним из наиболее динамично развивающихся транспортных предприятий юга России. Более десяти лет на предприятии, имеющем стратегическое значение для страны, реализуется широкомасштабная инвестиционная программа. Общий объем капитальных вложений, осуществленных стратегическим инвестором порта — ЗАО по производству строительных материалов «С», — превышает 90 миллионов долларов США.

В настоящее время в порту сформирован мощный производственный комплекс, включающий причальную стенку протяженностью 1,5 километра, более 24 гектаров открытых складских площадей, более 10 000 квадратных метров крытых складских площадей, 30 кранов грузоподъемностью до 50 тонн, собственное железнодорожное хозяйство, специализированный зерновой терминал, склады крытого хранения, а также современный комплекс средств малой механизации. В результате перегрузочный комплекс Азовского морского порта способен обеспечить годовой объем погрузочноразгрузочных работ до 6-7 миллионов тонн экспортно-импортных грузов.

Несмотря на острую конкуренцию, Азовский порт занимает лидирующие позиции на региональном рынке. Обеспечение конкурентоспособности порта в очень сложных современных условиях достигается за счет реализации в полном объеме его преимуществ. Прежде всего, это выгодное географическое положение порта, наличие интермодальных связей (железная и автомобильная дороги), круглогодичная навигация, высокий уровень оснащения перегрузочной техникой, наличие системы внутреннего железнодорожного хозяйства, позволяющей одновременно принимать и обрабатывать несколько железнодорожных маршрутов, многопрофильность, квалифицированный персонал и другое.

Азовский морской порт с 1994 года имеет статус международного. Организация пункта пропуска через государственную границу в порту осуществлялась за счет внебюджетных средств, выделенных портом и его стратегическим инвестором. Этими же организациями в полном объеме профинансирована реконструкция пункта пропуска в 2002-2004 годах.

Большой потенциал развития транспортного узла на базе Азовского порта заложен четвертым этапом инвестиционной программы, который предусматривает реконструкцию Азово-Донского подходного канала (АДК) с доведением его глубин до 8,5 метра. Дело в том, что сегодня основным лимитирующим фактором, сдерживающим развитие Азовского порта и транспортного комплекса региона, выступает глубина судового хода на участках Азово-Донского подходного канала и реки Дон.

Реализация ЗАО «С» программы реконструкции и развития производственных мощностей Азовского порта позволит подготовить перегрузочный комплекс предприятия к приему судов водоизмещением до 20 000 тонн, что в перспективе может сделать его по классу обрабатываемых судов аналогом порта Мариуполь (Украина). Заложенная инвестиционным проектом глубина у причальной стенки составит 8,5-9 метров.

Минтрансом России дано положительное заключение по проекту реконструкции Азово-Донского канала, который обеспечит значительное расширение контейнерного грузооборота и повышение конкурентоспособности российских экспортеров и транспортников.

Данный вопрос рассмотрен и положительно решен на уровне Правительства Российской Федерации. Реализация проекта будет иметь значительный экономический эффект на всех своих стадиях, а в перспективе приведет к формированию мощного транспортного узла. Проект реконструкции канала предполагает осуществление широкомасштабных частных инвестиций в реконструкцию объекта федеральной собственности путем его передачи в концессию. Проведение широкомасштабной реконструкции Азово-Донского канала приобретает сегодня особую актуальность как с точки зрения внешнеполитической обстановки и защиты национальных интересов страны, укрепления ее международного престижа и обороноспособности, так и с точки зрения практической реализации транспортной стратегии Российской Федерации.

Реализация проекта будет иметь значительный экономический эффект на всех своих стадиях, а в перспективе приведет к формированию мощного транспортного узла, что значительно повысит экспортный потенциал страны, даст мощный импульс развитию транспортной инфраструктуры в регионе и укреплению обороноспособности страны.

Большую роль в реализации потенциала Азовского порта, как и других объектов транспортной инфраструктуры юга России, может сыграть другой, не менее грандиозный проект — «Евразия», который недавно получил поддержку президента России В. В. Путина и президента Казахстана Н. Назарбаева.

Проект предусматривает создание нового водного транспортного пути для соединения Каспийского и АзовоЧерноморского бассейнов. Его маршрут предположительно пройдет от порта Азов (река Кагальник) по Кумо-Маныческой шлюзовой системе, далее по Черным землям Республики Калмыкия с выходом в Каспийское море в районе Тюленьей балки. Создание нового водного транспортного пути «Евразия», по оценкам специалистов, существенно дополнит возможности Волго-Донского канала и придаст еще большую значимость России в геополитическом, экономическом и политическом аспектах.

опубликовано в № 3(33), 2007 год
Людмила Светлова
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru