xml version="1.0" encoding="windows-1251"?>
27 декабря 2024 |
|
События и факты Из ростовского «Стапеля» — в большое плаваниеКоллектив Ростовского центрального конструкторского бюро «Стапель», отметивший недавно свой 55-летний юбилей, расширяет географию своей деятельности и осваивает новые направления работ. По словам руководителя Азово-Донского бассейнового управления водных путей и судоходства Александра Огарева, принявшего участие в юбилейных торжествах, сегодня в бассейне практически нет ни одного судна, которое не было подвержено вниманию и влиянию коллектива РЦПКБ «Стапель». История «Стапеля» начиналась в тяжелые для страны послевоенные годы. В 1952 году по приказу Министра морского флота Н. Новикова в г. Ростове-наДону было организовано Центральное конструкторское бюро № 8. На него возлагалась очень важная государственная задача — подготовка технической документации для восстановления и ремонта дноуглубительного и транспортного флота, речных и морских портов, а также подходных каналов и других гидротехнических сооружений. Выполняя поставленную задачу, коллектив ЦПКБ-8 приступил к разработке крупных проектов по восстановлению, капитальному ремонту и переоборудованию судов довоенной постройки: землесосов, землечерпалок, грунтоотвозных шаланд и судов вспомогательного флота. Ремонтные и восстановительные работы по этим судам велись практически на всех судоремонтных заводах Минморфлота в Европейской части СССР. Начиная с 1954 года, одной из основных специализаций ЦПКБ-8 стало проектирование новых судов различного назначения, но в первую очередь — судов дноуглубительного флота. Их строительство под наблюдением специалистов ЦПКБ-8 велось на Одесском, Канонерском, Таганрогском, судоремонтных заводах, СРЗ «Красная кузница», имени ХI годовщины Октября (г. Астрахань) и других. По разработанным техническим заданиям и под наблюдением специалистов ЦПКБ-8 строились современные суда дноуглубительного флота на зарубежных верфях Англии, ГДР, Польши, Франции, Японии. В первой половине 1950-х годов ЦПКБ-8 стало базовой организацией Минморфлота по проектированию средств навигационного оборудования (СНО) морей для оснащения подходных каналов и акваторий портов. Изготовление знаков СНО велось на многих судоремонтных заводах, в том числе и для поставки на экспорт. Специалисты ЦПКБ-8 оказывали содействие в улучшении финансовой и хозяйственной деятельности бассейновых Управлений морских путей Балтийского, Каспийского, Северного и Черноморского пароходств, а также Управления пути Среднеазиатского пароходства (г. Чарджоу, Туркмения). В октябре 1968 года совместным решением Министерства морского флота и ЦК профсоюзов работников морского и речного флота коллективу РЦПКБ было присвоено звание «Предприятие высокой культуры производства». Минморфлот поручает ростовским конструкторам ведение проектных и научно-исследовательских работ по портовому и служебно-вспомогательному флоту. В 1972 году РЦПКБ перешло в подчинение вновь созданного ВО «Совсудоподъем», а с 1973 года на него было возложено научно-техническое обеспечение аварийно-спасательных, судоподъемных, буксировочных, подводно-технических, водолазных работ и работ по ликвидации разливов нефти, выполняемых предприятиями ММФ. Для изучения передового опыта выполнения аварийно-спасательных и водолазных работ, а также работ по ЛРН специалисты РЦПКБ посещали ведущие зарубежные фирмы в Норвегии, Швеции, Франции, Японии. Для отрядов АСПТР были созданы нормативные и руководящие материалы, разработаны рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности, планы по проведению учений аварийно-спасательных и ЛРН работ. При активной технической помощи РЦПКБ на базе Новороссийской мореходной школы в 1979 году открылось отделение по подготовке и переподготовке водолазного состава ММФ. В 70-80-е годы специалисты РЦПКБ активно участвовали в наблюдении за строительством и приемкой многочерпаковых земснарядов (ГДР и Япония), землесосов «Профессор Горюнов» (Голландия), «Гогланд» (Финляндия) и землесосов проекта 469 типа «Ирбенский» (Югославия — 8 единиц), грунтоотвозных шаланд (Румыния) и природоохранных судов (Сингапур), которые поступают на службу ММФ. В 1985 году РЦПКБ ввело в строй собственное опытное производство с современным оборудованием, что позволило не только отрабатывать конструкцию новой техники, но и оснастить ЭО АСПТР спасательными средствами и водолазным инструментом. Приказом ММФ от 04.11.1986 г. № 185 на базе РЦПКБ и СРЗ «Красный моряк» было создано НПО «Стапель» в целях ускорения научно-технического прогресса в ММФ в области технологии судостроения, АСПТР и дноуглубления. Выполнены масштабные проектные работы по переоборудованию судоремонтного завода им. Вано Стуруа (г. Баку), «Красный моряк» (г. Ростов-наДону), Таганрогского судоремонтного завода. По заказу ВМФ СССР разработан проект «Технические средства для подъема затонувших объектов с глубины 150 метров с применением вспененного полистирола. Комплекс был изготовлен на Таганрогском СРЗ и после успешных испытаний на Черном море был передан заказчику. В октябре 1993 года РЦПКБ»Стапель «было преобразовано в открытое акционерное общество. С этого времени специалисты бюро активно разрабатывают проекты модернизации и переоборудования транспортных судов смешанного «река-море» плавания, а также проекты строительства новых судов. Конструкторами «Стапеля» разработаны проекты первых морских плавучих платформ для подводно-технических работ. Освоены новые направления работ — торсиографирование судовых валопроводов судов различного назначения, гидротехническое строительство, изготовление знаков СНО. Сегодня РЦПКБ»Стапель — динамически развивающееся предприятие, деятельность которого охватывает самые различные направления проектных и конструкторских работ, а география заказов простирается по всей России и выходит за ее пределы. За последние пять лет объем реализации вырос в 13,5 раза, а прибыль — более чем в 9 раз. Предприятие является участником плана НИОКР Федерального агентства морского и речного транспорта, имеет признание морского и речного регистров, ФСБ, Госстроя, Горгостехнадзора. Система менеджмента качества сертифицируется на соответствие требований ГОСТ Р ИСО-9001. Недавно, накануне своего юбилея, предприятие вошло в состав международной академии транспорта. По мнению генерального директора ОАО «РЦПКБ «Стапель» Николая Тыртышного, сегодняшние достижения предприятия стали возможны благодаря слаженной работе всего коллектива. Его костяк составляют специалисты высочайшего уровня — академики, профессора и кандидаты наук, которые стояли у истоков создания конструкторского бюро, сохранили и преумножили научный потенциал и сегодня передают свои знания молодым специалистам. опубликовано в №
4, 2007 год
Людмила Светлова
|
|||
|