Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
27 декабря 2024
Порты

«ЮгТранс-2007»: новые возможности для развития портов

«ЮгТранс-2007»: новые возможности для развития портов

Международная конференция «ЮгТранс-2007: Портовая индустрия, технологии и услуги», состоявшаяся недавно в г. Стамбуле (Турция), открыла новые возможности для развития портовой инфраструктуры юга России. Участники конференции затронули актуальные вопросы технического оснащения портов, строительства терминалов и складских комплексов, применения современных инструментов финансирования инвестиционных проектов.

В работе конференции приняли участие делегаты из России, Турции, Белоруссии, Казахстана. Среди них - Генеральный Консул Генерального Консульства Республики Турция в России Гюссель Эврен, начальник отдела Управления инвестиционного анализа и прогнозирования Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Дмитрий Замышляев, президент группы компаний «Мир Вашему дому» Владлен Гоциридзе, руководители портов юга России и представители компаний — поставщиков портовой техники.

Генеральный Консул Генерального Консульства Республики Турция в России Гюссель Эврен в своем выступлении отметил, что сотрудничество между Россией и Турцией в области морских перевозок активно развивается.

Существенные изменения происходят в портах Краснодарского края: в Новороссийске, Туапсе, Сочи. Гюссель Эврен подчеркнул, что это радует турецких партнеров, потому что именно через порты юга России Турция ведет свою международную торговлю. Представитель Ассоциации портов Турции рассказал об итогах работы турецких портов, поделился планами по реконструкции и строительству новых объектов портовой инфраструктуры, сообщил о ходе приватизации. Все это направлено на повышение эффективности работы турецких портов и увеличение их пропускной способности.

Большой интерес участников конференции вызвало выступление начальника отдела Управления инвестиционного анализа и прогнозирования Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Дмитрия Замышляева. Он рассказал о проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон об особых экономических зонах в Российской Федерации», касающемся морских и речных портов.

Новый закон об особых портовых зонах позволит российским стивидорным компаниям воспользоваться особыми налоговым и таможенным режимами при осуществлении портовой деятельности, что, безусловно, скажется на ускорении их развития. Сейчас закон проходит процедуру обсуждения и внесения поправок, и его принятие планируется в конце этого — начале следующего года.

— Особые экономические зоны на территории РФ, — сообщил в своем докладе Дмитрий Замышляев, - как вид зон с особым налоговым режимом, были созданы Федеральным законом № 116 от 22 июля 2005 года. В прошлом 2006 году были приняты изменения, благодаря которым были созданы туристско-рекреационные зоны. И в этом году мы рассчитываем принять закон об особых портовых зонах. На территории РФ существует четыре вида самостоятельных особых экономических зон. Это промышленно- производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые зоны. Наш закон должен закрепить процесс создания портовых зон на территории морских и речных портов, грузовых терминалов и международных аэропортов.

Целью создания свободных экономических зон является не столько создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций для строительства и реконструкции портовой инфраструктуры, сколько стимулирование развития портового хозяйства и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке портовых услуг.

В настоящее время в РФ существует несколько системных проблем транспортной отрасли, которые, собственно, и привели к возникновению идеи о создании портовых особых экономических зон. Одна из проблем — это высокая доля транспортных затрат в себестоимости продукции. По некоторым данным, эта доля в России достигает 20 процентов (для сравнения: в странах с развитой рыночной экономикой — 10 процентов).

Вторая проблема, о которой неоднократно говорилось, — это недостаточное использование транзитного потенциала России, дефицит пропускных и провозных возможностей. Также не в полной мере удовлетворяется растущий спрос на качественные транспортные услуги и отмечается зависимость внешней торговли от иностранных перевозчиков. Для решения данных проблем родилась идея создания особых портовых зон на территории морских и речных портов, а также аэропортов. Портовые зоны создаются на 49 лет. Резидентом особой портовой зоны может стать коммерческая организация, за исключением унитарных предприятий, которая осуществляет портовую деятельность в пределах, предусмотренных законом, а также деятельность по созданию, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры порта.

Под портовой деятельностью в данном законе подразумеваются: погрузочно- разгрузочные работы; складирование и хранение; транспортно-экспедиторские услуги; снабжение и комплектование судов или воздушных судов снаряжением; ремонт, техническое обслуживание, оснащение, модернизация морских и речных судов, в том числе авиационных двигателей и так далее. Сюда же включаются: переработка водных биологических ресурсов; операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке: упаковка, переупаковка, транспортировка; простые сборочные и иные операции; биржевая и оптовая торговля товарами, а также осуществление функционирования портовой особой экономической зоны.

По закону деятельность по созданию, реконструкции и эксплуатации объектов особой портовой зоны обязывает резидента инвестировать капитальные вложения в сумме не менее: для морских портов — 100 миллионов евро, для речных портов — 50 миллионов евро. При создании и развитии инфраструктуры нового аэропорта сумма инвестиций должна составлять не менее 50 миллионов евро. При реконструкции и развитии действующей инфраструктуры порта или аэропорта — не менее 3,5 миллиона евро. Генеральный директор ОАО «Ростовский порт» Виктор Вовк (слева) и представитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Дмитрий Замышляев обсудили перспективы создания особых портовых зон на территории Ростовской области

Портовая деятельность резидента особой портовой зоны обусловлена предоставлением резидентом особой экономической зоны в таможенный орган обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в том порядке, который предусматривается таможенным законодательством. Но эти суммы должны быть не менее: 30 миллионов рублей - при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием, хранением и оптовой торговлей; 10 миллионов рублей — при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием и оптовой торговлей товарами, не являющимися подакцизными товарами или минеральным сырьем; 2 миллионов рублей — при осуществлении иной портовой деятельности.

Новый законопроект предусматривает создание инфраструктуры портовых зон за счет государственных бюджетов разных уровней, защиту резидента от неблагоприятного изменения законодательства РФ о налогах и сборах и предоставляет собственникам право выкупа земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости особой портовой зоны.

При помещении товаров в режим свободной таможенной зоны таможенные пошлины, НДС и акцизы не уплачиваются. Экспортеры имеют возможность претендовать на возмещение НДС не по факту вывоза товара из страны, как это происходит сейчас, а непосредственно при помещении товаров в портовую особую экономическую зону.

Действие режима особой портовой зоны не распространяется на транспортные средства, ввозимые на территорию портовой зоны и вывозимые с ее территории. Также действие режима не распространяется на российские товары, размещаемые и используемые на территории особой портовой зоны органами исполнительной власти, администрации порта и лицами, не являющимися резидентами портовой зоны. Таможенные органы взимают НДС и акцизы, подлежащие уплате в связи с вывозом товара за пределы особой экономической зоны.

Новый законопроект не вводит существенно новых, в отличие от других особых экономических зон, налоговых льгот. На портовые особые экономические зоны транслируется освобождение от уплаты налога на имущество и освобождение от уплаты земельного налога. Как полагают законодатели, результатами реализации законопроекта по созданию особых портовых зон станут: совершенствование транспорттранспортной инфраструктуры на основе формирования и дальнейшего развития опорной транспортной сети РФ, повышение эффективности системы товародвижения, интеграция производственных и транспортных средств, процессов развития транспортной логистики, экспорта транспортных услуг и международного транзита через территорию РФ и так далее. Все это будет способствовать повышению конкурентоспособности российских портовых услуг на мировом рынке.

Завершая свой доклад, Дмитрий Замышляев сообщил, что в настоящее время рассматриваются проекты создания особых портовых зон на севере страны — в Ленинградской и Мурманской областях, на юге — в Краснодарском крае и Астраханской области, а также в Приморском крае и на Сахалине. В этих регионах есть потенциальная возможность для создания особых портовых экономических зон.

Еще один механизм инвестирования средств в развитие портового хозяйства предложил президент группы компаний «Мир Вашему Дому», руководитель ООО «Мир лизинга» Владлен Гоциридзе. Он выступил с докладом на тему «Усиливающаяся роль лизинга в портовой индустрии и новейшие технологии строительства терминалов и складских комплексов».

— Несмотря на то, что задачи поддержки отечественного флота и портового хозяйства являются приоритетным для страны, — сказал в своем выступлении Владлен Гоциридзе, — кризис нехватки финансовых ресурсов и инвестиций в отрасль пока еще не преодолен. Один из наиболее рациональных способов решения данной проблемы - использование лизинговых программ. В отличие от других финансовых инструментов, лизинг позволяет арендатору (лизиногополучателю) использовать приобретенное оборудование и зарабатывать средства, в том числе и для уплаты лизинговых платежей. При этом не происходит отвлечения денежных средств из оборота предприятия на приобретение современного дорогостоящего оборудования.

Например, при покупке производственного оборудования на сумму в 1 000 000 долларов лизингополучатель для ввода его в эксплуатацию должен отвлечь из своего оборота только 20 процентов от стоимости оборудования для авансового платежа в сумме 200 000 долларов. Остальную сумму он выплатит в течение последующих 36 месяцев.

При годовом удорожании имущества в 9,5 процента среднемесячный платеж составит 30 тысяч долларов. Общая сумма сделки за три года составит 1 285 000 долларов. При этом вся сумма сделки уйдет на себестоимость, и покупатель законным способом сэкономит 24 процента по уплате налога на прибыль (308 400 долларов). Кроме того, за счет применения разрешенной законом ускоренной амортизации лизингополучатель экономит около 18 000 долларов на выплатах по налогу на имущество. Суммарная экономия денежных средств при приобретении имущества на 1 000 000 долларов в лизинг составит 326 000 долларов. По программам лизинга, разработанным специально для портовой индустрии, предприятия могут строить мобильные, быстровозводимые терминалы, складские комплексы, приобретать новые погрузчики и краны, эффективно обновлять свои основные средства, строить и развивать свой бизнес.

Участники стамбульской конференции познакомились с новыми моделям погрузочной техники «SENEBOGEN», «FUCHS-TEREX», судового навигационного оборудования, а также посетили один из крупнейших в Турции портовых комплексов — Амбарли, который сегодня активно развивает контейнерные перевозки.

опубликовано в № 4, 2007 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru