Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
19 марта 2024
Авиация

Гражданская авиация Юга России: положение стабилизируется

Гражданская авиация Юга России: положение стабилизируется

Деятельность организаций воздушного транспорта Южного региона направлена на достижение экономического роста и социального развития, укрепление связей между регионами России, интеграцию России в мировую систему воздушного транспорта, а также на обеспечение полномасштабного развития инфраструктуры гражданской авиации.

В результате принятых мер положение дел в авиапредприятиях регио на постепенно стабилизируется. По итогам деятельности за 2006 год практически во всех авиапредприятиях отмечался рост основных производственных показателей деятельности. Относительно уровня 2005 года пассажирооборот в целом по региону увеличился на 0,3 процента, отправки пассажиров — на 8,3 процента. Авиапредприятиями перевезено 1643,5 тысячи пассажиров, что на 1,2 процента больше, чем в 2005 году. В 2007 году продолжала сохраняться тенденция роста объемов авиационных перевозок пассажиров.

Если объем перевозок будет расти или хотя бы останется на прежнем уровне, то провозные емкости парка воздушных судов, которыми располагают авиационные перевозчики Южного региона, в самое ближайшее время станут причиной снижения показателей работы воздушного транспорта. Организации воздушного транспорта не смогут обеспечить потребности экономики и населения в авиаперевозках, авиационных работах и услугах.

Основные направления формирования опорной транспортной сети и развития инфраструктуры воздушного транспорта в Южном федеральном округе на период до 2025 года могут быть изложены рядом приоритетных инфраструктурных проектов. Данные проекты непосредственно связаны с реализацией социально-экономических приоритетов общегосударственного значения, и их предложено включить в «Стратегию раз вития транспортно-логистического комплекса Южного федерального округа на долгосрочную перспективу».

В настоящее время стратегическими проектами, которые требуют одобрения и поддержки государства, являются:

1. Разработка и реализация проекта строительства нового узлового аэропорта международного значения в г. Батайске на условиях государственно-частного партнерства.

2. Планируемые к реализации в 2008 году инвестиционные проекты развития инфраструктуры аэропорта г. Краснодар: 2.1. Реконструкция и строительство АВК; 2.2. Технико-экономические обоснования инвестиций и реконструкции ИВПП. 2.3. Приобретение новой техники (замена устаревших основных средств).

3. Реконструкция искусственных покрытий аэродрома в аэропорту «Анапа» за счет средств федерального бюджета (к выполнению работ планируется приступить в 2009 году).

4. Разработка обоснования инвестиций по проекту «Расширение аэропорта Волгоград, ИВПП-2 (продолжение строительства)», на которые Федеральное агентство воздушного транспорта запланировало выделение средств из федерального бюджета в 2009 году. Ускорение решения вопроса реконструкции аэропорта г. Волгограда позволит придать новый импульс в развитии Волгоградского авиапредприятия, его инфраструктуры и расширения его участия в деятельности мультимодального транспортно-логистического комплекса, создаваемого в Волгоградской области.

5. В Ставропольском крае требует внимания осуществление проекта, включающего в себя строительство новой ИВПП в аэропорту «Минеральные Воды» размером 3900×60 метров, на расстоянии 210 метров параллельно существующей, и установкой современного светосигнального оборудования. Срок завершения работ по контракту - август 2008 года. Кроме того, для обеспечения бесперебойной работы авиапредприятия необходимо рассмотреть возможность и подготовить проект замены морально и технически устаревшей наземной авиационной техники, обслуживающей ВС и пассажиров. Также проект реконструкции аэропорта «Ставрополь» необходимо включить в ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002- 2010 годы)».

6. В Кабардино-Балкарской республике исключительную важность представляет разработка и реализация проекта строительства нового аэропортово го комплекса, включающего ИВПП (размеры: 3500×300 метров), включая взлетно- посадочную полосу с искусственным покрытием длиной 3210 метров и шириной 45 метров (60 метров с укрепленными обочинами), аэровокзал для обслуживания пассажиров внутренних и международных авиалиний с пропускной способностью 500-750 тысяч пассажиров в год, грузовой терминал для обработки и хранения грузов — до 10-25 тысяч тонн в год. Учитывая, что данный проект направлен на увеличение экономического потенциала Кабардино-Балкарской Республики, предложено включить его в «Стратегию развития транспортно-логистического комплекса Южного федерального округа на долгосрочную перспективу».

7. В отношении развития авиатранспортной инфраструктуры Республики Дагестан предлагается признать целесообразным и необходимым рассмотрение, проведение экспертизы и корректировки инвестиционного проекта «Модернизация и реконструкция аэропорта „Махачкала“ на период до 2015 года» на условиях государственно-частного партнерства.

8. С учетом низкого потенциала рынка авиаперевозок в Республике Ингушетия и слабой развитости инфраструктуры воздушного транспорта необходимо рассмотреть возможность включения проекта строительства второй очереди аэропорта «Магас» в ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».

9. В целях развития возможностей аэропорта г. Астрахань «Нариманово», имеющего положительный потенциал, для дальнейшего развития требуется содействие в ускорении реализации уже утвержденной инвестиционной программы на условиях государственно- частного партнерства.

10. В целом в Южном федеральном округе остается нерешенной проблема возрождения утраченной в 90-е годы сети внутрирегиональных и местных воздушных сообщений.

По данным за 2007 год, деятельность предприятий воздушного транспорта в Южном федеральном округе характеризуется положительно. В целом по региону объемы перевозок воздушным транспортом значительно выросли.

Пассажирооборот вырос на 47 процентов, перевозки пассажиров — на 37 процентов, тоннокилометраж — на 42,8 процента. Несколько снизились по сравнению с прошлым годом перевозки почты и грузов — на 4,4 процента. За 2007 год авиакомпаниями Южного управления перевезено 2251,23 тысячи пассажиров, 9,6 тысячи тонн почты и грузов.

Положительным моментом в работе авиакомпаний является повышение процента загрузки воздушных судов. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года пассажирская загрузка увеличилась на 6,2 процента и составила 70,7 процента, общая коммерческая загрузка выросла на 5,5 процента и составила 60 процентов. Это наиболее значительный рост за последние годы.

На транспортных перевозках в регионе эксплуатируется 47 воздушных судов восьми типов. В 2007 году пополнился парк воздушных судов ОАО «Аэрофлот- Дон». К концу года в сертификате эксплуатанта авиакомпании зарегистрированы 5 воздушных судов Боинг- 737 и 6 ИЛ-86.

В 2007 году значительно возросли объемы перевозок в ОАО «Аэрофлот- Дон», так как с середины года начал функционировать филиал данной авиакомпании «Шереметьево», выполняющий международные рейсы на самолетах ИЛ-86. Этот факт стал причиной роста международных пассажирских перевозок в целом по региону более чем в два раза. Также выросли объемы перевозок в ОАО «Авиалинии Дагестана» (пополнился парк на два ТУ-134) и ФГУП «Эльбрус-Авиа» (аренда двух Як 42 «Грозный-Авиа») за счет увеличения количества рейсов.

В 2007 году в регионе функционировало 14 аэропортов, в которых было обслужено 5,9 миллиона человек и обработано 23,2 тысячи тонн грузов, в том числе отправлено 2,94 миллиона человек и 9,7 тысячи тонн грузов. Пассажиров отправлено на 20,9 процента больше, чем в прошлом году, а грузов — на 9,3 процента меньше. Около 90 процентов пассажиров и грузов отправляется во внутреннем сообщении, а снижение отправок грузов на внутренних воздушных линиях составило более 13 процентов. Отправки пассажиров выросли по отношению к уровню прошлого года практически во всех аэропортах региона, за исключением аэропортов Майкоп и Магас. Первое место по отправкам пассажиров уже второй год уверенно занимает аэропорт Сочи, на долю которого приходится 27,2 процента всех отправок пассажиров из аэропортов Южного региона.

Анализ регулярности полетов ВС эксплуатантов, подведомственных Юж ному ОУ ВТ Росавиации, за 2007 год в сравнении с 2006 годом указывает на появившуюся тенденцию повышения регулярности с 78 процентов до 80 процентов (увеличение на 2 процента) при значительном росте количества выполненных рейсов (770).

Всего за 2007 год количество отправлений воздушных судов из аэропортов Южного федерального округа (независимо от их принадлежности) составило 53894 рейсов, из которых задержано 8213 рейсов. Регулярность составила 85 процентов.

В сравнении с 2006 годом количество отправлений воздушных судов из аэропортов ЮФО значительно увеличилось (на 15733 рейса), при этом процент регулярности повысился на 0,6 процента.

Вместе с тем, наряду с общими проблемами, характерными для всей авиатранспортной отрасли в целом, имеется наличие ряда проблемных вопросов функционирования гражданской авиации в Южном федеральном округе, требующих первоочередного решения.

1. Совершенствование нормативно- правовой базы гражданской авиации является одной из наиболее приоритетных задач. Из-за многократного реформирования системы государственного регулирования гражданской авиации до сих пор не разработана и не принята часть нормативных правовых актов, предус мотренных воздушным законодательством Российской Федерации На территории Российской Федерации имеется реальная возможность вступить во владение практически любым летательным аппаратом, воздушным судном (как в технически исправном, так и в неисправном состоянии) путем приобретения его без последующей государственной регистрации права на недвижимое имущество, к которому относятся воздушные суда. Необходимо рассмотреть вопрос принятия федерального закона об обязательной регистрации сделок с воздушными судами, в том числе и договоров на передачу их во временное использование (аренду и др.). Принятие такого закона позволило бы решить многие вопросы соблюдения законности сделок с воздушными судами, а также на каждом этапе сделки определить ответственных лиц за использование воздушных судов.

Гражданская авиация Юга России: положение стабилизируется

2. Проблемы налогообложения и аренды земельных участков: Величина арендной платы, устанавливаемая территориальными управлениями Росимущества в большинстве случаев высока для предприятий: ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» - аренда федерального имущества за 2007 год составила 7 миллионов рублей; ОАО «Аэропорт Элиста» — 662,6 тысячи рублей; ОАО «Владикавказское авиационное предприятие» — 534,6 тысячи рублей; ОАО «Международный аэропорт Сочи» — 4,6 миллиона рублей.

Установленные Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ арендные ставки на землю, ставки земельного налога существенно ухудшают финансовое состояние аэропортов и способны привести к банкротству авиапредприятий.

Так как аэропорт является объектом транспортной инфраструктуры страны и земли, занимаемые аэропортом, с учетом генплана развития, должны быть приравнены к землям транспорта, в связи с чем арендная плата за земельные участки, занятые под аэродромами и другими стратегическими объектами аэропорта (служба ГСМ, СПАСОП, объекты ГО) не должна превышать 0,1 процента от кадастровой стоимости земли (в настоящее время, в основном, 1,5 процента), или 100 рублей за 1 гектар земли, или аэропорт должен быть полностью освобожден от платы за земли, занимаемые под госсобственностью и стратегическими объектами, поскольку государство фактически облагает налогом себя.

Установленные Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ арендные ставки на землю, ставки земельного налога существенно ухудшают финансовое состояние аэропортов и способны привести к банкротству авиапредприятий. 9 февраля 2008 года гражданская авиация России отмечает свой 85-летний юбилей. В преддверии этой торжественной даты хотелось бы пожелать всем работникам нашей славной гражданской авиации доброго здоровья, счастья, успехов в работе, безоблачного неба, стопроцентной безопасности полетов. Поблагодарить всех ветеранов гражданской авиации за их доблестный труд на благо нашей Родины.

опубликовано в № 6, 2007 год

Руководитель Южного ОУ ВТ Росавиации

В. Б. Литвин

При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru