Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
20 апреля 2024
События и факты

Транспортники Юга России обсудили стратегию развития отрасли

Транспортники Юга России обсудили стратегию развития отрасли

В заседании круглого стола «О подготовке стратегии развития транспортно- логистического комплекса ЮФО на долгосрочную перспективу» приняли участие педставители аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, Государственной Думы ФС РФ, транспортных министерств субъектов РФ в ЮФО, отраслевых общественных организаций и другие.

Открывая заседание круглого стола, заместитель начальника по экономической и социальной политике аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Рашид Гайсанов сообщил, что в настоящее время по поручению полномочного представителя Президента РФ в ЮФО ведется разработка Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа. В ней большое внимание уделяется разделу «Транспортно-логистический комплекс».

— Развитие экономики страны, - отметил Рашид Гайсанов, — выдвигает перед дорожно-транспортным комплексом, в первую очередь нашего региона, дополнительные требования не только к росту пропускной способности инфраструктуры, но также к внедрению инновационных технологий, повышению качественных параметров функционирования транспортной системы, снижению административных барьеров и совершенствованию системы управления транспортным процессом.

Экономический рост в стране на протяжении нескольких лет носит достаточно стабильный характер и имеет высокие темпы. За последние несколько лет в Южном федеральном округе наметилась устойчивая тенденция по преодолению экономического отставания. Темпы роста демонстрируют не только Краснодарский край и Ростовская область, но и национальные республики Северного Кавказа.

В рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» реализуется ряд крупных проектов, в том числе строительство и реконструкция автодороги «Дон», аэропортов в Ростове-на-Дону, в Сочи, Астрахани, морских портов Оля, Махачкала, Кочетовского гидроузла, а также идет активное развитие железнодорожной инфраструктуры.

Однако, по мнению экспертов, недостаточное развитие транспортной инфраструктуры препятствует, становится ограничением экономического роста. Нельзя не заметить таких тревожных тенденций в транспортном обеспечении внешнеторговых связей государства с учетом растущих объемов экспортно- импортных грузопотоков через морские порты юга России. Рост грузопотоков сдерживается низкой пропускной способностью припортовых железнодорожных станций.

На федеральных автомобильных дорогах, особенно на подходах к крупным городам и рекреационным зонам, прежде всего летом, наблюдается высокая загрузка. Дороги уже на треть не соответствуют сегодняшнему уровню интенсивности движения. Поэтому снятие существующих инфраструктурных ограничений становится сегодня одним из общенациональных приоритетов России.

Рашид Гайсанов выразил надежду, что озвученные на круглом столе проблемы и предложения, вопросы повышения эффективности функционирования и дальнейшего развития дорожнотранспортного комплекса региона будут услышаны разработчиками Стратегии социально-экономического развития ЮФО и включены в нее. Эти предложения будут вынесены на рассмотрение комиссии по вопросам социально- экономического положения ЮФО, заседание которой планируется в ближайшее время в г. Москве.

Председатель подкомитета по внутренним водным путям и гидротехническим сооружениям Комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы ФС РФ Федор Швалев рассказал о том, какие законы, касающиеся транспортного комплекса страны, были приняты Государственной Думой в 2007 году и какие находятся на рассмотрении.

— Во-первых, — отметил Федор Швалев, — принят «Устав автомобильного транспорта, городского, наземэлектрического, пассажирского транспорта в Российской Федерации». И сегодня транспортники- автомобилисты получили, наконец-то, законные основания, по которым они могут работать. Следующий базовый закон — это закон «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения».

Задачей второй программы - транспортно-логистической инфраструктуры — является формирование и развитие сети крупных мультимодальных транспортно-логистических центров на основе современных технологий. Такие центры должны связать грузопотоки, перевозимые различными видами транспорта и предоставить возможность для единовременного хранения и сортировки товарных партий.

Для развития экономики в России образован инвестиционный фонд, который в 2007 году составил порядка 112 миллиардов рублей. Больше 70 процентов этого инвестиционного фонда направлено на реализацию федеральной целевой программы развития транспорта. В последующие годы эта сумма значительно увеличится и составит 400 миллиардов рублей.

Принят закон «Об особых экономических зонах», который подразумевает в том числе и создание портовых особых экономических зонах. Этот закон дает значительные налоговые и таможенные преференции портам, которые получат статус резидента особой портовой зоны, что будет способствовать их развитию.

Третья программа — это водные магистрали России. Она ориентирована на существенное, как минимум в полтора-два раза, повышение пропускной способности Единой глубоководной системы европейской части страны. Другие ее задачи: значительное увеличение перевозок пассажиров и грузов водным транспортом, увеличение доли перевозок флота под российским флагом.

И, наконец, программа, призванная содействовать транспортному обеспечению экономического развития северных районов России, восстановление арктического флота и регулярного судоходства по Северному морскому пути. Рост пропускной способности водных путей позволит привлечь новые грузовые и пассажирские потоки, свяжет глубинные регионы страны с морскими портами, существенно снизит транспортные издержки.

Принятый закон «О создании второго международного реестра» позволяет судовладельцам привести свой флот под российский флаг. К сожалению, такая ситуация в международной торговле существует, что наличие другого иностранного или, как мы еще говорим, «удобного флага» позволяет им в той конкурентной среде работать более выгодно, чем под российскими законами. Поэтому создание такого международного реестра — это тоже революционное решение для моряков.

Транспортники Юга России обсудили стратегию развития отрасли

Принят также федеральный закон о создании объединенной судостроительной корпорации. Сегодня такая корпорация создана и работает, и она строит серьезные планы по поводу того, чтобы все-таки большую часть флота, особенно высокотехнологичного, работающего на севере, мы делали на своих верфях, и теперь мы имеем такую возможность.

В 2007 году Российской Федерацией ратифицированы международные конвенции, которые решают много проблем. Первая — это Будапештская конвенция, которая касается интеграции нашего флота со всеми европейскими реками, и прежде всего, с Дунаем и Рейном. Ратифицирована Венская конвенция, которая признает действие российского удостоверения моряка всеми мировыми морскими державами, которые подписали эту конвенцию.

Четвертая программа — это экспорт транспортных услуг и транзит. Она ориентирована на реализацию уникальных преимуществ России, расположенных на пересечении глобальных транспортных коридоров «Север-Юг» и Европа и Юго-Восточная Азия. Новые автомобильные магистрали, создание крупных узловых аэропортов-хабов, второй нитки Волго-Донского канала дадут России серьезные конкурентные преимущества на мировом рынке.

Конечно, еще есть вопросы, которые необходимо решать. Это и финансирование ряда объектов федеральной системы речного транспорта, и приведение правил перевозки опасных грузов в соответствие с нормами, действующими в Евросоюзе, и порядок перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

Дорожники предлагают принять закон о дорожных фондах в РФ и даже внести изменения в Градостроительный кодекс РФ. Моряки ставят задачу повышения конкурентоспособности национального торгового флота. Авиаторы говорят о необходимости принятия законопроекта о государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, а также на совершенствование государственного регулирования аэропортовой деятельности. Если есть вопросы, мы всегда готовы их обсуждать, — подчеркнул Федор Швалев.

Вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев заметил, что необходимо принять закон о транзите, для того чтобы реализовать транзитные возможности России в полной мере. Он призвал участников круглого стола к активному обсуждению проблем транспортного комплекса юга России и выработке предложений для внесения их в стратегию.

Заместитель руководителя аппарата Координационного совета промышленников и предпринимателей ЮФО Александр Потеряхин подчеркнул, что обсуждаемая стратегия — это документ идеологического характера. В нем должны учитывать не только текущие задачи завтрашнего дня, которые очерчиваются какими-то количественными показателям, но и какие-то важные качественные параметры жизни людей на территории Южного федерального округа.

Представители компании Strategy Partners Максим Лазовский и Валерий Рюмин представили свое видение процессов развития экономики и транспортного комплекса южного региона, основанное на изучении промышленного потенциала региона с использованием моделирования перспектив развития.

По словам Валерия Рюмина, в случае реализации промышленного потенциала региона, объем грузоперевозок в регионы ЮФО к 2025 году возрастет в 3-5 раз, пассажиропоток — в 2 раза. Наибольший прирост спроса со стороны отраслей промышленности региона придется на перевозки автомобильным и путепроводным видами транспорта.

Для пассажирского вида транспорта ожидается наибольший прирост авиационного транспорта. За счет увеличения доходов населения, роста спроса на пассажирские перевозки соответственно рост спроса на авиаперевозки будет расти быстрее, чем на железнодорожные перевозки. Таким образом, доля авиаперевозок возрастет примерно до 10 процентов.

Наибольший прирост перевозок грузов в ЮФО ожидает трубопроводный транспорт, наименьший — железнодорожный транспорт. Объем грузов транзитных перевозок через территорию ЮФО может увеличиться в 3,5-6 раз, что обеспечит дополнительную нагрузку на крупные морские порты и железные дороги.

Как подчеркнул Валерий Рюмин, проведенные расчеты показывают, что с точки зрения существующей сети автомобильных дорог и той структуры экономики, которая должна реализоваться в ЮФО для того, чтобы мы достигли стратегической цели — повысили уровень жизни населения, — автомобильные дороги представляют собой очень существенный сдерживающий фактор.

Что касается аэропортовой инфраструктуры и авиационного транспорта, то количественных ограничений пока не наблюдается, но, возможно, возникнут серьезные качественные ограничения, связанные с безопасностью перевозок и законодательной базой.

На заседании круглого стола выступили и участники встречи — представители общественных организаций, министерств, департаментов и управлений транспорта субъектов РФ в ЮФО. Они высказали свое мнение о проблемах, существующих в транспортном комплексе юга России, и предложили варианты решения этих проблем.

Подводя итог обсуждению, заместитель руководителя аппарата Координационного совета промышленников и предпринимателей Александр Потеряхин выразил надежду на то, что в результате встречи появится некий документ, который действительно станет инструментом реализации той большой политики, в который сегодня вовлечен Южный федеральный округ.

опубликовано в № 6, 2007 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru