Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
26 апреля 2024
События и факты

Транспортный комплекс Волгоградской области: состояние и перспективы

Транспортный комплекс Волгоградской области: состояние и перспективы

Волгоградская область занимает выгодное географическое положение для обеспечения связей между Европой и Азией. Через область проходят важные железнодорожные, автомобильные, водные и авиационные маршруты, связывающие Прикаспийские и Центрально-Азиатские государства с Россией и странами Южной, Восточной и Северной Европы. Практически все формирующиеся на территории России международные и внутренние транспортные коридоры проходят через Волгоградский транспортный узел.

Важнейшую роль в транспортной системе Волгоградской области играет железнодорожный транспорт, осуществляющий основные транспортноэкономические связи региона с другими регионами России и зарубежными странами. Протяженность железных дорог составляет 1660 километров.

По удельному весу погрузки грузов на железнодорожном транспорте Волгоградская область находится в числе первых в Южном федеральном округе. Среди основных грузов, отправляемых из Волгограда, — нефть и нефтепродукты, черные металлы, трубы, минеральные строительные материалы, лес, зерно.

Развитие Волгоградского отделения Приволжской железной дороги ориентировано на увеличение пропускной способности южного направления. С этой целью в границах Волгоградской области электрифицированы и сданы в эксплуатацию железнодорожные пути Приволжской железной дороги протяженностью 620,4 километра сметной стоимостью более 10 миллиардов рублей. Это позволило увеличить провозную способность в направлении, связывающем Поволжье с Северным Кавказом, морскими портами на Черном море, более чем на 50 процентов.

В перспективе планируется строительство железнодорожных путей на направлении Ахтуба — Паласовка протяженностью 131 километр, Волгоград — Элиста (260 километров), Саратов — Петров Вал (12,3 километра), Волгоград — Международный аэропорт Волгоград (3,5 километра), второй путь на участке Трубная — Ахтуба (126,9 километра).

В границах Волгоградской области для перевозок грузов и пассажиров используются участки рек Волги и Дона, Волго-Донской судоходный канал, входящие в Единую глубоководную систему европейской части России. Общая протяженность внутренних водных путей на территории области — 1,5 тысячи километров. Через Волго-Донской судоходный канал они связаны с ВолгоБалтийским, Каспийским, Азово-Черноморским и Средиземноморским бассейнами.

Для поддержания безопасного и надежного функционирования судопропускных и судоходных напорных гидротехнических сооружений Волго-Донского канала ведется его реконструкция в рамках Федеральной целевой про граммы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы). В 2006 году на эти цели было предусмотрено 92,149 миллиона рублей, которые были получены и освоены полностью.

Средства направлены на реконструкцию с заменой металлоконструкций ворот и затворов гидроэлектромеханического оборудования шлюзов, на проектно- изыскательские работы, техническое перевооружение насосных станций, объектов технологической связи и безопасности. В 2007 году на эти цели было предусмотрено 132,5 миллиона рублей.

Предприятиями речного транспорта общего пользования, осуществляющими переработку грузов, являются ОАО «Волгоградский речной порт» (с филиалами в городах Волгоград, Волжский и Камышин) и ОАО «Калачевский порт», располагающие производственным потенциалом для выполнения перегрузочных работ. Волжский и Волгоградский грузовые порты имеют подъездные железнодорожные пути протяженностью соответственно 2200 и 2000 погонных метров. Порты связаны с основными автомагистралями, что делает перегрузку грузов более привлекательной, создает благоприятные условия для привлечения иностранных партнеров.

Общая площадь складов предприятий водного транспорта — 81500 квадратных метров, в том числе для откры того хранения — 61900 квадратных метров и закрытого хранения — 19600 квадратных метров. Протяженность грузовых причалов составляет 1572 погонных метра, в том числе в Камышинском порту — 250, Волжском — 661, Волгоградском грузовом — 661 погонный метр. Общая пропускная способность грузовых причалов при перегрузке навалочных грузов составляет 18 000 тонн в сутки, тарно-штучных грузов - 2 500 тонн в сутки, контейнеров — 4 000 тонн в сутки.

Развитие внутреннего водного транспорта Волгоградской области осуществляется в целях обеспечения перевозок грузов во внутриобластном, межрегиональном и международном сообщении, повышения качества и надежности транспортного обслуживания предприятий и населения области, обеспечения безопасности и сохранности грузов при транспортировке и переработке.

В перспективе планируется продление судоходного хода по реке Дон до г. Серафимовича, строительство интермодальных терминалов на базах Волжского, Волгоградского, Калачевских портов, которые станут частью создаваемой сети подобных терминалов в крупнейших портах на реке Волге. Для увеличения объемов перевозок грузов до 30 миллионов тонн необходимо строительство вторых камер шлюзов Волго-Донского водного пути. В перевозках пассажиров и некоторых грузов большую роль играет и воздушный транспорт. Международный аэропорт «Волгоград» — один из крупнейших на юге России. Он является аэропортом федерального значения и имеет международный статус. Воздушные трассы связывают Волгоград со многими городами России и других стран. Волгоградский международный аэропорт занимает важное положение по доставке грузов и пассажиров из Европы в Азию.

В 1999-2001 годах в условиях непрекращающихся полетов в Волгоградском аэропорту произведены капитальный ремонт действующей взлетно- посадочной полосы и замена светосигнального оборудования. В течение 2004-2005 годов аэропорт допущен к приему и обслуживанию отечественных самолетов Ил-114, АН-140, ТУ-204 и иностранного производства Аэробус- 320, Боинг-737 и Боинг-757. Увеличение перевозок на воздушном транспорте предусматривается за счет завершения строительства второй взлетно-посадочной полосы, реконструкции и расширения аэровокзального комплекса ОАО «Международный аэропорт „Волгоград“». Осуществление проекта позволит принимать воздушные суда всех типов практически в любых погодных условиях, увеличить пропускную способность аэропорта с 6-10 до 16-20 взлетно-посадочных операций в день, повысить качество обслуживания воздушных судов и авиапассажиров, снизить площадь шумового воздействия на городскую жилую застройку.

Транспортный комплекс Волгоградской области: состояние и перспективы

Завершение строительства второй взлетно-посадочной полосы и расширение аэровокзального комплекса ОАО»Международный аэропорт «Волгоград» «включено в федеральную целевую программу»Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы). В соответствии со «Стратегией развития транспорта Российской Федерации» необходимо включение аэропорта в систему опорной сети аэропортов страны.

Автомобильный транспорт в Волгоградской области обеспечивает выход продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий к железнодорожным станциям и узлам, речным портам региона для последующей транспортировки в другие районы России, страны СНГ и зарубежные страны.

Сельское хозяйство в области практически на 80 процентов обслуживается автомобильным транспортом, и дальнейшее его развитие и совершенствование напрямую связано с этим видом транспорта, а также развитием и совершенствованием сети автомобильных дорог в сельской местности. В автодорожном комплексе Волгоградской области планируется строительство обхода г. Волгограда для вывода транзитного транспорта за пределы города. Это позволит исключить присутствие транзитного транспорта, проходящего по федеральной дороге М6 «Каспий». Обход будет представлять из себя дорогу категории 1Б пропускной способностью около 25 тысяч автомобилей в сутки. Общая стоимость первой очереди строительства составляет примерно 40 миллиардов рублей. Ввод этой очереди намечен на 2014 год, а весь комплекс с южным и северным обходом планируется закончить в 2020 году.

Кроме того, планируется завершение строительства моста через реку Волгу. Введение его в эксплуатацию снизит нагрузку на существующий мостовой переход по плотине Волжской ГЭС и обеспечит выход на республики Средней Азии через Казахстан. Первый пусковой комплекс будет закончен в 2008 году, а полное завершение строительства планируется к 2017 году. Общая стоимость строительства — около 42 миллиардов рублей. Необходимо разработать проект строительства трех мостовых переходов на федеральной трассе «Волгоград — Каменск-Шахтинский», на железнодорожных переездах в районе поселков Бирюзовая, Новый Рогач, станции Максима Горького. Ориентировочная стоимость каждого проекта — около 1 миллиарда рублей. Также продолжится реконструкция федеральных автомобильных дорог «Каспий», «Волгоград — Сызрань», «Волгоград — Каменск-Шахтинский».

Большое внимание администрация Волгоградской области уделяет пассажирскому транспорту. Пассажирские перевозки на автобусных маршрутах общего пользования по государственному заказу Волгоградской области осуществляют 26 государственных унитарных автотранспортных предприятий.

Численность работающих в ГУП АТП составляет свыше четырех тысяч человек. Списочный парк автобусов государственных унитарных автотранспортных предприятий — более 1400 единиц. Перевозки пассажиров осуществляются на 140 городских, 223 пригородных и 200 внутриобластных междугородных автобусных маршрутах.

На автомобильном пассажирском транспорте предусматривается обновление подвижного состава, что позволит повысить регулярность движения на маршрутах и комфортабельность перевозок. С 2002 года Управлением транспорта и коммуникаций администрации Волгоградской области реализовывалась областная целевая программа «Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта Волгоградской области на 2002- 2007 годы». Программа была направлена на повышение качества транспортного обслуживания населения Волгоградской области, обеспечение необходимого уровня безопасности дорож ного движения при организации пассажирских перевозок. Программой предусматривалось приобретение автобусов разного класса производства ЗАО «Волжское автобусное производство „Волжанин“» на условиях лизинга.

За период 2002-2004 годов в унитарные пассажирские автотранспортные предприятия по лизингу поступило 92 автобуса большой и особо большой вместимости. В течение 2005-2006 годов осуществлялись текущие лизинговые платежи за ранее поставленные автобусы.

В январе 2007 года действие программы было закончено. Учитывая нехватку собственных средств предприятий на обновление подвижного состава, администрация Волгоградской области продолжает приобретение подвижного состава на условиях лизинга.

В 2007 году было закуплено 158 автобусов, из них 100 единиц — автобусов большой вместимости. Для поддержки социально незащищенных слоев населения области введена система социальных проездных документов. Причем для транспортных предприятий предусмотрено выделение средств из областного и федерального бюджетов в качестве компенсации затрат, связанных с регулированием тарифов и перевозкой льготных категорий пассажиров.

В сфере городских пассажирских перевозок планируется завершение строительства 2-й очереди, а также проектирование и строительство 3-й очереди линии скоростного трамвая. Финансирование проекта стоимостью около 1,1 миллиарда рублей предполаВОЛГОГРАДСКАЯ гается с использованием средств регионального и федерального бюджетов в соотношении 50 на 50 процентов. Сюда же необходимо заложить средства на модернизацию имеющегося и приобретения нового подвижного состава для 2-й и 3-й очередей линии скоростного трамвая.

Для реализации инвестиционных проектов развития транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области необходимы серьезные капиталовложения. Поэтому финансирование проектов планируется с участием средств федерального и регионального бюджетов, а также средств частных инвесторов.

опубликовано в № 6, 2007 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru