Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
23 ноября 2024
Автопарк

Автоперевозки в Краснодаре под эгидой "Кубаньтрансавто"

В Краснодарском крае автомобильный транспорт как самостоятельная отрасль сформировался в 1937 году. Тогда был образован краевой "Автогужтрест" отдела коммунального хозяйства крайисполкома. С развитием новых форм производственных процессов в стране транспортное предприятие за годы своего существования претерпело массу преобразований и в 21 век вступило как Государственное учреждение Краснодарского края "Кубаньтрансавто". Оно объединяет 75 автотранспортных предприятий всех форм собственности и более 350 индивидуальных перевозчиков, имеющих разрешительные документы на пассажирские перевозки. О сегодняшнем дне организации рассказывает ее директор Владимир Григорьевич Балацкий: Автоперевозки в Краснодаре под эгидой Кубаньтрансавто

Как орган государственного регулирования процесса автомобильных пассажирских перевозок ГУ КК "Кубаньтрансавто" занимается реализацией основных направлений федеральной политики в сфере деятельности автотранспорта общего пользования. В круг задач учреждения входит организация как междугородних, пригородных и внутригородских пассажирских перевозок вообще, так и социально значимых. Оно также осуществляет государственный контроль над соблюдением законодательства по обеспечению безопасной перевозки пассажиров и ряда других нормативно-правовых актов.

ГУ КК "Кубаньтрансавто" постоянно анализирует эффективность деятельности перевозчиков на линиях и на основе этой оценки готовит документы для рассмотрения на заседаниях созданной по инициативе администрации Краснодарского края Комиссии по рег у л и р о в а н и ю рынка транспортных услуг. С июня 2002-го по сентябрь этого года состоялось семь заседаний краевой комиссии, на которых, в частности, рассматривались причины 572 случаев срыва рейсов на предприятиях отрасли. По решению Комиссии были проведены служебные расследования в автотранспортных организациях, а к виновным применены меры дисциплинарного взыскания. Мы считаем, да и опыт работы это доказывает, что только при жестком контроле и трезвом подходе к делу в непростых рыночных условиях сегодняшнего дня мы сможем наладить четкое функционирование отрасли. Маршрутная сеть пассажирского транспорта в Краснодарском крае сегодня насчитывает 529 маршрутов. В период с 2002 по 2003 годы решением регулирующего органа в маршрутной сети региона было открыто 52 маршрута. Однако надо сказать, что перенасыщение автобусных линий подвижным составом отрицательно влияет на наполняемость транспорта пассажирами и ведет к снижению экономической эффективности процесса перевозок. Краевая комиссия учитывает этот немаловажный факт и на основе анализа, проведенного нашим учреждением, недавно закрыла два междугородних автобусных маршрута и отказала в открытии 5-ти других. В настоящее время подготовлен проект по прекращению работы части существующих маршрутов, нецелесообразных в своем использовании на краевом рынке автобусных перевозок. Владимир Григорьевич Балацкий

С начала 2003 года на городских, пригородных и междугородних линиях автотранспортники Краснодарского края перевезли более 40,5 миллионов пассажиров, имеющих право льготного (бесплатного) проезда в общественном транспорте. В денежном выражении это обошлось нам в 192 миллиона рублей, но бюджетными средствами было компенсировано лишь 46 процентов от всей суммы выпадающих доходов. В целях усовершенствования системы возмещения расходов, понесенных перевозчиками при реализации гражданами льгот на проезд, ГУ КК "Кубаньтрансавто" заключило договор с Департаментом социальной защиты населения Краснодарского края на возмещение расходов, связанных с перевозкой льготной категории пассажиров междугородним сообщением.

Данные о том или ином льготнике заносятся в билетно-учетную ведомость формы № 36 и, сверяясь с ней, органы соцзащиты выплачивают автотранспортникам сумму выпадающего дохода за перевозку каждого конкретного пассажира. Однако при реализации договоренности с Департаментом мы столкнулись с проблемой достоверности сведений, вносимых в билетноучетную ведомость некоторыми автопредприятиями края, из-за чего оказалось невозможным компенсирование понесенных перевозчиками расходов.

В связи с этим стоит под вопросом освоение 6,8 миллиона бюджетных рублей. Несмотря на то что за первое полугодие 2003 года уровень доходов автопредприятий Краснодарского края повысился на 76 миллиона рублей и составил 506,3 миллиона, темп их роста не смог перекрыть увеличения расходов. Убытки возросли на 2,8 миллиона рублей. Кроме того, увеличился разрыв межтарифной разницы между себестоимостью пассажирских перевозок и тарифами, установленными краевой Энергетической комиссией Департамента цен и тарифов. В результате этого потери доходов пред-приятий составили 55 миллионов рублей, из которых было возмещено бюджетом лишь 24 процента.

Существует проблема в большом количестве льготных категорий граждан (до 65 %), пользующихся услугами общественного транспорта. В этом году потери наших предприятий от межтарифной разницы возросли на 30,8 процента. В то же время платежеспособный пассажир в основном ездит в маршрутных такси, преобладающая часть которых принадлежит частникам. Неумелое реформирование отрасли обернулось спадом производства и поставило государственные автотранспортные предприятия в трудное финансовое положение. Если в ближайшее время будет пересмотрен вопрос формы собственности автотранспортных организаций, возвращена им юридическая самостоятельность с последующим переходом к акционированию, то они снова прочно встанут на ноги.

Сегодня общий износ автомобилей транспортных предприятий Краснодарского края составляет более 80 процентов. Постановлением Законодательного собрания края утверждена целевая Программа обновления пассажирского подвижного состава на 2004 год. В ходе ее реализации запланировано приобретение 459 автобусов и обновление существующего парка на 17,6 процента с учетом прогнозируемого на 2004 год объема списания.

Покупка нового подвижного состава позволит не только улучшить материально-техническую базу транспортных предприятий, но и повысить безопасность и качество перевозок, обеспечить более полное удовлетворение потребностей населения края в них.

В этом году из бюджета выделено 33 миллиона рублей на приобретение нового транспорта. Предполагается, что в следующем году при выполнении целевой Программы парки предприятий будут дополнены автобусами малой вместимости, начнется восстановление и таксомоторного парка. "ПАЗики" и "Газели" будут функционировать как коммерческий транспорт, в дополнение к автобусам городских и пригородных маршрутов. Тогда за счет заработанных денег предприятия смогут самостоятельно субсидировать и поддерживать социально значимые перевозки. Весь подвижной состав, приобретенный за счет средств краевого бюджета, передадут автотранспортным предприятиям на разных условиях, в зависимости от их организационно-правовой формы и формы с о б с т в е н ности. Так, краевые государственные предприятия получат машины в хозяйственное ведение, а остальные автотранспортные организации - в аренду согласно заключенным договорам. При этом передачу и контроль за содержанием и использованием подвижного состава будет осуществлять ГУ КК "Кубаньтрансавто".

Для выполнения программы обновления автотранспортного парка край выделяет 260 миллионов рублей, из которых 160 пойдут на прямые проплаты, а остальные деньги - под лизинг. При приобретении автобусов по лизинговой схеме предусматривается проведение через ГУП КК "Кубаньлизинг" конкурса на поставку подвижного состава. Наша организация подает заявку в ГУП с указанием марок приобретаемых автобусов и их количества, а по окончании конкурсных торгов "Кубаньтрансавто" заключает с их победителями договор на поставку в условиях трехлетнего лизинга. Сразу будет произведена оплата 33 процентов от стоимости автобусов, остальная часть суммы вносится в течение оговоренного соглашением срока.

В целом по итогам работы 2002 года в автотранспортном комплексе Краснодарского края сложилось непростое положение. Недостаточное бюджетное финансирование ряда предприятий, осуществляющих социально значимые пассажирские перевозки, привело к росту уровня их кредиторской задолженности.

В то же время, практически в одинаковых условиях, автотранспортники края сработали по-разному. Из 59 автопредприятий различных форм собственности в первом полугодии 2003 года с прибылью работали 14 предприятий, а с убытками - 45.

Конечно, сегодня объемы финансирования пока еще недостаточные, но надо признать, что на фоне аналогичного периода прошлого года есть заметное улучшение ситуации. Сумма полученных средств выросла на 32,5 процента и составила 102,6 млн. рублей.

За время перехода к условиям рыночной экономики автотранспорт общественного пользования в Краснодарском крае переживает определенные трудности. Тем не менее отработанные годами технологии организации перевозок сохранены, что позволяет удовлетворять потребности населения Кубанского региона. Немаловажное значение для краевого транспортного комплекса имеет тот факт, что ГУ КК "Кубаньтрансавто" собирает в своих стенах руководителей и специалистов, независимо от форм собственности их предприятий, на совещания по общим для всех вопросам. Это позволяет сохранить в крае отраслевое единство и вырабатывать верные решения, направленные на преодоление трудностей сегодняшнего дня.

опубликовано в № 4(10), 2003 год
Алексей Коверзнев
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru