xml version="1.0" encoding="windows-1251"?>
26 декабря 2024 |
|
События и факты 90 лет на страже безопасности мореплавания31 декабря 2003 года Российскому морскому регистру судоходства исполняется 90 лет. Сегодня эта старейшая национальная классификационная организация занимается вопросами обеспечения безопасности мореплавания и повышения качества и конкурентоспособности российских товаров и услуг. Она признана Европейским союзом и является одним из ведущих классификационных обществ мира. Об истории образования и становления, а также о вкладе этой организации в развитие отечественного судоходства рассказывает начальник Новороссийской инспекции Российского морского регистра судоходства Владимир Комогоров: - 31 декабря 1913 года министр транспорта Российской империи утвердил устав Общества для классификации морских, речных и озерных судов "Русский Регистръ", который стал шестым классификационным обществом в мире. В качестве его учредителей выступили 10 самых крупных страховых обществ России. С созданием Русского Регистра в России было положено начало современной классификационной деятельности Регистра, который после Октябрьской социалистической революции, в 1923 году, начал работу под названием "Российский Регистр", а в 1924 году в связи с образованием Союза Советских Социалистических Республик был переименован в Регистр СССР. Современное название Российский морской регистр судоходства получил в 1996 году после распада Советского Союза. В первые же годы своей деятельности Русский Регистр издал ряд Правил по постройке и классификации судов и по техническому надзору за ними. В частности, были изданы Правила постройки морских стальных судов, Правила о грузовой марке и другие. Непосредственное наблюдение за проведением работ по изданию правил и классификации судов выполнял технический совет. В его состав входили представители Общества страховщиков, Общества для содействия русскому торговому мореплаванию, Русского технического общества, Морского инженерного училища. Создание Русского Регистра позволило перейти от примитивной по типу и возрасту классификации к технически обоснованной классификации по конструктивным особенностям, прочности, исправности и соответствию району плавания. Регистру было вменено в обязанность разрабатывать Правила постройки, классификации и регистрации судов, проводить классификацию гражданских судов, вести надзор за постройкой и ремонтом судов. Инспекторы Регистра осуществляли технический надзор за состоянием корпусов, механизмов, котлов, выполняли обмер вместимости и наносили грузовую марку, следили за выполнением на судах требований Международных конвенций. И эти обязанности до сих пор составляют основу классификационной и конвенционной деятельности Регистра, которую он выполняет по поручению Правительства России и еще 33 других государств мира. За 90 лет своего существования Российский Регистр превратился в одно из ведущих классификационных обществ мира. В 1969 году Регистр СССР стал членом Международной Ассоциации Классификационных обществ (МАКО), в работе которой он принимает самое активное участие. Регистр имеет признание Европейского Союза. Комиссия по транспорту ЕС в ноябре 2002 года второй раз подтвердила признание Регистра как организации, удовлетворяющей всем требованиям Директивы ЕС № 94/57/ЕС - "Общие правила и стандарты по инспекциям судов для организаций, производящих освидетельствования по соответствующей деятельности морских организаций" и европейского стандарта EN 45004: 1995 "Общие требования к функционированию инспекционных органов различного типа". Результатом работы Комиссии ЕС явилось подтверждение Регистра как организации, признанной Европейским союзом, а это значит, что в странах ЕС признаются документы (акты, сертификаты), выданные Регистром. Накануне 90-летнего юбилея Российского морского Регистра судоходства произошло событие, которое, на мой взгляд, является прямым свидетельством успешной деятельности Регистра в последние годы. По результатам 2002 года российский флаг исключен из "черного списка" Парижского меморандума, который предусматривал приоритетный контроль наших судов, заходящих в порты стран, подписавших этот документ. Российский флаг в течение нескольких лет числился в этом позорном списке и подвергался жесткому, порой необоснованному контролю. Естественно, чем больше судов контролируется, тем больше замечаний появляется. И, казалось, что выхода из этого тупика нет. Тем не менее, и Морская администрация России, и особенно Регистр приняли непопулярные и, буквально, драконовские меры к тому, чтобы заставить судовладельцев вкладывать средства для поддержания судов в нормальном техническом состоянии, на что они шли всегда очень неохотно. Естественно, для этого требуются очень большие средства, и не все судовладельцы могли их выделять. А некоторые просто не хотели, потому что расходы действительно очень большие. Но все-таки нам удалось переломить ситуацию и сократить количество задержаний. И в 2002 году по результатам проверок, проведенных в странах Парижского меморандума, удалось добиться исключения России из "черного списка". Правда, нас еще держат в "сером списке", но уже есть результат, есть движение вперед. И в этом году будем стараться, чтобы снизить количество задержаний и укрепить позиции российского флага на рынке морских перевозок. С 1 июля 2004 года по решению международной морской организации ИМО вводится Кодекс охраны судов и портовых сооружений. Это аналогия МКУБ - Кодекс по управлению безопасностью. До назначенного времени будет разработана соответствующая документация, и на каждое судно грузоподъемностью более 500 тысяч тонн должно выдаваться дополнительно свидетельство о соответствии судна, совершающего международные рейсы, новому Кодексу. Этот Кодекс принят по просьбе Правительства США для предотвращения терроризма на судах. То есть необходимо, чтобы каждое судно внедрило у себя соответствующие мероприятия для того, чтобы исключить появление на судно террористов, подготовки террористических актов с помощью судов. Ведь если на судне попадет оружие массового поражения или несколько сотен тонн взрывчатки и оно будет взорвано в порту, то это катастрофа. Поэтому чтобы предотвратить террористические акты, специальные режимные мероприятия будут внедрены и на судах, и в портах. Это очень серьезный Кодекс, и его, конечно, необходимо вводить. С 1 июля 2004 года новый Кодекс вводится для нефтеналивных, пассажирских и навалочных судов, а для всех остальных через два года. Поэтому сейчас мы усиленно готовимся к этой работе, обучаем свой персонал, разрабатываем нормативные документы. И с начала 2004 года начнем над этим работать. Кроме того, ИМО издало еще несколько резолюций по повышению надежности судов и управлению судами, они будут внедряться через 2-3-5 лет. Используя свой 90-летний опыт классификации судов и судового оборудования, опыт по внедрению в свою собственную деятельность требований Международных стандартов ISO серии 9000, а также опыт по сертификации систем управления безопасностью судоходных компаний, Регистр, как и другие члены МАКО, кроме вышеуказанных работ производит добровольную сертификацию систем управления предприятий, услуг и продукции общепромышленного назначения в следующих системах:
Регистр имеет в России 9 региональных инспекций и 120 представительств и пунктов надзора в странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья. Имея в своем составе квалифицированных специалистов, Новороссийская инспекция Российского морского регистра судоходства успешно реализует на практике поставленные задачи и предоставляет услуги клиентам как в области обязательной, так и добровольной сертификации. В преддверии вступления России в ВТО наиболее востребованной услугой в области добровольной сертификации является сертификация систем качества предприятий на соответствие международным и национальным стандартам ISO серии 9000 в различных системах сертификации. В настоящее время Регистром уже сертифицировано в России, СНГ и странах дальнего зарубежья более 500 предприятий на соответствие требованиям МС ISO серии 9000. Так, только за последние три года в Южном регионе России при непосредственном участии Новороссийской инспекции Регистра сертифицировались, либо на настоящий момент проходят сертификацию системы качества более 35 предприятий. Из них 15 предприятий, расположенных в Краснодарском крае, и 9 - в Ростовской области, имеют Сертификаты Соответствия, выданные Регистром. Для повышения признаваемости документов Регистра, в том числе и при проведении работ в общепромышленном секторе, до конца 2003 года Центральный Орган по сертификации систем управления Регистра планирует завершить процедуру аккредитации в Международной Ассоциации органов по сертификации IQNet. По завершении аккредитациию Регистр будет иметь возможность выдавать помимо своих и национальных Сертификатов также и Сертификаты от имени IQNet. В свою очередь, Международная Ассоциация органов по сертификации IQNet объединяет крупнейшие мировые сертификационые органы и работает под эгидой Европейского сообщества. Сертификаты IQNet признаются во всех странах, чьи сертификационные органы представлены в Ассоциации. У организации, имеющей сертификат IQNet, появляется возможность получить сертификат любого из членов Ассоциации без проведения дополнительной проверки, заплатив только за оформление сертификата. Органами, входящими в IQNet, выдано около 12 500 сертификатов соответствия требованиям МС ISO 14001. Таким образом, в России имеется международно признанная национальная организация, имеющая многолетний опыт работы на мировом рынке и потому способная обеспечить международно признанную сертификацию для широкого круга отечественных предприятий различных отраслей промышленности. Регистр прилагает все усилия, чтобы обеспечить активное и широкомасштабное участие отечественных производителей в международном экономическом, научнотехническом сотрудничестве и международной торговле и способствовать продвижению продукции отечественных производителей на мировой рынок. опубликовано в №
4(10), 2003 год
Светлана Лымарева
|
|||
|