Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
27 декабря 2024
История

Музей железнодорожной техники под открытым небом

В начале августа в г.Ростове-на-Дону открылся музей железнодорожной техники, ставший филиалом Дорожного музея истории СКЖД, который был создан в 1960 году и по праву считается одним из первых ведомственных музеев на Северном Кавказе. Это событие произошло на остановочной площадке Гниловская и было приурочено ко Дню железнодорожника. В церемонии открытия музея приняли участие мэр г.Ростова-на-Дону Михаил Чернышев, начальник Северо-Кавказской железной дороги Владимир Воробьев, министр автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области Дживан Вартанян, ректор РГУПС Владимир Колесников, ветераны СКЖД. Музей железнодорожной техники под открытым небом

По мнению руководителя музея Юлии Некрасовой, главная заслуга в его открытии принадлежит начальнику СКЖД Владимиру Воробьеву. С его легкой руки началось строительство помещений, оборудование площадки, выделены средства на организацию экспозиции и ремонт техники. В ходе ремонтно-строительных работ по организации музея было оборудовано административное здание, уложено четыре рельсовых пути протяженностью около двух километров, на которых установлена историческая техника. Сначала рассматривался вариант открытия музея в парке Островского, но там оказалось мало места. Поэтому решили поместить выставочную площадку на станции Гниловская. Это оказалось более верным выбором, так как здесь с одной стороны находится православный храм, а с другой - школа, учащиеся которой смогут изучать историю отечественной железной дороги. В сборе экспонатов для будущего музея принимали участие студенты РГУПС, учащиеся железнодорожного техникума и профтехучилища, энтузиасты Детской железной дороги. Всего на СКЖД собрано шестьдесят два экспоната для музея. Однако в день открытия выставочной площадки были представлены только сорок три образца старинной железнодорожной техники. В их числе 14 паровозов, многие из которых довоенного выпуска, 2 старинных пассажирских салон-вагона, 11 товарных вагонов, 5 электровозов, 4 тепловоза, 4 путевые машины, кран на железнодорожном ходу, а также подвижной состав, попавший в Россию в военные годы в виде трофея. Есть здесь и единственный сохранившийся на Северо-Кавказской магистрали 45-тонный грузоподъемный кран постройки 1935 года, пассажирский паровоз серии П-36 голубой окраски, редкой для локомотивов этого класса. Два паровоза серии ФД (Феликс Дзержинский), которые спроектированы и построены в 1931 году, до сих пор считаются самыми мощными локомотивами в мире. Вся эта техника была построена на разных вагоностроительных заводах: Луганском, Тбилисском, Днепропетровском, Коломенском, Брянском, Новочеркасском, Калужском, Рижском, Пермском, Ленинградском, Уральском и других. Здесь также выставлена и немецкая техника: паровоз, произведенный в Австрии в 1942 году, товарный вагон, трофейная двухосная цистерна. Гостей на остановочную площадку Гниловская привез ретропоезд, который сам является экспонатом. Начальник СКЖД Владимир Воробьев, выступая на церемонии открытия музея, отметил, что вся техника, представленная здесь, действующая. Мэр г. Ростова-на-Дону Михаил Чернышев поздравил всех от лица депутатов и администрации города и подчеркнул, что музей - это отражение судьбы железной дороги и всего государства. А старейший работник СКЖД В.Ф. Иванов сказал, что в Великой Отечественной войне мы одержали победу благодаря именно нашей технике. Отечественные локомотивы оказались совершенней и выносливей, чем паровозы противника. На этой победной ноте почетные гости разрезали красную ленточку, музей принял своих первых посетителей.

опубликовано в № 4(10), 2003 год
Светлана Максимова
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru