Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
27 декабря 2024
Порты

Порт Туапсе становится более привлекательным для судоходства

Уникальная система контроля и управления судоходством, отвечающая всем требованиям международных конвенций, в ближайшее время будет официально принята в порту Туапсе. В едином комплексе зданий разместятся все службы, осуществляющие государственный контроль и обеспечивающие безопасность мореплавания. По мнению начальника Морской администрации порта Туапсе Александра Шкуропата, внедрение такой системы и одновременное развитие портовых сооружений и инфраструктуры сделают порт более безопасным и привлекательным для торгового мореплавания и формирования новых грузопотоков. Порт Туапсе становится более привлекательным для судоходства

Отличительная особенность порта Туапсе среди других черноморских морских транспортных узлов в том, что он находится в непосредственной близости с многочисленными здравницами и санаториями, куда ежегодно съезжаются отдыхающие со всех концов России Вместе с тем здесь расположены нефтеперерабатывающие заводы и сеть нефтебаз, которые обеспечивают загрузку нефтеналивного района порта, через который ежегодно переваливается от 10 до 12 миллионов тонн сырой нефти и нефтепродуктов.

Гидротехнические сооружения порта Туапсе (оградительные, причальные и берегоукрепительные) образуют акваторию площадью около восьмисот квадратных метров. Глубоководные причалы за год принимают более восьмисот нефтеналивных и сухогрузных судов грузоподъемностью до 100 тысяч тонн Номенклатура перерабатываемых грузов (нефть и нефтепродукты, уголь, руда, металлопродукция, сахар-сырец, а также география отправки грузов (страны СНГ, Европы, Азии и Северной Африки) постоянно растут. Поэтому перед Морской администрацией порта Туапсе стоят задачи поддержания в исправном состоянии многочисленного государственного имущества, дальнейшего строительства причалов, а также обеспечения безопасности судоходства и экологического благополучия в акватории.

- Когда в 1994 году в Туапсе образовалась Морская администрация порта, - рассказывает заместитель начальника МАШ Туапсе по экономике и финансам Марк Тучинский, - ей были переданы в оперативное управление все гидротехнические сооружения, портовая территория, инфраструктура и коммуникационные сети. Часть причалов арендовало акционерное общество "Туапсинский морской торговый порт", которое с тех пор выполняет погрузочно-разгрузочные работы и занимается обслуживанием судов.

Обеспечение деятельности МАПа происходит в основном за счет портовых сборов. В ее состав входит служба капитана порта с портнадзором, которая следит, в частности, за безопасностью мореплавания, Кроме того, в наши обязанности входит обеспечение ремонта, строительства всех сооружений.

На эти цели ежегодно выделяется более 100 миллионов рублей, Через каждые 2 года проводятся дноуглубительные работы. В этом году на ремонтное черпание планируется направить почти 19 миллионов рублей.

- За 9 лет существования МАПа, - продолжает тему главный инженер Владислав Резонтов, - нами были обследованы все гидротехнические сооружения, находящиеся в порту. Срок службы некоторых из них перевалил за 100 лет, Удалось восстановить все паспорта, обследовать вое подводные части. И на основании этого мы выработали стратегию поддержания их в нормальном эксплуатационном состоянии и план ремонтно-восстановительных работ. Кроме того, в зоне действия МАП Туапсе есть организации, которые обслуживают навигацию: маяки, створные знаки, без чего невозможно проводить суда. И служба главного инженера контролирует, чтобы вся эта навигация была круглосуточно в работе и никогда не отказывала. Ну и конечно, за время существования МАПа налажены взаимоотношения со стивидорными компаниями.

Все нашли место для деятельности на этой государственной территории, Сейчас, после 9 лет совместной работы, всем ясно, как ее содержать и зарабатывать прибыль. И в этом у нас уже не возникает разногласий.

Морская администрация порта Туапсе большое внимание уделяет перспективному строительству. С участием проектных институтов "Союзморниипроект" и "Ленморниипроект" мы составили стратегический план развития нашего порта, увидели пределы и возможности его расширения, подготовили проектносметную документацию на строительство новых причалов. В первую очередь планируется построить причал 1-А для приема и отгрузки крупнотоннажных танкеров. В порту Туапсе работают две схемы поставок экспортных углеводородных грузов: сырая нефть компании "Черномортранснефть" поступает по трубопроводу, а нефтепродукты "Роснефти" по железной дороге приходят на нефтебазы, а затем уже отгружаются на суда. Это разные причалы и разные управления деятельности. И если "Черномортранснефть" пока не планирует увеличение поставок, то "Роснефть" сейчас этим активно занимается: развивает и реконструирует свою нефтебазу и под нее собирается строить причал производительностью 7 миллионов тонн в год. Его проект уже прошел все стадии разработки, все экспертизы и, в принципе, уже готов к осуществлению. Начало его строительства и сроки введения в эксплуатацию зависят от развития нефтебазы "Роснефть" и намечены на 2004 2005 годы. Планируется также строительство двух универсальных сухогрузных причалов 9-А и 9-Б в акватории порта рядом с уже существующими причалами. Все экспертные заключения и проектно-сметная документация тоже давно готовы. Сейчас идут переговоры с инвесторами, интересы которых представляют несколько компаний, В частности, по созданию портовой инфраструктуры (кранов, оборудования и так далее) выступает ОАО "Туапсинский морской торговый порт". А по гидротехническим сооружениям идут переговоры с различными фондами, подрядчиками, инвесторами, однако на сегодняшний день вопрос до конца не решен.

Все эти проекты вошли в федеральные программы "Модернизация транспортной системы до 2010 года" и "Юг России", однако финансирование из федерального бюджета ни в одной из программ а не предусмотрено. Морская администрация уже выполнила свою часть работ по дноуглублению. И как только решится вопрос с финансированием, можно будет приступать к строительству самих причалов.

Есть еще один очень интересный проект создания большого портового комплекса Кодош в районе поселка Агой, то есть за пределами порта Туапсе. Эта глубоководная акватория имеет удобное географическое положение. Здесь можно будет разместить 36 причалов и в перспективе увеличить грузооборот до 28 миллионов тонн в год. Строительство такого комплекса, разумеется, требует огромных капиталовложений, и оно может быть осуществлено, если будет принято соответствующее решение правительства России. Россия как морская держава является членом IMO (Международной морской организации), таким образом, Россия взяла на себя определенный круг обязательств по обеспечению безопасной стоянки судов в порту, заходов, подходов и, соответственно, по оснащению своего флота современными техническими средствами для обеспечения безопасности мореплавания согласно требованиям международных конвенций. Согласно Главе V Международной конвенции СОЛАС, каждое из договаривающихся Государств обязано обеспечить оснащение необходимыми техническими средствами портов и участков интенсивного судоходства.

Для выполнения РФ международных договоренностей России согласно постановлению Правительства РФ № 813 в районе порта Туапсе Морской администрацией порта была построена Базовая станция ГМССБ(Глобальной морской системы связи для обеспечения безопасности) района А 1 , в пределах дальности действия УКВ связи, это порядка 40 морских миль. Созданная МАП Туапсе базовая станция ГМССБ работает в цепочке с другими станциями Черноморско Азовского бассейна, обеспечивая работу единого спасательному центра, находящегося в порту Новороссийск.

Другая задача - это создание в Российской зоне Черноморо - Азовского бассейна района высокоточной навигации, то есть сети маячных станций, которые передают судам поправки от Глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС\GPS. Данные поправки позволяют судам непрерывно знать свое местоположение с высокой точностью.

Третий и, наверное, самый важный и главный этап - создание системы УДС (управления движением судов), которая позволяет оператору, находящемуся на берегу, регулировать движение судов в заданном районе.

Все эти системы способствуют снижению навигационной аварийности, предотвращению в случае возможного бедствия - загрязнения морской среды, снижения роли человеческого фактора при возникновении аварийных ситуаций, а также усилению государственного контроля над судоходством и хозяйственной деятельностью в прибрежных водах и национальных экономических зонах. Конечно, создание такого берегового сегмента потребовало больших средств. Это и строительство передающего центра на горе Паук, дороги к нему, антенно-башенных сооружений, приобретение и установка современного оборудования, формирование новых служб, обеспечивающих работу систем. Порт Туапсе становится более привлекательным для судоходства

Все эти системы в совокупности созданы с целью обеспечения безопасности мореплавания, но они не являются полностью затратными. Так система УДС окупается за счет навигационного сбора, оплачиваемого судовладельцами за услуги, которые они получают в части обеспечения безопасности мореплавания.

Кроме того, для повышения привлекательности порта наличие таких систем необходимо, так как это напрямую связано с размером ставок страховых компаний.

Судя по тому, что объемы обрабатываемых грузов в порту Туапсе постоянно растут, можно утверждать, что он становится все более привлекательным для торгового мореплавания.

Кроме всего вышеперечисленного в порту Туапсе имеется возможность круглогодичной навигации, чему способствуют географическое положение и благоприятные метеорологические условия.

опубликовано в № 4(10), 2003 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru