Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
27 апреля 2024
Порты

ПОРТЫ ТАМАНИ ВЕСОМЫЙ ВКЛАД В ЭКОНОМИКУ РОССИИ

Тамань - ворота грузовых торговых перевозок Азово-Черноморского бассейна России - долгое время оставалась незаслуженно забыта. Но сегодня непростая судьба старейшего на Черном море русского порта Темрюк сделала поворот, как когда-то сказали бы, в светлое будущее. О его возрождении рассказывает начальник Морской администрации портов Темрюк и Кавказ Валерий Сазонов: ПОРТЫ ТАМАНИ ВЕСОМЫЙ ВКЛАД В ЭКОНОМИКУ РОССИИ

- Значимость портов Таманского полуострова для России была признана еще в середине 19 века. Хлеб и другие дары богатой кубанской земли стекались в Темрюкскую для перевозки за границу и позволили станице стать городом, а порту развиваться, принося прибыль казне. Но в 1949 году новая власть посчитала его функционирование нецелесообразным, лишила статуса, и Темрюк замер на сорок с лишним лет.

Почти в то же время, в 1953 году, в акватории Керченского пролива построили портопункт Кавказ, входивший в структуру Керченского торгового порта. Его целевым направлением стало лишь обеспечение паромной переправы из Тамани в Крым. Новые экономические и политические условия в стране потребовали от государства переоценки своих действий. Свою вторую жизнь морской порт Темрюк обрел в 1994 году. В рамках выполнения президентской программы возрождения торгового флота России, Постановления Правительства РФ № 1299 от 17 января 1993 года и Концепции развития портов Краснодарского края, на базе госимущества, не подлежащего приватизации, в 1996 году приказом Минтранса была создана Морская администрация портов Темрюк и Кавказ (МАП ТК). На момент образования МАП здесь не было как таковой действующей портовой госструктуры. На территории порта размещалось ряд организаций различных ведомств и форм собственности, претендовавших на главенствующую роль в порту. Объекты федеральной собственности находились просто в плачевном состоянии. В условиях острого дефицита собственных финансовых средств и отсутствия централизованного финансирования, тем не менее, были намечены самые важные проекты, от реализации которых зависела судьба становления и развития таманских портов.

Объединив усилия организаций разных ведомств и форм собственности, осуществляющих деятельность на общей для всех акватории, удалось за короткое время выполнить комплекс серьезных гидротехнических и дноуглубительных работ, что позволило обеспечить заходы судов, обратить на себя внимание грузовладельцев, создать рабочие места. Одним из первых шагов стала реконструкция восточного заградительного мола порта Темрюк. Его реконструкция и удлинение обеспечили меньшее заиливание акватории, и повысили эффективность дноуглубительных работ.

Навигационные глубины были доведены до 5 метров, что позволило заходить в порты судам грузоподъемностью до 5000 тонн. Сегодня для поддержания объявленной проходной осадки судов на акватории работает земснаряд "Темрюкский", входящий в состав портового флота. Собственный флот, необходимый для полноценной работы двух портов, сформирован МАПом из 15-ти судов, восстановленных на Темрюкском судоремонтном заводе. Морская администрация портов Темрюк и Кавказ создала государственную лоцманскую службу, систему управления движением судов (СУДС), в ноябре 2002 года ввела в эксплуатацию выносной необслуживаемый радиолокационный пост Тузла СУДС порта Кавказ, что значительно расширило возможности оперативного контроля над всей акваторией Керченского пролива, организовала и взяла на себя затраты по обеспечению режима управления движением судов и созданию средств навигационного обеспечения (СНО). Были построены передний и задний створные знаки в порту Темрюк и два створа в порту Кавказ. Вся эта работа позволила начать выполнение задач по совершенствованию навигационной проводки судов как на подходах к портам Темрюк и Кавказ, так и в Керченском проливе, как в одном из самых напряженных районов судоходства по безопасности мореплавания.

В тесном взаимодействии с Минтрансом и МПС России решается острейшая проблема создания и развития железнодорожной составляющей портов Темрюк и Кавказ. Благодаря развитию сотрудничества портовиков и железнодорожников реконструированы железнодорожные подходы. Восточный район порта получил возможность подвода железнодорожной линии к причалам. Министерство путей сообщения второй раз за всю историю порта Темрюк произвело оценку развития порта, сделало все возможное, чтобы связать два основных вида транспорта и продолжает развивать припортовую железнодорожную инфраструктуру, создавая в порту современный перегрузочный комплекс. Уже сегодня станция Темрюк способна принимать ежегодно до 1,8 миллиона тонн грузов, планируются мероприятия по развитию станции Кавказ, построенной ранее для обслуживания железнодорожной переправы.

Оценивая темпы строительства, состояние и развитие российского флота, когда основная масса груза перевозится судами под иностранными флагами, МАП ТК выступила инициатором и координатором открытия в порту Темрюк пограничного пункта пропуска. За счет средств Морской администрации и стивидорных компаний обустроены государственные контролирующие службы, и в ноябре 1999 года, теперь уже международный морской порт Темрюк, принял под обработку первое иностранное судно.

Сегодня при динамичном развитии таманских портов суммарный объем перевалки грузов в Темрюке и Кавказе превышает 5 миллионов тонн в год. В программе развития портов Азово-Черноморского бассейна к 2010 году предполагается увеличить эту цифру до 10 миллионов. Но для осуществления задуманного необходимо как наращивание производственных мощностей, так и соответствующее поэтапное развитие железнодорожной составляющей. Нужны большие финансовые ресурсы, и МАП изыскивает их, используя для этого гибкие схемы привлечения инвестиций. Суть модели такова: частные компании под гарантии государства создают портовой объект, эксплуатируют его, получают прибыль, а в общем, тем самым, развивая объект госсобственности. Для определения взаимоотношений государства и частного транспортного бизнеса по инициативе Минтранса в марте 2002 года была проведена Южная конференция грузовладельцев с участием всех сторон определяющих транспортную политику и транспортные возможности страны, в результате чего были определены задачи каждого, выполнение которых позволит оптимизировать передвижение грузов и повысить экономический потенциал России. Наряду с основной задачей обеспечения эффективной загрузки портовых комплексов, преследовалась цель наладить живой диалог всех сторон, имеющих отношение к формированию и движению грузопотоков. Развитие делового сотрудничества помогает разработать технологические схемы, рассчитать и использовать достоверные экономические характеристики перегрузочных комплексов. Реальный тому пример, деятельность корпорации "Тальяттиазот" по созданию портового комплекса в районе мыса Железный Рог. Валерий Сазонов

Строительство нового порта на Таманском полуострове намечено Концепцией развития портов Краснодарского края и Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". В составе разрабатываемой генеральной схемы порта обозначены такие стивидорные компании, как ЗАО "Тольяттиазот", ЗАО "Таманьнефтегаз", ООО "Тамань-Транзит". Параллельно с разработкой ведется рабочее проектирование, согласование проектной документации и строительство береговых и гидротехнических сооружений, подъездных железнодорожных коммуникаций будущего порта. Специализироваться порт будет, в основном, на наливных грузах. Общий объем грузооборота этого порта составит свыше 30 миллионов тонн в год.

В условиях дефицита береговых мощностей в мировой практике широко распространена рейдовая перевалка нефтепродуктов через танкер-накопитель. Это направление МАП стала развивать в порту Кавказ в районе якорной стоянки № 451.Особое внимание этой технологии уделяет и Минтранс России. С участием Государственного таможенного комитета и ФПС России по развитию этой деятельности проведен ряд мероприятий, позволяющих переключить грузооборот из портов сопредельных стран, снизив транспортные издержки отечественных грузовладельцев и повысив бюджетную эффективность от этого вида деятельности. С 1997 года на рейде порта Кавказ освоена перевалка серы. Это сразу привлекло внимание такого промышленного гиганта как нефтяная компания "ЮКОС". И в 1999 году экспериментальным способом впервые на рейде порта Кавказ была отгружена сырая нефть.

Продолжая тему финансовых вливаний в развитие портов надо отметить, что политика МАП достаточно ясная, что не может не привлекать инвесторов. Сюда пришли такие крупные компании как МПС РФ, Волжский автозавод, Газпром, и многие другие. Администрация порта во взаимодействии с администрацией края и Темрюкского района прилагает все усилия для привлечения грузовладельцев и экспедиторов.

Маркетинговый анализ ставок портовых сборов показал, что среди портов Азово-Черноморского побережья, в том числе и Украины, в Темрюке и Кавказе самые низкие тарифы.

Интересы таманских портов не могут не пересекаться с интересами Керченского торгового порта, принадлежащего Украине. С 1996 года под эгидой МИД РФ ведется переговорный процесс по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива, а также по разграничению морских пространств в Черном море. Отрадно отметить, что здесь наметились положительные тенденции в развитии сотрудничества на региональном и ведомственном уровне безопасности мореплавания, регулирования движения судов, лоцманского и ледокольного обеспечения. Активно прорабатывается вопрос восстановления железнодорожного паромного сообщения Крым - Кубань.

Ввиду своего начального развития порт Темрюк - малоизвестный порт, что представляет некоторый риск для грузовладельцев. При этом усилия МАП и всех организаций порта направлены на развитие грузоперевалки и, надо сказать, результаты общей работы впечатляют. Идет динамичное развитие портов.

Как неотъемлемое звено транспортной системы, состоящей из железнодорожного, автомобильного и водного транспорта, порт вполне вписывается в девятый международный транспортный коридор и обеспечивает грузовые потоки "Юг-Север", "Восток - страны Балканского полуострова", с основным направлением грузов в Средиземноморье, страны Европы и Ближнего Востока. Географическое положение и круглогодичная навигация в портах Тамани, их международный статус и проводимая инвестиционная политика МАП ТК являются привлекательными условиями для серьезных капиталовложений инвесторов.

опубликовано в № 4(10), 2003 год
Алексей Коверзнев
/ по материалам газеты "Тамань"/
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru