Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
23 ноября 2024
Власть

Григорий Сай: "Транспорт должен развиваться опережающими темпами"

Для эффективной деятельности транспортного комплекса необходим прогноз развития грузовой базы на ближнюю и дальнюю перспективу, считает генеральный директор департамента по транспорту Краснодарского края Григорий Сай. И только в соответствии с этим прогнозом можно определять специализацию морских портов, создавать новые мощности и реконструировать существующие, одним словом, строить концепцию развития транспортного комплекса. Сегодня Григорий Сай - гость редакции журнала "Транспорт Юга". Григорий Сай: Транспорт должен развиваться опережающими темпами

- Григорий Константинович, как Вы можете охарактеризовать значение транспортной инфраструктуры Краснодарского края для обеспечения возрастающих потребностей в перевозках пассажиров и грузов во внутреннем сообщении и транзитных экспортно-импортных грузов?

- Значение транспортной инфраструктуры в обеспечении потребностей экономики общеизвестно. Темпы роста экономики любой страны требуют, чтобы на 1 процент прироста объемов производства прирост объемов транспортных перевозок возрастал на 2 процента. Вступление России в ВТО, экономический рост в государстве придают развитию транспортной инфраструктуры важнейшее государственное значение. Существующая транспортная и тарифная политика государства способствует активизации работы транспортного комплекса края, привлечению грузовой базы в морские порты, переключению внешнеторговых и транзитных грузов на российские транспортные системы.

Это способствовало тому, что в 2002 году стивидорными компаниями портов переработано 106,6 миллион тонн внешнеторговых российских и транзитных грузов, что на 24,6 миллион тонн (29,2 процента) больше, чем за 2001 год, в том числе:

  • в порту Новороссийск на 17,9 миллион тонн (29,1 процента);
  • в порту Туапсе - на 2,9 миллион тонн (19,6 процента);
  • в порту Ейск - на 1,4 миллион тонн (83,7 процента);
  • в портах Темрюк и Кавказ, включая перевалку на рейде, - на 2,1 миллион тонн (57,7 процента).

Активно развиваются порты Темрюк, Кавказ и Ейск, грузооборот которых с учетом рейдовой перевалки на якорной стоянке № 451 уже в 2002 году превысил 9 миллионов тонн.

Железнодорожники Кубани совместно с предприятиями транспорта, осуществляющими перевозку и переработку указанных объемов грузов, обеспечили в 2002 году перечисление налогов в консолидированный бюджет края в размере свыше 3,5 миллиард рублей, что составило более 13 процентов от общей суммы бюджетных поступлений. Поэтому развитию транспортного комплекса края администрация уделяет особое внимание и оказывает всемерное содействие в реализации предлагаемых проектов развития.

- Вопросы развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края вошли в федеральные целевые программы "Юг России" и "Модернизация транспортной системы России до 2010 года". Какие наиболее значимые проекты Вы можете назвать, и как идет их реализация?

- К наиболее значимым проектам этих целевых программ относятся, несомненно, строительство объектов железнодорожного, морского и воздушного транспорта. Это развитие припортовых железнодорожных станций в портах Новороссийск, Туапсе и Ейск, Юго-восточного грузового района в порту Новороссийск, глубоководных нефтеналивных причалов в портах Новороссийск и Туапсе, строительство причалов № 9А и 9Б в порту Туапсе, комплексов по перевалке жидкого аммиака и нефтепродуктов на мысе Железный Рог в Темрюкском районе, реконструкция взлетно-посадочной полосы в г. Геленджике.

Пропускная и перерабатывающая способность объектов железнодорожного транспорта уже в настоящее время отстает от пропускной способности морских портов. Необходимо развитие и автомобильных подходов к портам, проведение реконструкции существующих автомобильных дорог.

Требует решения вопрос второго въезда в порт Новороссийск. Возможные варианты его - это строительство параллельных автомобильной и железной дорог на участке Абинск-Кабардинка, что позволит переключить движение пассажирских поездов с анапского и новороссийского направлений, разгрузить станции Новороссийск и Крымская в целях увеличения их пропускной и перерабатывающей способности или реализации предложений ЗАО "Акционерная компания "Новороссийский транспортный производственный перегрузочный комплекс" по строительству участка железной дороги от станции Гайдук до Кабардинки с размещением припортовой станции в районе мыса Пенай.

Реализация предлагаемых проектов требует увеличения пропускной способности железнодорожных участков на подходах к морским портам края и перерабатывающей способности припортовых станций для освоения возрастающего грузопотока.

Программой оптимизации и повышения эффективности работы СКЖД, утвержденной Министром путей сообщения Российской Федерации, предусмотрено финансирование работ по Краснодарскому отделению дороги до 2006 года в объеме более 29,5 миллиард рублей, в том числе в 2003 году - 7,7 миллиард рублей.

Таким образом, предварительный анализ и сопоставление программ и инвестиционных проектов развития двух видов транспорта (морского и железнодорожного) на территории Краснодарского края показывают значительное опережение темпов развития портовых мощностей.

- Каковы приоритетные направления транспортной политики администрации Краснодарского края?

- Транспорт Краснодарского края представляет собой большой и сложный комплекс железнодорожных путей, автомобильных дорог, водных магистралей, железнодорожных станций, вокзалов, портов, пристаней, аэропортов и других объектов. Диверсифицированная внутриотраслевая структура этого комплекса позволяет комбинировать и взаимозаменять различные способы доставки пассажиров и грузов на территорию края. Особое место в этом комплексе занимают транспортные узлы, расположенные на побережье Черного и Азовского морей.

В Краснодарском крае функционируют восемь морских портов: Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа, Геленджик, Ейск, Темрюк и Кавказ, – мощности которых позволяют перерабатывать более 40 процентов грузов, проходящих через морские порты России. В настоящее время в крае формируется полномасштабная региональная программа развития транспорта, основанная прежде всего на определении перспективной грузовой базы портов Краснодарского края, так как без данного компонента невозможно развитие ни портов, ни железных и автомобильных дорог. Сейчас важнейшим для региона проектом как раз и является определение реальных грузопотоков до 2015 года.

В администрации края проходят рассмотрение и согласование ряд проектов строительства портовых комплексов в Цемесской бухте, Туапсинском, Темрюкском и Приморско - Ахтарском районах. Реализация этих программ позволит увеличить объемы перевалки грузов в морских портах более чем в два раза.

Естественно, это приведет к значительному увеличению поступления налогов как в федеральный, так и краевой и местный бюджеты.

- Каково сегодняшнее состояние дорожно-транспортного комплекса Краснодарского края: железнодорожной инфраструктуры, автомобильных дорог, мостов, аэродромов, морских и речных портов, гидротехнических сооружений?

Протяженность железных дорог в крае составляет 2,2 тыс. километров, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием около 11 тыс. километров, в том числе 1,3 тыс. километров федеральных и 9,5 тыс. километров краевых дорог. Развитие морских портов, рост производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, значительное расширение туристического бизнеса приводит к увеличению интенсивности движения автомобильного транспорта.

На основании мирового опыта, имеющейся собственной практики Краснодарским краевым государственным учреждением "Дорожный комитет" разработан план создания системы управления дорожным движением, весового контроля и метеорологического наблюдения на автомобильных дорогах края. Система управления дорожным движением, используя комплекс воздействий на дорожные условия, позволяет повысить пропускную способность автодорог, безопасность движения и эффективность перевозок.

- Какова динамика перевозок пассажиров и грузов в отраслевом разрезе: в автомобильном, авиационном, железнодорожном и водном транспорте в сравнении с предыдущими годами?

- Анализ хозяйственной деятельности автомобильного транспорта общего пользования с учетом автотранспорта малых организаций отрасли и индивидуальных предпринимателей показывает следующую динамику объемов перевозок грузов и пассажиров: По грузовым перевозкам автомобильным транспортом в 2002 году грузооборот с о с т а в и л 3244 миллиона тонн на километр, что на 7 процентов, или на 220 миллионов тонн на к и л о м е т р больше, чем в 2001 году.

Перевезено 115 417 тысяч тонн грузов, что меньше, чем в 2001 году, на 3 процента, или на 3 935 тысяч тонн. По пассажирским перевозкам автомобильным транспортом в 2002 году пассажирооборот составил 3 519 миллионов пассажирокилометров, что меньше на 0,7 процента, или на 24 миллиона пассажирокилометров, чем в 2001 году. Перевезено 402 872 тысячи человек, что на 3 процента, или на 13524 тысячи человек меньше, чем в 2001 году.

Водным транспортом в 2002 году перевезено 239,4 тысяч человек, что составляет 86,6 процента от уровня предыдущего года. Пассажирооборот составил 12016,9 тысячи пассажирокилометров.

- Какие меры предпринимаются на краевом уровне для обновления парка подвижного состава автомобильного, авиационного и водного транспорта? Какие варианты решения этого вопроса Вам представляются наиболее эффективными?

Администрацией Краснодарского края принято решение о субсидировании из средств краевого бюджета ставки рефинансирования ЦБ РФ предприятиям транспортной отрасли при кредитовании процессов обновления транспортных средств. В данном случае важна активность самих хозяйствующих субъектов. Григорий Сай: Транспорт должен развиваться опережающими темпами

В связи с большим износом подвижного состава, коэффициент технической готовности парка автобусов находится на уровне 0,65, выпуска подвижного состава на линию - 0,52. Имеются срывы рейсов в результате схода подвижного состава с линии изза его технической неисправности. Администрацией Краснодарского края за счет средств краевого бюджета приобретается подвижной состав (автобусы) для осуществления городских и пригородных пассажирских перевозок. На эти цели было выделено в 2000 году 9 миллионов рублей, а в 2001 и 2002 годах - по 15,2 миллионов рублей ежегодно. В 2003 году на эти цели выделено в два раза больше средств, а именно: 33 миллиона рублей.

Однако и этого явно недостаточно. Поэтому департаментом по транспорту Краснодарского края разработана краевая целевая программа "Обновления пассажирского подвижного состава Краснодарского края на 2004 год".

Программа принята администрацией края, утверждена Законодательным Собранием и предусматривает выделение из краевого бюджета 260 миллионов рублей на приобретение 459 автобусов. В результате существенно, на 17,6 %, будет обновлен пассажирский автомобильный парк. Приобретение нового подвижного состава позволит повысить эффективность использования автобусного парка, поднять уровень качества и безопасности пассажирских перевозок и на этой основе обеспечить более полное удовлетворение потребности населения в транспортных услугах.

опубликовано в № 4(10), 2003 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru