Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
09 мая 2024
Железная дорога

Вагоноремонтный завод увеличивает объемы производства

Накануне Дня железнодорожника на Владикавказском вагоноремонтном заводе был сдан в эксплуатацию новый цех по ремонту пассажирских вагонов. Это старейшее предприятие Северной Осетии сейчас находится в стадии коренной перестройки, и последнее событие на ВВРЗ - одно из важнейших в истории завода и всего путевого хозяйства МПС России. Вагоноремонтный завод увеличивает объемы производства

Перерезать красную ленточку в новом комплексе завода вместе с владикавказцами приехали министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев, Президент республики Северная Осетия-Алания Александр Дзасохов, начальник СКЖД Владимир Воробьев.

Пусковой комплекс первой очереди завода был не единственным подарком ко Дню железнодорожника. Отремонтировано и здание Главного железнодорожного вокзала столицы Алании. На протяжении своей 90летней истории Владикавказский вагоноремонтный завод восстанавливал практически все виды подвижного состава. Но в 21-й век предприятие вступило не в лучшем состоянии, и даже ставился вопрос о его закрытии. Усилиями руководства республики удалось добиться в МПС России решения продолжить работу предприятия с последующей модернизацией всего производственного комплекса. Необходимость в таком заводе была продиктована новыми экономическими, политическими и социальными условиями на Северном Кавказе. В принятой на государственном уровне Федеральной целевой программе "Юг России" Северная Осетия рассматривается как перспективный регион. На встрече с министром путей сообщения РФ Геннадием Фадеевым в июне 2001 года Президент республики Александр Дзасохов назвал старт реконструкции завода "первым шагом в реализации этой федеральной программы".

Подписанное 16 июня 2001 года Соглашение между МПС РФ и руководством Республики Северная ОсетияАлания предполагало несколько вариантов реконструкции завода. Первоначально планировалось распустить коллектив на время реконструкции с сохранением стажа и зарплаты. Была составлена смета на этот период, где учитывались все детали реконструкции. Но с уходом с поста министра путей сообщений Николая Аксененко подготовка завода к перестройке стала снижать темпы. Лишь в 2002 году на февральской встрече президента Осетии Александра Дзасохова с министром МПС Геннадием Фадеевым этот вопрос был поставлен во главу угла. Тогда приняли решение - вести реконструкцию завода без остановки основного производства.

Конечно, было непросто работать в условиях реконструкции, ведь предстояло полностью снести старый цех по ремонту пассажирских вагонов, деревообрабатывающий цех и с нуля выстроить новые. За этот период объемы выпускаемой продукции значительно снизились, но не было сокращено ни одного рабочего места. Перед торжественным открытием нового цеха директор ВВРЗ Владимир Бахмат вспоминал:

- Работали под навесами и ремонтировали вагоны без остановки. Мы "переболели" 2002 год и сегодня превысили объемы производства периода 2001 года (то есть до начала реконструкции завода) на 35-40 процентов. Сейчас цех ежемесячно выпускает 5-6 вагонов второго объема ремонта с полной заменой внутреннего интерьера, всего электрооборудования, отремонтированным металлическим кузовом и усиленной ходовой частью вагона. Такой комплекс работ позволяет ему проходить 400-450 тысяч километров, что составляет около четырех лет межремонтного периода эксплуатации.

Сейчас на старых площадях завода объемы производства увеличились в два раза по сравнению с прошлым годом.

Я уверен, что к окончанию реконструкции предприятия каждый месяц на рельсы страны будут выходить 10 готовых к эксплуатации вагонов сложного ремонта. Помещения уже отремонтированы, и сейчас важно укомплектовать цеха оборудованием. За оставшиеся до конца года месяцы завод будет готов к началу опытной эксплуатации.

Строительство производственного комплекса финансируется за счет МПС по выпущенному заводом векселю. Грядет реформирование МПС и в будущем, это деньги ОАО "Российские железные дороги". Владикавказский завод будет дочерним предприятием акционерного общества. На первом этапе реконструкции освоено 1 миллиард 200 миллионов рублей, задействовано более 500 рабочих и специалистов. Работа шла по жесткому временному графику, без сбоев и под пристальным вниманием кураторов строительства от российских министерств и ведомств. В стройке самое непосредственное участие принимает СКЖД. Силами Северо-Кавказской железной дороги подготовлены подъездные пути, обеспечена перевозка грузов. Например, за три дня сюда пригоняют вагон со стандартным оборудованием из Москвы.

Начальник СКЖД Владимир Воробьев присутствовал на объекте не реже, чем сам руководитель стройки, и в последние недели перед пуском основного цеха ВВРЗ он каждое утро начинал здесь с планерки.

Время реконструкции было задействовано на подготовку квалифицированных кадров, чтобы с первых дней эксплуатации новый завод мог давать максимальную отдачу. В этом помогает тесное сотрудничество с местным профессиональным училищем № 10 и техникумом железнодорожного транспорта, с Ростовским университетом путей сообщения. Уже осуществлен набор работников службы эксплуатации. Продолжаем обучать на практике в цехах молодых рабочих.

Опыт показывает, что на месте это намного эффективнее. У нас сегодня велика потребность в квалифицированных кадрах, и в первую очередь в сварщиках и электриках. Поэтому любому молодому человеку несложно устроиться к нам на завод - было бы желание работать. Средняя зарплата будет около 4 тысяч рублей. Это, конечно, немного, но спрос на нашу продукцию огромный - в перспективе вырастет и зарплата.

Ожидается, что на реконструкцию второй очереди завода будет выделено еще около 800 миллионов рублей. Мы оправдываем доверие МПС, и мне особенно приятно сказать это в день пуска основного цеха по капитально-восстановительному ремонту пассажирских цельнометаллических вагонов.

В аэропорту Владикавказа прибывший на торжественное открытие завода министр путей сообщения России Г. Фадеев дал небольшое интервью журналистам:

- Завод - это подарок. Подарок как для всей сети железных дорог, так и для Северной Осетии. Это предприятие высочайшей технологии и низкой себестоимости. Отсюда мы будем обеспечены главным продуктом - высоким качеством ремонта пассажирских вагонов. Ведь мы понимаем, насколько важны для пассажира тот сервис и комфорт, которые мы предоставляем.

С Президентом республики у нас есть договоренность, что завод приобретет значение градообразующего предприятия. И мы видим, что слова здесь подтверждаются делом.

Я предвкушаю хорошую встречу там, на заводе ,с работниками предприятия, и мы договоримся о дальнейшем сотрудничестве. Приехав на завод, министр пообщался с ветеранами производства, поздравил их с наступающим Днем железнодорожника, после чего вместе с президентом республики Александром Дзасоховым в торжественной обстановке перерезал красную ленту на входе в новый производственный комплекс. Осматривая цеха, Геннадий Фадеев выразил уверенность в том, что современное оборудование позволит владикавказцам не просто ремонтировать, но и модернизировать вагоны.

- Уже сейчас мы ожидаем, что вложенные деньги станут приносить положительный экономический эффект, - сказал министр, - а портфель заказов у завода должен быть заполнен на срок до 2010 года. ВВРЗ обязан создать альтернативу днепропетровским вагоноремонтникам, которые могут за 20 минут из вагона открытого типа сделать купейный, используя современные материалы и технологии. После экскурсии по новому комплексу министр, руководство Северной Осетии и руководство СКЖД провели праздничный митинг в цехе завода. На торжественном собрании выступавшие говорили о вводе завода в эксплуатацию как о факте, подтверждающем, что Россия была и остается государством с мощной, развитой структурой железных дорог.

Предприятия такого масштаба, как ВВРЗ, на юге, у кромки государственной границы, сохраняют технический, научный и промышленный потенциал страны. Растущие объемы пассажирских и грузовых перевозок требуют развития и совершенствования путевого хозяйства. На сегодня износ вагонов пассажирского парка МПС составляет 60 процентов. Вагоноремонтные заводы нужны и на Урале, и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Вагоноремонтный завод увеличивает объемы производства

Ведь перегонка составов на длинные расстояния - это большие эксплуатационные расходы Необходимо специализировать такие заводы по продукции и рассредоточить их по всей стране - это было бы верным решением. Ну а Владикавказ стал точкой отсчета в этом направлении деятельности.

Руководители поблагодарили коллектив ВВРЗ за проделанную работу, поздравили всех с наступившим Днем железнодорожника. Лучшие сотрудники завода были награждены подарками и почетными грамотами. Министр отметил, что только за первое полугодие около 400 тружеников железнодорожной отрасли страны удостоены государственных наград. Это подтверждает высокую степень сознательности и дисциплины людей, работа которых связана с большой ответственностью.

В благодарность за оказанную поддержку в возрождении Владикавказского вагоноремонтного завода Геннадию Матвееву было присвоено звание "Почетный гражданин города". После посещения завода делегация отправилась на старейший железнодорожный вокзал СКЖД.

Как рассказал начальник вокзала Владимир Тебиев, потомственный железнодорожник и выпускник РГУПС, свою историю этот вокзал отсчитывает с 1874 года. Сегодня здесь заканчивается очередной капитальный ремонт.

В здании открыт сервисцентр, отремонтированы зал ожидания и привокзальная площадь, заменена система центрального отопления и канализации. На перроне устанавливаются скамейки с навесами, фонари, уложена плитка. Скоро будут открыты выход на перрон через центральные двери, пригородный зал, кассы для пассажиров дальнего следования.

Министр, пообщавшись у билетных касс с пассажирами, высказал руководству дороги и вокзала свои предложения по улучшению качества обслуживания. Была отмечена необходимость в прицепном вагоне на украинском направлении, чтобы пассажирам, следующим из Владикавказа в Харьков, не приходилось делать лишнюю пересадку.

Перед отъездом на закрытое совещание с Президентом Осетии Геннадий Фадеев еще раз указал на важность высокого качества обслуживания: -Пусть пассажирские перевозки убыточны, но, несмотря на это, мы продолжим строительство комфортабельных поездов. Учитывая напряженный пассажиропоток в период летних отпусков, нельзя допускать, чтобы отпускники оказались в вагонах без климатических установок.

Сегодня есть люди, желающие ехать с комфортом и платить за это деньги. Мы в состоянии предоставить высокий уровень обслуживания, и за счет таких пассажиров будут частично покрываться затраты на низкорентабельные перевозки. Это направление для нас приоритетное.

Не хочу завышать оценку проделанной работы, но есть заметные улучшения, и мы будем стараться, чтобы пользователи наших услуг не могли нас ни в чем упрекнуть.

опубликовано в № 4(10), 2003 год
Алексей Коверзнев
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru