xml version="1.0" encoding="windows-1251"?>
23 ноября 2024 |
|
Авиация Безопасность полетов под контролем «Стрелы»Как известно, безопасность полетов зависит от уровня подготовки пилотов и диспетчеров, а также от состояния техники, на которой они работают. Учитывая эти два основных фактора безопасности, мы постарались выяснить, насколько защищены сегодня пассажиры воздушных судов и как происходит контроль над безопасностью воздушного движения. А разобраться в этом нам помогли специалисты филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Контроль над безопасностью воздушного движения в южном регионе осуществляют специалисты ростовского районного диспетчерского центра (РДЦ) «Стрела», структурного подразделения филиала «Аэронавигация Юга». Для обеспечения высокого уровня безопасности они используют районную автоматизированную систему управления воздушным движением (РАС УВД) с одноименным названием «Стрела». Она предназначена для повышения пропускной способности воздушного пространства, регулярности и экономичности полетов авиации всех ведомств по воздушным трассам, а также по маршрутам вне трасс при помощи автоматизации процессов планирования и управления полетами. Начало разработки системы было определено еще постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1978 г., рассказывает директор филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Валерий Михайлович Горбенко. 1 октября 1992 года «Стрела» была введена в эксплуатацию в Ростовском объединенном районе управления воздушным движением с центром управления в Ростове-на-Дону. Работа с пультов системы начиналась поэтапно, постепенно вводились необходимые доработки в программное обеспечение. В 1996- 1997 годах была произведена замена внешних запоминающих и центральных устройств вычислительного комплекса. Это существенно повысило надежность системы, а следовательно, положительно повлияло на обеспечение безопасности и регулярности полетов. С января 2006 года введен в эксплуатацию модернизированный автоматизированный комплекс технических средств АКТС-МЗ, произведенный испанской компанией INDRA. Он обеспечивает диспетчеров сведениями о движении воздушных судов, а также метеорологической и аэронавигационной информацией. Все эти данные компактно размещены на рабочем месте диспетчера. Работать с АКТС-МЗ очень удобно: специальными визуальными и звуковыми сигналами он предупреждает о возникновении конфликтных ситуаций между воздушными судами, может предсказывать будущее положение воздушного судна, а также возможность его попадания в зоны опасных метеоявлений. Данный комплекс также позволяет одновременно воспроизводить речевую и визуальную информацию о воздушной обстановке и действиях диспетчеров. В состав системы входит тренировочный модуль. На нем диспетчеры управления воздушным движением совершенствуют свое мастерство, проходят курсы по повышению квалификации, продлению свидетельств и переподготовки персонала районных и аэродромных центров. Связь диспетчеров УВД ростовского РДЦ «Стрела» с экипажами воздушных судов, находящихся на управлении, а также с другими диспетчерами и наземными службами обеспечивает система речевой связи СРС- 3020Х. Она была разработана, изготовлена и смонтирована лидером по производству систем связи для управления воздушным движением австрийской фирмой FREQUENTIS по заказу Росаэронавигации. На сегодняшний день это самая крупная в мире интегрированная система связи для УВД. В состав системы входит цифровая аппаратура документирования речевой информации WordNet производства английской фирмы Racal Recorders. Запись информации осуществляется в два этапа: промежуточный на жесткие магнитные диски и для долговременного хранения на кассетные ленточные носители формата DDS-3. Поиск и воспроизведение записанной информации обеспечиваются отдельным программно-аппаратным комплексом, предоставляющим пользователю многочисленные сервисные возможности по обработке воспроизводимого звука. Обслуживающий персонал системы прошел обучение в Австрии, имеет необходимые сертификаты и обладает высочайшей квалификацией и исключительным опытом работы с разными типами связного оборудования. Чтобы соответствовать международным стандартам, определенным организацией «ИКАО», в процессе работы диспетчеры постоянно совершенствуют свои навыки и умения. Один раз в полгода каждый диспетчер проходит тестирование на знание разговорного и авиационного английского языка. В ростовском РДЦ «Стрела» существует целая система языковой подготовки: сотрудники могут повышать свой уровень английского, занимаясь со штатными преподавателями и переводчиками. Это нужно для того, чтобы диспетчеры могли безопасно исполнять свои технологические обязанности и вести радиосвязь на английском языке без ущерба для безопасности полетов. Раз в два года диспетчер обязан подтвердить свои знания на экзамене по фразеологии радиообмена техническому авиационному английскому языку, с помощью которого он может общаться с экипажами иностранных воздушных судов. Кроме того, каждый сотрудник проходит жесткий психологический отбор. Работа диспетчера сопряжена с высоким риском, ответственностью за жизни многих людей, поэтому стрессоустойчивость и умение оперативно принимать решения в сложных ситуациях это те качества, которыми должны обладать все сотрудники. Сегодня благодаря высокой степени подготовки персонала, а также надежности эксплуатируемой техники ростовский РДЦ «Стрела» поддерживает достаточно высокий уровень безопасности воздушного движения на территории южного региона. Руководство филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» делает все возможное, чтобы пассажиры воздушных судов чувствовали себя защищенными, и стремится достигнуть уровня лучших мировых поставщиков аэронавигационного обслуживания. опубликовано в №
4(28), 2006 год
Елена Осипова
|
|||
|