Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
23 апреля 2024
События и факты

Волгоградская область развивает транзитный потенциал

Транспортный комплекс Волгоградской области реализует свой транзитный потенциал и интегрируется в систему евроазиатских транспортных коридоров. По мнению начальника управления транспорта и коммуникаций администрации Волгоградской области Владимира Кузнецова, этот важный грузообразующий и транзитный регион Южного федерального округа может получать значительные экономические выгоды от процессов транспортной интеграции и либерализации рынка транспортных услуг. Волгоградская область развивает транзитный потенциал

— Волгоградская область, — рассказывает Владимир Кузнецов, — занимает выгодное географическое положение для обеспечения внешнеэкономических связей между Европой и государствами Азии. По ее территории проходят два евроазиатских международных транспортных коридора: МТК «Север-Юг», южное ответвление коридора «Транссиб» (Курган-Самара- Волгоград-Новороссийск), а также есть возможность продления 3 панъевропейских (3,5,9) коридоров. Через область проходят важные железнодорожные, автомобильные, водные и авиационные маршруты, связывающие прикаспийские и центральноазиатские государства с Россией и странами Южной, Восточной и Северной Европы.

Большое значение имеет трубопроводный транспорт. Сеть трубопроводов соединяет Волгоград с нефтяными и газовыми месторождениями области. Кроме того, через ее территорию пролегли магистральные нефтепроводы: Западная Сибирь-Самара-Новосибирск, Самара-Лисичанск.

В целом современное состояние транспортного комплекса Волгоградской области обеспечивает потребности предприятий и населения региона в транспортных услугах.

Железнодорожный транспорт Волгоградская область развивает транзитный потенциал

Важную роль в транспортной системе Волгоградской области играет железнодорожный транспорт, обеспечивающий основные транспортно-экономические связи области с регионами России и других стран.

Протяженность железных дорог составляет 1660 километров.

В целях обеспечения бесперебойной работы железнодорожного транспорта на территории Волгоградской области в период с 2000 по 2004 годы была проведена электрификация железнодорожных направлений Саратов-Петров Вал- Волгоград-Котельниково.

Всего на территории Волгоградской области электрифицировано путей общей протяженностью 539 километров, построено и введено в эксплуатацию 6 тяговых подстанций. С момента введения электрификации грузооборот увеличился на 40 процентов, перевезено грузов на 35 процентов больше.

В транзитном грузопотоке по направлению Саратов- Волгоград-Тихорецкая преобладают нефтепродукты Саратовского и Волгоградского нефтеперерабатывающих заводов, следующие на экспорт через порты Туапсе и Новороссийск. Сохраняются устойчивые объемы перевозок мазута для Краснодарской ТЭЦ и газоконденсата для Краснодарского нефтеперерабатывающего завода, а также азотных удобрений с заводов Самарской, Пермской, Кемеровской и Иркутской областей на экспорт. В грузопотоках обратного направления преобладают нефтяные, минерально- строительные материалы, лесные грузы.

В настоящее время сложилась пятилучевая радиальная конфигурация транзитных грузопотоков с центром в Волгограде:

  • северное направление обеспечивает железнодорожное сообщение Волгоградской области с крупными индустриальными центрами Поволжья: Саратовом, Самарой, Ульяновском и Казанью;
  • северо-западное направление соединяет Волгоград с Москвой, промышленными центрами ЦентральноЧерноземного и Центрального экономических районов;
  • западное направление связывает область с Донецко- Приднепровским районом и его угольными, металлургическими, машиностроительными и химическими предприятиями;
  • юго-западное направление открывает путь в Новороссийск, Ростов-на-Дону и другие центры СевероКавказского региона;
  • юго-восточное направление ведет в Астрахань и дальше в Казахстан и Среднюю Азию.

Водный транспорт Волгоградская область развивает транзитный потенциал

В границах Волгоградской области для перевозок грузов и пассажиров используются участки рек Волга, Дон и Волго-Донской судоходный канал, входящие в Единую глубоководную систему европейской части России. Габариты судового хода этих путей, а также размеры камер шлюзов позволяют эффективно эксплуатировать крупнотоннажный флот, включая суда типа «река-море». Судоходными являются также участок реки Дон выше г. Калача-на-Дону и верховья реки Ахтубы.

Основными предприятиями речного транспорта Волгоградской области являются ОАО «Волгоградский речной порт», ОАО «Калачевский порт», Волжская база технического обслуживания флота, ОАО «Судоходная компания „Волжское пароходство“», Калачевский филиал ОАО «Донречфлот».

ОАО «Волгоградский речной порт» имеет в своем составе пять предприятий, располагающих производственным потенциалом для выполнения перегрузочных работ. Это Камышинский грузовой порт, Волжский грузовой порт, Волгоградский грузовой порт, пассажирский порт «Волгоград» и торгово-производственный комплекс Волгоградского речного порта. Переработку грузов осуществляют Волгоградский речной порт и его филиалы в городах Камышине и Волжском, а также Калачевский речной порт.

Волгоградский грузовой порт расположен в черте города Волгограда по правому берегу Волги. Камышинский порт находится на правом берегу Волги, в 150 км выше от створа плотины Волжской ГЭС на окраине города Камышина. Волжский порт расположен на верхнем бьефе Волгоградского гидроузла, на левой стороне Волгоградского водохранилища.

Общая площадь складов Волгоградского речного порта — 81,5 тыс. квадратных метров, в том числе для открытого хранения — 61,9 тыс. квадратных метров и закрытого хранения - 19,6 тыс. квадратных метров.

Волжский и Волгоградский грузовые порты имеют подъездные железнодорожные пути: на территории Волжского порта — протяженностью 2200 погонных метров, Волгоградского - 2000 погонных метров.

Для осуществления грузовых перевозок Волгоградский речной порт располагает самоходным флотом. На пассажирских и грузопассажирских перевозках работают теплоходы типа «ОМ», «Москва», «Отдых», «МО», «Восход», «Окский». Для проведения рейдовых работ и комплексного обслуживания транзитного флота порт располагает вспомогательным рейдовым и обслуживающим флотом.

    Основные виды услуг портов:
  • переработка экспортных и импортных генеральных грузов;
  • переработка тарноштучных, контейнерных и навалочных грузов;
  • хранение грузов на открытых и закрытых складских площадях, в том числе и в режиме закрытого таможенного контроля (ЗТК);
  • экспедирование грузов всеми видами транспорта;
  • оказание помощи в нахождении фрахта;
  • предоставление в аренду помещений и складских площадей;
  • реализация минерально- строительных грузов, в том числе и со складов портов;
  • перевозка флотом ОАО «Волгоградский речной порт» навалочных грузов по рекам Европейской части России;
  • комплексное обслуживание флота;
  • пассажирские и грузопассажирские перевозки;
  • организация отдыха на воде;
  • добыча речного песка и его реализация.

Протяженность грузовых причалов Волгоградского речного порта составляет 1572 погонных метра, в том числе в Камышинском порту — 250 погонных метров, Волжском — 661 погонный метр, Волгоградском — 661 погонный метр. Общая пропускная способность грузовых причалов при перегрузке навалочных грузов составляет 18000 тонн в сутки, тарно-штучных грузов - 2500 тонн в сутки, контейнеров — 4000 тонн в сутки. Наряду с крупными портами в области имеются причалы предприятий других отраслей хозяйственного комплекса, а также собственная судостроительная и судоремонтная база: ОАО «Волгоградский судостроительный завод», ЗАО «Волжская РЭБ флота», ОАО «Красноармейский СРЗ», ОАО «Калачевский ССРЗ».

Воздушный транспорт Волгоградская область развивает транзитный потенциал

В перевозках пассажиров и некоторых грузов большую роль играет и воздушный транспорт. Волгоградский аэропорт — один из крупнейших в Поволжье.

Воздушные трассы связывают Волгоград со многими городами России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

В годы реформ и перехода к рыночным отношениям из-за низкой покупательной способности населения нашей страны объем авиаперевозок уменьшился в несколько раз.

Сегодня наметился устойчивый рост объема перевозок воздушным транспортом.

Базовая авиакомпания «Волга-Авиаэкспресс» выполняет полеты на самолетах ТУ-134 и Як-42. В 1994 году аэропорт получил статус международного аэропорта, а в 1998 году одним из первых аэропортов федерального значения — сертификат соответствия.

В 1999-2001 годах в условиях непрекращающихся полетов произведены капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы и замена светосигнального оборудования.

В течение 2004-2005 годов Аэропорт Волгоград допущен к приему и обслуживанию отечественных самолетов Ил-114, АН-140, ТУ-204 и иностранного производства: «Аэробус-320», «Боинг- 737» и «Боинг-757». Пропускные возможности пассажирского аэровокзала составляют 700 пассажиров в час. В аэропорту имеется грузовой склад емкостью 60 тонн, ангар, производственные здания авиационно-технической базы, склад ГСМ.

Автомобильный транспорт Волгоградская область развивает транзитный потенциал

Автомобильный транспорт в Волгоградской области осуществляет в основном перевозки грузов во внутрирайонном сообщении, обеспечивая доставку продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий к железнодорожным станциям и узлам, речным портам региона для последующего его вывоза в другие районы России, страны СНГ и зарубежные страны.

Автомобильным транспортом на 80-90 процентов обслуживается и сельское хозяйство области, поэтому дальнейшее его развитие напрямую связано с этим видом транспорта, а также с совершенствованием сети автомобильных дорог в сельской местности.

По государственному заказу Волгоградской области 26 государственных унитарных автотранспортных предприятия с общей численностью работающих 4355 человек.

На пассажирских перевозках по маршрутам общего пользования задействован парк автобусов большой вместимости в количестве 1416 единиц. Средний возраст подвижного состава в настоящее время составляет 11,3 года.

Перевозки пассажиров осуществляются на 140 городских, 223 пригородных и 200 внутриобластных междугородных автобусных маршрутах.

В 2005 году объем выполненной транспортной работы составил 2 778,7 млн пассажирокилометров, перевезено 38,2 млн пассажиров, оплативших проезд по полному тарифу.

С 2002 года управлением транспорта и коммуникаций реализуется Областная целевая программа обновления подвижного состава общественного автомобильного транспорта Волгоградской области на 2002- 2007 годы (постановление Волгоградской областной Думы от 02.07.2002 г. № 10/315). В течение двух лет — с 2002 по 2003 гг. — государственным пассажирским автотранспортным предприятиям было передано по лизингу 92 автобуса. В 2005 году за счет средств областного бюджета для государственных АТП приобретены 31 автобус малого и среднего класса и 5 автобусов большого класса на сумму 59054 тыс. рублей. В 2006 году планируется приобретение автобусов на сумму 39852 тыс. рублей.

Другим направлением деятельности по поддержанию технического состояния имеющегося парка автобусов стала реализация программы капитально-восстановительного ремонта кузовов автобусов, рассчитанная на 2001-2005 годы. В 2005 году капитально отремонтировано 32 автобуса на сумму 10930,7 тыс. рублей. На 2006 год сформирована программа капитального ремонта автобусов в количестве 100 единиц.

Монетизация льгот не дала результатов Волгоградская область развивает транзитный потенциал

По состоянию на 1 января 2006 года количество граждан льготных категорий, проживающих в Волгоградской области и имеющих право на социальную поддержку из бюджета Российской Федерации, составляет 249 тыс. человек.

Число граждан, финансирование мер социальной поддержки которых относится к компетенции Волгоградской области, составляет 231 тыс. человек. Кроме того, 255 тыс. человек пользуются правом социальной поддержки из бюджетов муниципальных образований.

С 1 июля 2005 года в соответствии с Законом Волгоградской области от 3 марта 2005 года № 1016-ОД, натуральные льготы заменены ежемесячными денежными выплатами. Для обеспечения доступности транспортных услуг постановлением главы администрации Волгоградской области от 31 марта 2005 года на территории Волгоградской области для всех категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и Волгоградской области, введены социальные проездные билеты.

В результате монетизации льгот собственные доходы транспортных организаций автомобильного и городского электрического транспорта без учета реализации социальных поездных билетов в 2005 году составили 788,3 млн рублей, или 114 процентов к уровню 2004 года. В целом доходы от перевозок пассажиров и реализации социальных проездных билетов в 2005 году составили 845,4 млн рублей, что на 22,8 процента больше, чем в 2004 году. Однако в связи с ростом цен на энергоносители в 2005 году возросли эксплутационные расходы. Они увеличились на 35,6 процента к уровню 2004 года и составили 1913,7 млн рублей. Это привело к росту убытков транспортных организаций на 47,8 процента. В целях обеспечения нормального функционирования транспорта объемы бюджетного финансирования на покрытие убытков транспортным организациям возросли на 54,7 процента и составили 1013,1 млн рублей.

Одной из главных проблем, сдерживающих развитие и реформирование пассажирского автомобильного транспорта в Волгоградской области, является отсутствие нормативно-правовой базы, соответствующей нынешнему времени. Существующая правовая база в сфере регулирования пассажирских перевозок безнадежно устарела (Устав автомобильного транспорта издан в 1969 году, Правила перевозок пассажиров от 1986 года, Правила организации пассажирских перевозок от 1981 года). Законодательная инициатива и попытки государственного регулирования данной сферы деятельности на региональном уровне опротестовываются органами прокуратуры и территориальными антимонопольными службами. Поэтому реальная реформа в секторе пассажирского автомобильного транспорта требует изменений в федеральном законодательстве.

опубликовано в № 4(28), 2006 год
Людмила Светлова
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru