xml version="1.0" encoding="windows-1251"?>
27 декабря 2024 |
|
Порты Алексей Виноградов: «Перевалочный комплекс «Тольяттиазот» изменит жизнь Тамани»Создание перевалочного комплекса «Тольяттиазот» в поселке Волна Темрюкского района Краснодарского края коренным образом изменит жизнь в этом традиционно аграрном районе, считает вице-президент корпорации «Тольяттиазот» Алексей Виноградов. Кубань пополнится еще одним морским портом на Черноморском побережье, тысячи людей получат постоянную работу и стабильный заработок, а местные муниципалитеты — солидную прибавку в бюджет. Однако в настоящее время строительные работы на береговой части порта приостановлены. Грузы «Тольяттиазот» благополучно переваливаются в украинском и литовском портах, а экономисты Темрюкского района и Краснодарского края подсчитывают упущенную выгоду. Справка «ТЮ»: Идея строительства морского порта на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог впервые была озвучена в середине 90-х годов прошлого века, когда крупнейший российский производитель и экспортер жидкого аммиака — корпорация «Тольяттиазот» — столкнулась с проблемой транспортировки своей продукции. — После распада СССР, — рассказывает вице-президент корпорации «Тольяттиазот» Алексей Виноградов, — часть аммиакопровода «Тольятти- Одесса», по которому аммиак отправлялся на экспорт, оказалась на территории Украины. Почувствовав себя монополистами, дружественные украинские братья начали повышать тарифы на транзит и перевалку аммиака, а также ввели ограничения по объемам. Тогда нам пришлось искать новые площадки и схемы транспортировки своего груза. По наиболее благоприятным географическим, климатическим, социально- экономическим и геополитическим условиям для создания нового портового аммиачного терминала была выбрана территория Таманского полуострова, находящаяся в пределах Темрюкского района Краснодарского края. Районные и краевые власти поддержали идею строительства перевалочного комплекса. С ними были заключены договоры о взаимном сотрудничестве, в которых оговаривались обязанности каждой стороны. Создание нового порта на Черном море окрылило российских транспортников, которые после распада СССР потеряли большую часть перевалочных мощностей на юге России. Два глубоководных черноморских порта — Новороссийск и Туапсе — хотя и существенно нарастили свою инфраструктуру, однако все же имеют некоторые ограничения и по территории, и по объемам, и по номенклатуре перерабатываемых грузов. До сих пор около 40 процентов российских экспортных грузов перерабатывается портами Украины и прибалтийских стран. Проект строительства перевалочного комплекса «Тольяттиазот» полностью прошел экспертизу на всех уровнях, включая районные, краевые и федеральные инспектирующие организации, имеет положительные заключения экологической экспертизы и Главгосэкспертизы Госстроя России. В октябре 2003 года было получено разрешение на строительство от Администрации Краснодарского края, и стройка началась. В структуру портового терминала входит несколько производственных объектов береговой и морской составляющей, а также объекты жизнеобеспечения, административной и социальной инфраструктуры. В первую очередь за счет собственных средств и кредитных ресурсов были построены железнодорожная ветка от станции Вышестеблиевская до поселка Волна протяженностью 36 километров, а также железнодорожная станция «Тольяттиазот» на 8 путей по 850 метров и два пути на 1050 метров. Для слива жидкого аммиака из железнодорожных цистерн построена двусторонняя сливная эстакада, склад хранения на два резервуара вместимостью по 30 тысяч тонн каждый. Причем емкости для хранения аммиака спроектированы и построены по самой современной технологии. Они имеют двустенную конструкцию и выполнены из высокопрочных материалов, обеспечивающих полную герметичность и соответствующую безопасность. Аммиачный терминал включает компрессорную станцию, электростанцию, противопожарные резервуары, технологические трубопроводы. Для обеспечения работы перегрузочного комплекса аммиака и непосредственно склада аммиака построен газопровод протяженностью 8 километров, газораспределительная станция и сеть трубопроводов протяженностью 5 километров. Морская составляющая перевалочного комплекса «Тольяттиазот» включает берегоукрепительные сооружения, гидротехническую эстакаду протяженностью 2208 метров, технологический причал № 1 для перегрузки аммиака, а также объекты обеспечения жизнедеятельности перевалочного комплекса. Это здание Морской администрации порта Тамань, где будут размещаться все федеральные контрольно-надзорные структуры: пограничные, таможенные, санитарные, ветеринарные службы, капитания порта, система управления движением судов, пожарное депо и другие. Все это практически построено и готово к введению в эксплуатацию. Морские причалы и береговой терминал аммиака соединяет гидротехническая эстакада, выходящая в море на 2208 метров. С одной стороны эстакады будут проходить технологические трубопроводы; смонтированы причалы для подачи аммиака на стендер и непосредственно на морские суда грузоподъемностью до 35 тысяч тонн. Первоначально проектные мощности перевалочного комплекса «Тольяттиазот» были рассчитаны на перевалку 2 миллионов тонн жидкого аммиака в год. Однако, учитывая большой объем капитальных вложений в создание портовой инфраструктуры, который на сегодняшний день составил около 250 миллионов долларов США, руководство «Тольяттиазот» в 2004 году подало декларацию о намерениях по увеличению объемов перевалки грузов до 6 миллионов тонн собственной грузовой базы, включая наливные, генеральные и минеральные грузы. Вторая очередь строительства перевалочного комплекса «Тольяттиазот» предусматривает создание причала для перевалки генеральных грузов. Для этого приобретены и смонтированы два портовых крана немецкого производства «Либхер» грузоподъемностью 100 тонн и производительной мощностью 1000 тонн в час, а также козловой кран украинского производства грузоподъемностью 40 тонн. На корпорацию «Тольяттиазот», как на первого и основного инвестора, были возложены обязанности по обеспечению социальной инфраструктуры. Построены автомобильная и железная дороги, газопровод и газораспределительная станция для обеспечения потребностей комплекса, а также жилых домов поселка Волна. Построены очистные сооружения производительной мощностью 1200 кубических метров в сутки. С самого начала строительства ОАО «Тольяттиазот» участвовало в решении социальных вопросов станицы Тамань и поселка Волна. За это время на средства инвестора был произведен ремонт больницы в станице Тамань, приобретены и переданы в Темрюкский район шесть новых автобусов «Икарус» для выполнения пассажирских перевозок. Закупались саженцы для виноградников, перечислялись средства на питание школьников поселка Волна. Для работников комплекса в поселке строятся три пятиэтажных дома на 48 квартир каждый. В будущем планируется построить еще шесть таких домов. В поселке Волна полным ходом идет частное жилищное строительство. Появляются двухэтажные коттеджи, в несколько раз возросла стоимость земельных участков. Это говорит о том, что жители видят перспективу в развитии этого региона. И их не пугают слухи об экологических проблемах, связанных со строительством здесь аммиачного терминала. Современные технологии и техника позволяют жителям мирно сосуществовать рядом с продукцией химической промышленности. Расчетам и экспертизам экологических рисков воздействия на окружающую среду было уделено особое внимание при проектировании и строительстве терминала по перевалке аммиака. Они составили несколько томов документации, включающих все расчеты влияния на почву, воду, воздух и так далее. Ученые-экологи приняли положительную экологическую экспертизу, которая подтверждает, что данные объекты имеют право на жизнь и могут эксплуатироваться без каких-либо последствий для населения и окружающей среды. Появление перевалочного комплекса «Тольяттиазот» на южной части Таманского полуострова, который недавно получил официальный статус морского порта Тамань, привлекло внимание и других экспортеров. Несколько компаний выразили желание участвовать в процессе создания портового комплекса. Правда, пока только четыре инвестора подтвердили свои намерения и включились в Генеральный план развития порта. С этого момента, судя по всему, и начались проблемы у основного инвестора и заказчика строительства — корпорации «Тольяттиазот». Камнем преткновения стала железнодорожная ветка в 36 километров, построенная компанией «Тольяттиазот» на собственные средства и для собственных нужд. Руководство ОАО «РЖД» считает, что она должна быть передана на баланс «Российских железных дорог». «Тольяттиазот» отстаивает право иметь свою технологическую ветку, чтобы не зависеть от неблагоприятных ситуаций на дороге: скоплений грузов, пробок, заторов и так далее. Столкнувшись однажды с монополией Одесского припортового завода, тольяттинцы решили обезопасить себя на будущее. При этом они не отказывают в услугах другим компаниям, которые собираются перевозить свои грузы. В этих условиях, считает Алексей Виноградов, инвесторам, транспортникам и государственным органам власти стоит сесть за стол переговоров и договориться о взаимовыгодном сотрудничестве. Ведь создание и успешное развитие морского порта Тамань имеет огромное геополитическое и социально- экономическое значение и для Темрюкского района, и для Краснодарского края, и для России в целом. P. S. Пока верстался номер, пришло сообщение, что в конце декабря 2006 года с приходом нового Главы администрации Темрюкского района А. В. Югова наметились положительные сдвиги в процессе согласования проектной документации на увеличение грузооборота переваливаемых грузов ОАО «Тольяттиазот» в морском порту Тамань до 6 миллионов тонн в год. 25 декабря 2006 года получено положительное заключение Межведомственной комиссии Темрюкского района по размещению производственных сил на территории муниципального образования Темрюкского района. Это событие стало хорошим новогодним подарком для всего коллектива ОАО «Тольяттиазот» и, безусловно, для жителей Тамани. опубликовано в №
5-6 (29-30), 2006 год
Светлана Лымарева
|
|||
|