Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
19 апреля 2024
Судоходство

«Командор» завоевывает право на морские пассажирские перевозки

Вопреки существующей в России системе, сдерживающей развитие морских пассажирских перевозок, геленджикская судоходно- туристическая фирма «Командор» наращивает флот, увеличивает количество перевезенных пассажиров и доказывает перспективность этого вида деятельности. Флагманом «командорской» флотилии недавно стал деревянный парусник «Корсар», который быстро завоевал симпатии любителей морских путешествий. «Командор» завоевывает право на морские пассажирские перевозки

Моторно-парусное судно «Корсар», построенное в 2002 году в Турции по традиционным технологиям и эскизам древних образцов военно-морского флота, уникально во всех отношениях.

Оно полностью сделано из дерева: элементы конструкции — из эвкалипта, обшивка — из сибирской сосны. На «Корсаре» установлены два главных двигателя мощностью по 380 лошадиных сил и три паруса с полуавтоматическими приспособлениями, позволяющими развивать скорость до 12 узлов.

Древний парусник оснащен самым современным навигационным и спасательным оборудованием, которое обеспечивает безопасность перевозок. Он вмещает до 130 пассажиров и может находиться в автономном режиме почти двое суток. Правда, пока прогулки на «Корсаре» длятся не больше 3-4 часов. Этого времени достаточно, чтобы осмотреть географические достопримечательности Геленджикской бухты, к примеру скалу «Парус», или искупаться в открытом море. Стоит такое удовольствие для отдыхающих около 300-400 рублей.

По мнению директора ООО «Командор» Вячеслава Костенко, морские прогулки были бы дешевле, если бы государство в лице таможенных, пограничных, налоговых и других контрольно- надзорных и фискальных структур изменило политику с противодействия на содействие развитию пассажирских перевозок водным транспортом. Так это делается в цивилизованных странах и в той же незабвенной Турции, где правители умеют сочетать восточную мудрость и западный рационализм.

К примеру, турецкие судоходные компании, выполняющие линейные или туристические пассажирские перевозки, имеют право на получение топлива по льготной стоимости, которая вдвое дешевле рыночной. Причем объем льготного топлива жестко привязан к количеству перевезенных пассажиров за прошедший год. Если судовладелец в этом году перевез больше пассажиров, то в следующем году он получит больше льготного топлива. И ни у кого из перевозчиков не возникает соблазна утаить от государства фактическое количество перевезенных пассажиров, скрыть реальные доходы и, соответственно, налогооблагаемую базу.

Такая политика, безусловно, способствует развитию пассажирского морского и речного транспорта в Турции. Судоходные компании имеют возможность строить пассажирский флот для линейных и круизных перевозок.

Причем они умеют это делать быстро и качественно, привлекая для постройки разные фирмы, специализирующиеся на определенных строительных операциях.

Более того, в Турции действует система, по которой нельзя ввозить в страну старый флот, а новые суда, построенные за границей, при ввозе не облагаются таможенными пошлинами.

В России все делается с точностью до наоборот. Пассажирские суда в стране не строятся вообще, а при ввозе такого судна из-за рубежа оно расценивается как товар и облагается таможенной пошлиной в 36 процентов от стоимости. Есть, правда, исключение для крупных пассажирских судов вместимостью свыше 1 тысячи тонн. Но, простите, а чем хуже маленькие суда? Разве не они обеспечивают массовые перевозки? И кто в России за последнее время приобрел хоть одно крупное пассажирское судно? Никто.

Год за годом Россия несет потери в области судоходства, судостроения и судоремонта. Грузовой и пассажирский флот стареет морально и физически, а реальные перспективы его обновления в обозримом будущем не просматриваются. И государственная политика на сегодняшний день не способствует созданию условий для привлечения частных инвестиций в развитие морских и речных пассажирских перевозок, так как этот вид транспорта до сих пор считается нерентабельным. Резонно возникает вопрос: почему во всем мире круизное судоходство развивается семимильными шагами, а в России нет? Почему в советские времена этим видом транспорта пользовались миллионы граждан, а сегодня в несколько раз меньше? Почему тогда это было выгодно, а сегодня нет? Директор ООО «Командор» Вячеслав Костенко

Директор ООО «Командор» Вячеслав Костенко, бывший капитан дальнего плавания Новороссийского морского пароходства, занимается морскими пассажирскими перевозками почти 30 лет. По его словам, пассажирское судоходство всегда и везде получает поддержку от государства в виде льготного топлива или льготной системы налогообложения или других мер, способствующих развитию этого вида перевозок.

Российским судоходным компаниям сегодня приходится работать в очень сложных условиях. Отчасти это связано с ростом цен на топливо, высокими ставками портовых сборов. Есть сложности с бункеровкой пассажирских судов, топливо для которых приходится возить автомобильным транспортом из Новороссийска, а это долго и ненадежно. Много средств уходит на ежегодное освидетельствование судов Российскому морскому регистру судоходства, на содержание и ремонт судов. Кроме того, необходимо выполнять требования международных конвенций по обеспечению безопасности мореплавания, которые часто меняются и требуют серьезных финансовых затрат.

Тем не менее, «Командор» успешно выигрывает морские баталии с объективной и субъективной реальностью.

Количество перевезенных пассажиров год от года растет и сегодня составляет порядка 25 тысяч человек в год. Компания располагает флотом разной вместимости, что позволяет маневрировать в условиях изменчивой конъюнктуры спроса. На прогулочных рейсах работают три больших теплохода — «Глобус», «Корсар» и «Коралл» — средней вместимостью порядка 200 человек, а также четыре маломерных судна на 12 человек каждый.

«Командор» тесно сотрудничает с санаториями, домами и базами отдыха Черноморского побережья, предлагая туристам развлекательные программы морских путешествий. Спрос на них постоянно растет. По мнению Вячеслава Костенко, круизные пассажирские перевозки в России будут развиваться, если государство изменит свою политику.

опубликовано в № 5-6 (29-30), 2006 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru