Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
26 декабря 2024
Судоходство

Российский международный реестр судов: «за» и «против»

Привлекательные экономические условия регистрации флота в созданном недавно Российском международном реестре судов (РМРС), по мнению специалистов юридической фирмы «Эберг, Степанов и партнеры», пока не прельщают судовладельцев пойти на этот серьезный шаг. Слишком много неясности, несогласованности и рисков. Поэтому юристы рекомендуют тщательно изучить механизмы и оценить последствия регистрации судов в РМРС. Эта тема обсуждалась на семинаре «Российский международный реестр судов: организационные и налоговые аспекты». Российский международный реестр судов: «за» и «против» Людмила СветловаФедеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов» был принят 20 декабря 2005 года. Для его реализации позже были изданы еще несколько подзаконных актов.

25 апреля 2006 года вышло распоряжение Правительства РФ от № 583-р об утверждении Перечня морских торговых портов, капитаны которых осуществляют регистрацию судов в Российском международном реестре судов.

13 августа 2006 года издано распоряжение Правительства РФ № 1116-р, касающееся предоставления Минтрансу России права наделять иностранные классификациионные общества полномочиями по освидетельствованию судов, зарегистрированных в РМРС и выдаче на них свидетельств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Кроме того, 21 июля 2006 года Минтрансом России был издан приказ № 87 «Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах», содержащий технические аспекты регистрации судов в РМРС. Государство посчитало, что сделано все, что нужно, и вот-вот начнется массовая регистрация судов в Российском международном реестре. Однако этого не произошло, и судовладельцы не торопятся подавать заявки на регистрацию. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, юристы фирмы «Эберг, Степанов и партнеры» изучили историю и сегодняшнюю ситуацию на рынке международных морских перевозок. Какие цели и задачи преследовало государство, принимая новый закон, и что мешает его реализации?

Собственно, основная цель нового закона — удержать российский флот от бегства под «удобные флаги» и привлечь тот флот, который ушел раньше.

За последние 10 лет, с 1995 по 2005 годы, торговый флот под российским флагом сократился с 9,5 миллиона тонн дедвейта до 2,6 миллиона тонн. Условно российские судовладельцы регистрируют свой флот в оффшорных зонах, в удобных реестрах Белиза, Либерии, Мальты и других стран. Понятно, что это обстоятельство противоречит национальным интересам России.

Собственно, проблема бегства флота под «удобные флаги» коснулась и других ведущих мировых морских держав. Они отреагировали на это принятием своих вторых альтернативных международных реестров, условия регистрации в которых сопоставимы с преимуществами «удобных флагов». Теперь такой реестр появился и в России. Что же он сулит «отбившейся от дома» флотилии?

Во-первых, выгодные финансовые условия. Как известно, «удобные флаги» избавляют судовладельцев от уплаты налоговых и таможенных платежей на территории условно своего государства.

К примеру, в Белизе за судно типа «река-море» судовладелец платит 2- 2,5 тысячи долларов в год, и на этом его финансовые обязательства перед этой страной заканчиваются.

Если судно зарегистрировано в традиционном российском государственном реестре, то оно облагается налогами и пошлинами в соответствии с действующим законодательством. Есть пять основных налогов: НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество и импортная пошлина (в случае покупки или строительства судна за рубежом). Если судно регистрируется в новом Российском международном реестре судов, то вместо всех этих платежей судовладелец платит только за регистрацию судна в РМРС и годовой сбор за валовую вместимость судна.

За регистрацию судов в Российском международном реестре судов уплачивается государственная пошлина.

Ее размеры определены в статье 83 Налогового кодекса РФ. При валовой вместимости судна от 80 до 3000 единиц включительно размер государственной пошлины составляет 26000 рублей плюс 4,7 рубля за каждую единицу валовой вместимости.

Для сравнения, один налог на имущество за судно стоимостью 200 тысяч долларов на территории Ростовской области достигает 4,4 тысячи долларов в год. То есть с экономической точки зрения условия регистрации в новом Российском морском реестре судов очень привлекательны. Как заметил на семинаре руководитель фирмы «Эберг, Степанов и партнеры» Артур Эберг, все это выглядит слишком хорошо для судовладельцев и не может не вызывать настороженного отношения налоговых и таможенных органов.

Несмотря на привлекательные условия нового реестра, судовладельцы не торопятся регистрировать в нем свой флот. Почему? Артур Эберг называет две основные причины. Во-первых, это нерешенность вопроса с импортной пошлиной. Законодатель, принимая закон, наверняка был уверен, что изменения, которые он вносит в Закон «О таможенном тарифе», являются нормой прямого действия. Однако таможенная служба заняла другую позицию и считает, что это не норма прямого действия, и чтобы она начала работать, необходимо принятие постановления Правительства РФ.

Во-вторых, существуют опасения неадекватных действий, решений и взысканий со стороны налоговых органов, то есть неясность с налогами. Нет практики, нет инструкций, совершенно новый порядок оформления. Судовладельцы просто опасаются неправильного понимания, толкования, судебных споров и так далее. В результате год прошел, а новый и, в принципе, хороший закон не работает. Этим обстоятельством всерьез обеспокоено руководство Минтранса РФ. Ежемесячно собираются межведомственные совещания с участием представителей таможенных и налоговых органов, на которых предпринимаются попытки выработать какие-то решения, получить разъяснения, которые были бы понятны судовладельцам. Принято решение подготовить проект Постановления Правительства РФ, согласовать его с таможенными и налоговыми органами и представить в Минтранс РФ.

Пока ситуация не прояснится, юристы фирмы «Эберг, Степанов и партнеры» рекомендуют всесторонне оценить последствия регистрации судов в новом реестре. Можно попробовать зарегистрировать одно-два судна в качестве «пилотных» проектов для выяснения реальных преимуществ и недостатков регистрации флота в Российском международном реестре судов.

опубликовано в № 5-6 (29-30), 2006 год
Людмила Светлова
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru