Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
27 декабря 2024
Авиация

Ростовская «Стрела» надежный проводник в небе Северного Кавказа

В первые дни января наступающего года Северо-Кавказский филиал автоматизированного управления воздушным движением "Стрела" готовится отметить двадцать лет со дня своего основания. Центр является крупнейшим в мире, а современная техника и профессиональный коллектив делают "Стрелу" надежным проводником в небе нашего региона. Это подтверждается тем, что с каждым годом все больше самолетов зарубежных авиакомпаний пролетает в небе над Северным Кавказом, следуя оптимальными, а главное, безопасными маршрутами. Ростовская «Стрела» надежный проводник в небе Северного Кавказа

Более 16 лет предприятием руководит Сергей Николаевич Светлов. Он окончил Академию гражданской авиации, награжден почетным знаком "Отличник воздушного транспорта" и прошел путь от диспетчера до генерального директора, а значит - знает все тонкости производства. Об истории центра и его дне сегодняшнем на страницах нашего журнала от первого лица предприятия:

- Интенсивное развитие авиационного транспорта в Советском Союзе, увеличение плотности воздушного движения в 1960-70 годах привели к созданию Единой автоматизированной системы управления воздушным движением над всей огромной территорией государства. Решить такую серьезную задачу можно было, лишь объединив усилия многих министерств и различных отраслей промышленности.

Впервые в истории развития отечественной авиации актуальным для двух разных ведомств стал один и тот же вопрос. Министр обороны и Министр гражданской авиации выступили в правительстве СССР инициаторами создания единой системы, строительства и оснащения ее центров автоматизированными средствами управления полетами.

Представленный на рассмотрение Комиссии Президиума Совета Министров СССР в 1974 году проект районной АС УВД, которая получила название "Стрела", одобрили и, позже, в 1978 году было предложено развернуть в стране одиннадцать таких комплексов.

В то время воздушное пространство Северо-Кавказского управления Гражданской авиации являлось самым загруженным, что и стало причиной установки первой в стране единой АС УВД, с центром управления в городе Ростове-наДону. Важность разработки и внедрения "Стрелы" была продиктована не только увеличением пропускной способности воздушного пространства, но и обеспечением высокого уровня безопасности полетов, отвечающего как отечественным, так и международным правилам и рекомендациям ИКАО.

Безусловно, осуществление такого проекта было бы невозможно без создания единого, мощного Заказчика строительства. Для этого в 1979 году в структуре Ростовского объединенного авиаотряда организовывается Объединенная дирекция строительства РАС УВД "Стрела" и группы технического надзора за строительством при авиаотрядах Краснодара, Ставрополя, Грозного. В дирекцию вошли специалисты практически всех профилей народного хозяйства, причем работать над проектированием и строительством такого объекта инженерам было не только интересно, но и престижно. Впоследствии при эксплуатации системы эти люди вошли в структуру, как определяющие кадры.

Головным разработчиком стал Московский научно-исследовательский институт приборной автоматики, а Генеральным проектировщиком - воинская часть № 54240 города Ленинграда. Получили задания Минрадиопром, Минпромсвязь, Минэлектронпром, Миноборонпром и Министерство Гражданской Авиации на изготовление и поставку в 1979-82 годах основных и новых изделий для оснащения объектов системы "Стрела" Ростовского района УВД гражданской и военной авиации. Более 20-ти подрядчиков приняли участие в строительстве и подготовке к эксплуатации ростовской "Стрелы", в то время как Госстрой допускал на одного заказчика не более двух исполнителей, а в исключительных случаях - не более четырех. Над решением такой масштабной задачи трудилась немалая часть отечественной промышленности. Десятки заводов в Куйбышеве, Москве, Хабаровске, Ташкенте, Бердянске работали в полную нагрузку, выдав за период с 1981 по 1985 годы более 2000 километров кабелей магистральной связи и десятки вагонов специального оборудования. Выполнение столь ответственного задания, как обеспечение безопасности полетов, потребовало от научного потенциала страны высокотехнологичных разработок. В основу системы были положены новейшие изобретения оборонного комплекса страны в области радиолокации, радионавигации, телекоммуникаций и вычислительной техники. В процессе формирования система получила много оборудования ранее не изготовлявшегося, специально разработанного для этого проекта. Реализация оснащения РАС УВД "Стрела" предусматривала модульное построение системы и аппаратного комплекса центра управления. Автоматизированный функциональный контроль, применение современных интегральных схем обеспечили высокую работоспособность, надежность и живучесть системы. Функциональное и аппаратурное резервирование практически всего комплекса позволило ему работать бесперебойно, как в условиях профилактических отключений той или иной единицы, так и в случае аварии. Надо сказать, что сегодня "Стрела" остается самой большой в мире автоматизированной системой управления воздушным движением по охвату территории и протяженности обслуживаемых воздушных трасс.

Приказом Министра гражданской авиации СССР от 3 октября 1983 года № 208 был создан Ростовский центр АУВД "Стрела". Предъявленная на государственные испытания в декабре 1983 года автоматизированная система показала свое полное соответствие заданным тактико-техническим характеристикам. С 1990 года авиадиспетчеры начали непосредственное управление воздушным движением с рабочих мест РАС АУВД "Стрела". А приказом Министра транспорта РФ, Министра промышленности РФ и Главкома ВВС от 16 ноября 1992 года № 95/1205/256 с 1 октября 1992 года РАС УВД "Стрела" была введена в штатную эксплуатацию.

С началом действия системы увеличилась пропускная способность воздушного пространства, возросла производительность работы диспетчеров при одновременном снижении нервно-психологических нагрузок и вероятности профессиональных заболеваний, что тоже существенно сказалось на безопасности полетов в зоне ответственности центров. Ростовский район управления воздушным движением объединил в себе 5 районов: Ростовский, Краснодарский, Сочинский, Минераловодский и Махачкалинский районные центры Единой системы управления воздушным движением.

Сегодня диспетчеры Северо-Кавказского центра АУВД "Стрела" обслуживают воздушное движение над территорией 11 субъектов Российской Федерации и акваториями Азовского, Каспийского и Черного морей. Протяженность воздушных трасс составляет 17000 километров, в том числе международных - 11500 километров. Ежесуточно центр обслуживает до 1500 самолетов. Воздушное пространство Ростовского районного центра УВД разделено на 12 секторов управления на трассах и 3 сектора вне трасс, а общая площадь обслуживания составляет около 600 тысяч квадратных километров. Ростовская «Стрела» надежный проводник в небе Северного Кавказа

За последние пять лет, отмечается устойчивое ежегодное увеличение количества транзитных полетов воздушных судов иностранных авиакомпаний через Ростовский и Астраханский районы УВД.

Прирост составляет до 30 процентов в год, что дает основание делать оптимистические прогнозы на будущее. Увеличение интенсивности полетов через южный регион России надо связывать с созданием сети воздушных трасс, согласованных с сопредельными государствами СНГ. Именно это позволило эксплуатантам, ранее выполнявшим полеты через Турцию и южнее, следовать по оптимальным маршрутам, пролегающим в зоне нашей ответственности. Оптимизация структуры воздушного пространства, высокая степень резервирования технических средств и комплекс сервисных услуг позволили сделать небо над Северным Кавказом привлекательным для отечественных и зарубежных авиакомпаний и, как результат, сохранить предприятие в период экономического спада в стране, произошедшего в последние десять лет. В Ростовской области в то время было всего несколько таких предприятий.

И в настоящее время интенсивно идёт процесс модернизации оборудования. В течение последних двух лет введены в эксплуатацию: цифровая система авиационной диспетчерской связи производства австрийской фирмы FREQUENTIS, пять радиопеленгаторов АРП "Платан", вторичный радиолокатор "Корень-С". В следующем году будут включены в работу: новый автоматизированный комплекс обработки радиолокационной и плановой информации производства исландской фирмы INDRA, три радиолокатора МВРЛ "Крона", радиолокационный комплекс в Махачкале.

Говоря об обеспечении безопасности полетов, было бы некорректно ограничиваться рассказом лишь о технической стороне дела. Высокий уровень подготовки диспетчерского состава и осознание людьми большой ответственности позволяют нам работать на должном уровне. С 1991 года в Северо-Кавказском центре АУВД "Стрела" организованы и проводятся курсы повышения квалификации, в том числе и по обслуживанию международных полетов, где требуется хорошее знание английского языка.

С 2000 года в структуру предприятия вошел авиационный учебно-тренировочный Центр, оснащенный тренажерным модулем, классом по изучению английского языка, методическим кабинетом. Здесь проверка знаний по специальным дисциплинам диспетчеров проводится с помощью сертифицированных тестов. Действует современный мультимедиа лингафонный класс Rinel-Lingo, имеющий ряд преимуществ перед обычными методами обучения. При составлении программы были учтены особенности управления воздушным движением в конкретных секторах, фразеология обмена максимально приближена к реальной. Обучение персонала проводится и в зарубежных центрах подготовки. Сто специалистов СКЦ АУВД "Стрела" владеют сертификатами германского, американского, испанского, латвийского, итальянского и английских учебных центров. Личный состав аэронавигационной группы имеет специальное штурманское высшее или среднее образование, опыт работы на воздушных судах гражданской авиации. Ростовская «Стрела» надежный проводник в небе Северного Кавказа

Сегодня в "Стреле" трудятся люди, обладающие уникальным опытом разработки, проведения приемо-сдаточных испытаний, внедрения и эксплуатации радиоэлектронных средств, систем планирования и управления полетами, организации воздушного пространства. За многолетнюю и плодотворную работу в гражданской авиации и большой личный вклад в развитие и совершенствование производства, ряд специалистов награжден высшей наградой в системе гражданской авиации - почетным знаком "Отличник воздушного транспорта": В.П. Жуков, В.М. Арестович, В.Г. Ковалинский, Ю.А. Савонченко, В.А. Булла, С.Э. Гирса, А.Д.Иванов, Л.Р. Исаева, А.Н. Кошкарев, И.М. Шалашный, В.И. Абрамцов, Г.Н. Беляев, В.Г. Букреев, А.М. Гаджимурадов, А.Д. Горобец, А.Ф. Новосельцев, С.И. Полицеймако, Е.М. Сидоров, А.Л. Устинов, Л.В. Хохлова и многие другие. Огромный коллектив Северо-Кавказского центра, состоящий из большого количества отделов и служб, а это метеорологи, служба средств связи, радиолокации и радионавигации, отдел инспектирования и многие другие, - все делают одно важное дело. Делают на профессиональном уровне, принимая на себя ответственность за безопасность в небе Юга России.

В преддверии наступающих праздников - 20-летия со дня основания РАС УВД "Стрела" и Нового года - хочется поздравить коллег, искренне пожелать им успехов в труде, благополучия, крепкого здоровья, уюта и тепла в доме.

опубликовано в № 6 (12), 2003 год
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru