Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
27 декабря 2024
Автопарк

Кому выгодно похоронить общественный транспорт в Ростове-на-Дону?

Кому выгодно похоронить общественный транспорт в Ростове-на-Дону?

Ровно семь месяцев прошло с тех пор, как в г. Ростове-на-Дону впервые заговорили о необходимости изменения тарифов на проезд в городском пассажирском транспорте. На заседании круглого стола, организованного редакцией журнала «Транспорт Юга» совместно с руководством ОАО «Ренат-Транс», начальник управления транспорта г. Ростова- на-Дону Геннадий Клейменов заверил, что тарифы будут пересмотрены сразу же, как только предприятия предоставят расчеты экономически обоснованных тарифов.

Расчеты, выполненные независимой аудиторской фирмой, вскоре были представлены в городскую тарифную службу. По оценкам аудиторов, средняя стоимость проезда в автобусе большой вместимости должна составлять не менее 11 рублей, малой вместимости — около 24 рублей. Все было готово к тому, чтобы удовлетворить требования перевозчиков. Но тут, как на грех, случились в стране выборы в Государственную Думу. «Как же мы можем обидеть ростовских избирателей, повысив стоимость проезда на общественном транспорте?» - рассудили городские власти и отодвинули сроки принятия судьбоносного решения до 2 декабря 2007 года.

Однако вдруг незаметно подкрался Новый 2008 год с его хлопотами, морозами и снегопадами, ледовыми сталактитами на дорогах. Извините, друзьяперевозчики, дел невпроворот, пока не до вас: выборы Президента России на носу. Нужно сформировать положительный имидж кандидата от власти, чтобы народ выбрал того, кого надо. Наконец-то все праздники отпраздновались, все выборы «выбрались», все цены «оценились», а тарифы на проезд остались на том же уровне, как и полгода, и год назад. Чего стоим, кого ждем? Ждем, пока автобусы не начнут разваливаться прямо на дороге? Генеральный директор ОАО «Ренат- Транс» Яков Мехтиев вспоминает, как в 2000-2002 годах в г. Ростов-наДону приезжали представители автотранспортных предприятий со всех концов России, чтобы изучать и перенимать опыт ростовских транспортников в организации пассажирских перевозок. По уровню оснащенности городского автопарка автобусами большой вместимости Ростов-на-Дону по праву занимал почетное третье место после Москвы и Санкт-Петербурга.

Ростовчане гордились своими достижениями и свысока взирали на другие южные города, недоумевая, как так случилось, что, к примеру, в г. Махачкале автобусы большой вместимости приказали долго жить, уступив место «Газелям», работающим в режиме маршрутных такси? По мнению Якова Мехтиева, самую первую могилу для общественного транспорта большой вместимости в Ростове- на-Дону выкопали авторы документа, который обязал ростовских городских перевозчиков всех форм собственности перевозить льготные категории пассажиров. Затем было принято пос тановление о регулировании тарифов на городские пассажирские перевозки. Транспортников со всех сторон обложили обязанностями и ограничениями, лишив всех прав на самостоятельное построение перевозочного бизнеса.

Начальник управления транспорта г. Ростова-на-Дону Геннадий Клейменов, выступая в конце прошлого года в прямом эфире по местному телеканалу, справедливо заметил, что мы не должны повторять порочную практику вытеснения автобусов большой вместимости с городских магистралей и замены их техникой, работающей в режиме маршрутных такси. Однако на деле в результате молчаливого бойкота требований перевозчиков и жесткого сдерживания тарифов происходит именно это. Невыход автобусов большой вместимости на городские маршруты сегодня составляет 50 и более процентов. В принципе, автобусы есть, пусть старенькие, но на ходу. Но нет денег на топливо, запасные части, на зарплату водителям. Частные перевозчики — владельцы транспортных средств, работающие по договору аренды в составе автотранспортных предприятий, продают технику и сворачивают перевозочный бизнес.

Следует отметить, что на улицах г. Ростова-на-Дону появились новые автобусы малой вместимости «Хюндай», «Форд-Транзит», «Мерседес», работающие в режиме маршрутных такси. Они более вместительные, чем «Газели». Но они тоже не способны перевезти всех пассажиров, особенно в «часы пик». По утрам и вечерам на остановках скапливаются сотни людей, которые штурмом берут каждую подъезжающую маршрутку. Несмотря на запреты перевозки стоящих пассажиров, в маршрутные такси втискивается до 30-40 человек. Техника не выдерживает таких нагрузок, выходят из строя автоматические двери, тормозные колодки, маховики сцепления. О какой безопасности пассажиров тут может идти речь?

По мнению генерального директора ЗАО «АТП-5» Магомеда Дарсигова, остановить процесс вытеснения автобусного парка маршрутными такси можно путем регулирования тарифов с разницей в два раза. При стоимости проезда на автобусе в 7 рублей на маршрутном такси должно быть 15 рублей. При повышении тарифа на автобусе до 10 рублей маршрутка должна стоить 20 рублей. Кроме того, необходимо решить вопрос со льготниками и псевдольготниками. Собственно, почему так быстро растет в Ростове парк пассажирской техники малой вместимости? Потому что там все платят: и дети, и ученики, и пенсионеры. В автобусах за проезд платит только половина всех пассажиров. Сегодня сборы выручки настолько малы, что не позволяют покрыть всех расходов, связанных с эксплуатацией автобусов, не говоря уже об их обновлении. — Мы готовы приобретать новую технику в лизинг, — говорит руководитель «АТП-5» Магомед Дарсигов. — Есть предварительные договоренности с поставщиками автобусов «Скания», отечественной техники «Русавтопрома». Но где взять деньги, чтобы погашать лизинговые платежи?

Вопрос: «Кто спасет общественный транспорт в Ростове-на-Дону», поставленный журналом «Транспорт Юга» № 4 (34) за 2007 год — так и не нашел ответа. Тогда возникает новый вопрос: кому же все-таки выгодно похоронить общественный транспорт в Ростове-на-Дону? Городскому управлению транспорта, администрации города или министерству автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области? Очень не хочется в это верить, но своим бездействием эти государственные органы власти забивают последние гвозди в крышку гроба, в котором скоро будет похоронен общественный транспорт г. Ростова-на-Дону.

опубликовано в № 1, 2008 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru