Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
29 марта 2024
Железная дорога

Объемы перевозки экспортно-импортных грузов через припортовые станции СКЖД будут расти

Объемы перевозки экспортно-импортных грузов через припортовые станции СКЖД будут расти

Специфика Северо-Кавказской железной дороги заключается в том, что дорога является не только погрузочной, но и припортовой. На ней находятся 12 портов и 13 станций. Поэтому на СКЖД наблюдается увеличение объемов перевозки и, по прогнозам, в ближайшее время они будут расти.

За 12 месяцев 2007 года значительный рост перевозок по сравнению с 2006 годом произошел по хлебным грузам (6,5 миллиона тонн — 136,9 процента к 2006 году), каменному углю (142,1 процента), импортным грузам (119,9 процента). Объем перевалки экспортных грузов через припортовые станции дороги за январь-декабрь составил 53,8 миллиона тонн (100,2 процента к уровню 2006 года). В 2007 году через припортовые станции дороги было перевезено 11,69 миллиона тонн экспортных и транзитных черных металлов (82,9 процента к 2006 году).

Объемы перевалки хлебных грузов увеличились через станции Новороссийск (на 36 процентов), Ейск (в 2,8 раза), Заречная (в 2,4 раза). Низкий урожай 2006 года в странах, традиционно экспортирующих зерно, стал причиной высокого уровня цен на мировом рынке на протяжении всего первого полугодия 2007 года. Рост выгрузки каменного угля наблюдался на станциях

Ейск — более чем в 1,6 раза, Азов - более чем в 4,5 раза. Практически весь уголь, переваливаемый через эти два порта, поступал из Кузбасса. Снижение перевалки нефтяных грузов в январе — декабре 2007 года наблюдалось на станциях Новороссийск (на 6,8 процента), Туапсе (на 7,9 процента), Грушевая (на 6,6 процента). Причины снижения в первые пять месяцев 2007 года были связаны с тем, что, во-первых, с июня 2006 года была прекращена отгрузка железнодорожным транспортом нефтепродуктов ЗАО «Нафтаттранс Глобал» в связи с переводом на трубопровод (180 тысяч тонн в месяц). Во-вторых, произошла переориентация рынка сбыта с экспортного направления на внутренний рынок ОАО «Оренбургнефть», ОАО «Саратовнефтегаз», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез». В третьих, изменилось направление экспортного грузопотока ООО «Афипский НПЗ» за счет роста продаж нефтепродуктов в Украину, Румынию через погранпереход Успенская, в Великобританию через порт Кавказ, в Турцию через Таганрог.

В четвертых, ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» снизило объем выпуска продукции в связи с пожаром, происшедшим на предприятии 10 марта 2007 года. Однако в июне тенденция перевалки в портах нефтяных грузов резко изменилась, а июнь показал максимальные цифры. В 2007 году наблюдалось снижение на 9,3 процента объемов перевалки минеральных удобрений. Снижение выгрузки было вызвано общим сокращением отгрузки на экспорт ОАО «Азот» и ОАО «НАК «Азот». Эти предприятия увеличили объем внутренних перевозок практически настолько, насколько снизились объемы экспорта.

ООО «БМУ», увеличив объемы продаж минеральных удобрений в Германию и Хорватию, переориентировало грузопоток на порт Автово и украинский порт Рени. Экспорт продукции ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» в 2007 году вырос в страны Перу и Турцию через порты Украины (Одессу) и Латвии (Зиемельблазма). ОАО «Минеральные удобрения» переключили перевозку своей продукции в Испанию через эстонский порт Мууга, в Германию — через Новый Порт.

В 2007 году наблюдалось значительное снижение выгрузки руды (46,2 процента к уровню 2006 года). Основная причина — сокращение отгрузки в адрес Новороссийского порта руды от ОАО «Лебединский ГОК» и ОАО «Михайловский ГОК». При этом общий объем груза, отправляемого на экспорт данными предприятиями, вырос.

Более выгодные цены на перевалку грузов в украинских портах и возможность приема судов большей грузовместимости способствовали переключению грузопотока назначением в Китай из Новороссийска. Кроме этого, вырос поток руды в страны Восточной Европы (Чехию, Польшу, Румынию), Украину и Казахстан через погранпереходы, а также в Корею и Китай — через припортовые станции Находка и Мыс Астафьев Дальневосточной железной дороги.

Доля выгрузки экспортно-импортных грузов на станции Новороссийск в комплексе со станцией Грушевая (нефтеперевалочный комплекс Новороссийского торгового порта «Шесхарис») составляет более 54 процентов в общем экспортно-импортном грузообороте дороги. За январь — декабрь 2007 года выгрузка экспортных и транзитных грузов на станции Новороссийск составила 22,56 миллиона тонн, или 95,2 процента к 2006 году. 97 процентов от общего переваливаемого объема занимали черные металлы, удобрения, нефтяные, хлебные, лесные и другие виды грузов.

Станция Туапсе является второй по значимости припортовой станцией в переработке экспортно-импортных грузов на СКЖД. Ее доля в общем грузообороте дороги составляет более 17,4 процента. Почти 88 процентов экспортных грузов — нефтепродукты, уголь и черные металлы. В 2007 году объем перевалки экспортных грузов через станцию составил 9,9 миллиона тонн (86,1 процента к 2006 году). Снижение объемов перерабатываемых грузов в Туапсинском порту было связано с акцией протеста докеров, которая длилась почти полгода. В результате были значительно снижены объемы перевалки угля (93 процентов к 2006 году), черных металлов (57 процентов) и импортного сахара-сырца (52 процента). В ноябре 2007 года изза неудовлетворительной выгрузки вагонов в порту ОАО «РЖД» ввело конвенционный запрет на погрузку всех грузов в адрес ОАО «ТМТП».

Выгрузка экспортных и транзитных грузов на станции Таганрог в 2007 году достигла 1 755 тысяч тонн (137,1 процента к 2006 году). 92 процента от общего экспортного потока составили черные металлы, нефтепродукты, каменный уголь. Вырос поток нефтяных грузов, выгрузка которых за январь - декабрь 2007 года превысила 684 тысячи тонн (155,2 процента к 2006 году).

Экспортный поток черных металлов на станции Таганрог в 2007 году составил 209 тысяч тонн (57,7 процента к 2006 году). Основными отправителями черных металлов на станцию Таганрог являлись ОАО «Северсталь», ОАО «Волжский Трубный завод», ОАО «НЛМК». Тенденция переключения основных производителей металлургической отрасли на внутренний рынок — основная причина спада перевалки черных металлов через порт Таганрог.

Объем выгрузки экспортных грузов на станции Азов за 2007 год составил 1 814 тысяч тонн (257,8 процента к 2006 году). Более 94 процентов от объемов грузов, переваливаемых на экспорт через станцию Азов, составили каменный уголь, зерно. Основная причина роста в январе — декабре 2007 года — увеличение экспорта каменного угля более чем в 4,5 раза. В результате покупки Ейского морского порта акционерным обществом «ММК» поток черных металлов ушел на Ейск, а перевалочные мощности Азовского морского порта освободились для переработки угля.

Выгрузка зерновых грузов на станции Азов в 2007 году выросла в 1,7 раза, причем почти 60 процентов переваленного зерна прибыло из Казахстана. Прогноз выгрузки зерновых грузов из Казахстана на ближайшие месяцы — выше среднемесячных объемов 2007 года в несколько раз.

Объем выгрузки на станции Ейск в 2007 году составил 2559 тысяч тонн (128,1 процента к 2006 году). Более 87 процентов объемов экспорта пришлось на черные металлы, каменный уголь, хлебные грузы. Станция Ейск в 2007 году демонстрировала положительную динамику по выгрузке всех грузов, но наибольший рост наблюдался по углю (более чем в 1,6 раза к уровню 2006 года), хлебных грузов (более чем в 2,7 раза), черных металлов (на 4 процента), лесных грузов (на 27 процентов). Через станцию Кавказ в 2007 году было перевалено 2776 тысяч тонн грузов (117,7 процента к 2006 году). Почти 96 процентов от общего объема перевалки составили нефть и нефтепродукты. Основными отправителями в адрес станции Кавказ были ОАО «Саратовский НПЗ», ЗАО «ЮТС», ОАО «ТНК ВРХолдинг», ОАО «Орскнефтеоргсинтез», ЗАО «ЮУПК». В 2007 году ОАО «Афипский НПЗ» стал переваливать нефтепродукты через порт Кавказ.

В 2007 году объем перевалки экспортных грузов через станцию Темрюк составил 790,9 тысячи тонн (104,6 процента к 2006 году). Основными грузами, переваливаемыми через станцию Темрюк, стали лесные, химические грузы и цветные металлы. Их доля в общем объеме перевалки составила более 84 процентов. Заметно увеличилась перевалка на экспорт цветных металлов (на 20,2 процента) и химикатов (на 18,5 процента).

С сентября 2007 года в порту «Темрюк- Сотра» началась перевалка каменного угля из Южного Кузбасса. За сентябрь — ноябрь было выгружено 43 тысячи тонн назначением в Турцию и Болгарию. Компания «Мечел» приобрела порт в августе 2007 года для диверсификации транспортных потоков угольной и металлургической продукции в рамках развития собственной транспортной инфраструктуры. По планам компании, порт в будущем будет специализироваться в основном на перевалке отправляемого на экспорт каменного угля. Прогнозируемый объем выгрузки угля в 2008 году — 100 тысяч тонн в месяц.

Объем перевалки грузов, поступающих по железной дороге через станцию Махачкала на экспорт, в 2007 году составил 1 422 тысячи тонн (122,2 процента к 2006 году). Основными грузами, переваливаемыми на экспорт через Махачкалинский порт, были черные металлы и кокс каменноугольный. Увеличение экспорта черных металлов (121,9 процента к 2006 году) связано с переключением грузов, отправляемых предприятиями ОАО «НЛМК», ОАО «НТМК», ОАО «ММК», из порта Новороссийск в порт Махачкала в результате изменения рынка сбыта (государств назначения). Объемы перевозки экспортно-импортных грузов через припортовые станции СКЖД будут расти

Значительно сократив продажи в Судан, Оман, ОАЭ, Индию, Египет, США, металлурги значительно увеличили сбыт в Иран. Самый большой прирост выгрузки за 12 месяцев наблюдался по продукции Нижнетагильского металлургического комбината. С наступлением навигации на Волге в апреле месяце ОАО «ММК» и ОАО «ЧМК» переключились на порты Оля, Правый Берег, Трусово и Новолесная.

Выгрузка кокса на станции Махачкала выросла более чем в 3,9 раза, нефтяных грузов — снизилась до 9,8 тысячи тонн, в то время как в 2006 году перевалка составляла 120,4 тысячи тонн. Прекращение перевозок нефтяных грузов в Иран вызвано принятой стратегией развития нефтедобычи на севере Ирана, модернизацией НПЗ, расположенных в центральных и северных районах, а также проектом строительства трех новых НПЗ. На данный момент Иран полностью удовлетворяет растущие внутренние потребности страны в нефтепродуктах.

Через станцию Усть-Донецкая в 2007 году было перевалено 1,1 миллиона тонн грузов (на 17,6 процента меньше, чем в 2006 году). Усть-Донецкий порт с 2002 года специализируется на перевалке комовой серы, поступающей со станции Аксарайская. До июня 2007 года объемы экспорта данного груза имели тенденцию роста. В июне — декабре произошел спад по причине переключения грузопотока назначением в Тунис на порт Мариуполь. Эта мера была вынужденной: засушливое лето привело к снижению уровня воды в реке. По этой причине не все суда могли заходить в Усть-Донецкий порт.

Во время шторма в Керченском проливе в ноябре 2007 года затонуло судно «Нахичевань», перевозившее серу из порта Усть-Донецка. В результате ужесточения требований к техническому состоянию судов после выводов комиссии по расследованию аварии, существует вероятность сокращения перевозок серы по воде. В настоящий момент руководство ООО «Астраханьгазпром», владелец груза, рассматривает варианты перевозок железной дорогой и перевалкой в портах Ильичевск и Усть-Луга.

Препятствием к осуществлению этих планов является дефицит подвижного состава для перевозки серы и неполная готовность портов к приему такого объема груза. Учитывая тот факт, что ООО «Астраханьгазпром» является акционером ОАО «Усть-Донецкий порт» в партнерстве с ОАО «Донречфлот», есть перспектива возобновления объемов перевалки серы через припортовую станцию Северо-Кавказской железной дороги в период навигации.

опубликовано в № 1, 2008 год
По материалам ДЦФТО СКЖД
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru