xml version="1.0" encoding="windows-1251"?>
23 ноября 2024 |
|
Железная дорога Объемы перевозки экспортно-импортных грузов через припортовые станции СКЖД будут растиСпецифика Северо-Кавказской железной дороги заключается в том, что дорога является не только погрузочной, но и припортовой. На ней находятся 12 портов и 13 станций. Поэтому на СКЖД наблюдается увеличение объемов перевозки и, по прогнозам, в ближайшее время они будут расти. За 12 месяцев 2007 года значительный рост перевозок по сравнению с 2006 годом произошел по хлебным грузам (6,5 миллиона тонн 136,9 процента к 2006 году), каменному углю (142,1 процента), импортным грузам (119,9 процента). Объем перевалки экспортных грузов через припортовые станции дороги за январь-декабрь составил 53,8 миллиона тонн (100,2 процента к уровню 2006 года). В 2007 году через припортовые станции дороги было перевезено 11,69 миллиона тонн экспортных и транзитных черных металлов (82,9 процента к 2006 году). Объемы перевалки хлебных грузов увеличились через станции Новороссийск (на 36 процентов), Ейск (в 2,8 раза), Заречная (в 2,4 раза). Низкий урожай 2006 года в странах, традиционно экспортирующих зерно, стал причиной высокого уровня цен на мировом рынке на протяжении всего первого полугодия 2007 года. Рост выгрузки каменного угля наблюдался на станциях Ейск более чем в 1,6 раза, Азов - более чем в 4,5 раза. Практически весь уголь, переваливаемый через эти два порта, поступал из Кузбасса. Снижение перевалки нефтяных грузов в январе декабре 2007 года наблюдалось на станциях Новороссийск (на 6,8 процента), Туапсе (на 7,9 процента), Грушевая (на 6,6 процента). Причины снижения в первые пять месяцев 2007 года были связаны с тем, что, во-первых, с июня 2006 года была прекращена отгрузка железнодорожным транспортом нефтепродуктов ЗАО «Нафтаттранс Глобал» в связи с переводом на трубопровод (180 тысяч тонн в месяц). Во-вторых, произошла переориентация рынка сбыта с экспортного направления на внутренний рынок ОАО «Оренбургнефть», ОАО «Саратовнефтегаз», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез». В третьих, изменилось направление экспортного грузопотока ООО «Афипский НПЗ» за счет роста продаж нефтепродуктов в Украину, Румынию через погранпереход Успенская, в Великобританию через порт Кавказ, в Турцию через Таганрог. В четвертых, ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» снизило объем выпуска продукции в связи с пожаром, происшедшим на предприятии 10 марта 2007 года. Однако в июне тенденция перевалки в портах нефтяных грузов резко изменилась, а июнь показал максимальные цифры. В 2007 году наблюдалось снижение на 9,3 процента объемов перевалки минеральных удобрений. Снижение выгрузки было вызвано общим сокращением отгрузки на экспорт ОАО «Азот» и ОАО «НАК «Азот». Эти предприятия увеличили объем внутренних перевозок практически настолько, насколько снизились объемы экспорта. ООО «БМУ», увеличив объемы продаж минеральных удобрений в Германию и Хорватию, переориентировало грузопоток на порт Автово и украинский порт Рени. Экспорт продукции ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» в 2007 году вырос в страны Перу и Турцию через порты Украины (Одессу) и Латвии (Зиемельблазма). ОАО «Минеральные удобрения» переключили перевозку своей продукции в Испанию через эстонский порт Мууга, в Германию через Новый Порт. В 2007 году наблюдалось значительное снижение выгрузки руды (46,2 процента к уровню 2006 года). Основная причина сокращение отгрузки в адрес Новороссийского порта руды от ОАО «Лебединский ГОК» и ОАО «Михайловский ГОК». При этом общий объем груза, отправляемого на экспорт данными предприятиями, вырос. Более выгодные цены на перевалку грузов в украинских портах и возможность приема судов большей грузовместимости способствовали переключению грузопотока назначением в Китай из Новороссийска. Кроме этого, вырос поток руды в страны Восточной Европы (Чехию, Польшу, Румынию), Украину и Казахстан через погранпереходы, а также в Корею и Китай через припортовые станции Находка и Мыс Астафьев Дальневосточной железной дороги. Доля выгрузки экспортно-импортных грузов на станции Новороссийск в комплексе со станцией Грушевая (нефтеперевалочный комплекс Новороссийского торгового порта «Шесхарис») составляет более 54 процентов в общем экспортно-импортном грузообороте дороги. За январь декабрь 2007 года выгрузка экспортных и транзитных грузов на станции Новороссийск составила 22,56 миллиона тонн, или 95,2 процента к 2006 году. 97 процентов от общего переваливаемого объема занимали черные металлы, удобрения, нефтяные, хлебные, лесные и другие виды грузов. Станция Туапсе является второй по значимости припортовой станцией в переработке экспортно-импортных грузов на СКЖД. Ее доля в общем грузообороте дороги составляет более 17,4 процента. Почти 88 процентов экспортных грузов нефтепродукты, уголь и черные металлы. В 2007 году объем перевалки экспортных грузов через станцию составил 9,9 миллиона тонн (86,1 процента к 2006 году). Снижение объемов перерабатываемых грузов в Туапсинском порту было связано с акцией протеста докеров, которая длилась почти полгода. В результате были значительно снижены объемы перевалки угля (93 процентов к 2006 году), черных металлов (57 процентов) и импортного сахара-сырца (52 процента). В ноябре 2007 года изза неудовлетворительной выгрузки вагонов в порту ОАО «РЖД» ввело конвенционный запрет на погрузку всех грузов в адрес ОАО «ТМТП». Выгрузка экспортных и транзитных грузов на станции Таганрог в 2007 году достигла 1 755 тысяч тонн (137,1 процента к 2006 году). 92 процента от общего экспортного потока составили черные металлы, нефтепродукты, каменный уголь. Вырос поток нефтяных грузов, выгрузка которых за январь - декабрь 2007 года превысила 684 тысячи тонн (155,2 процента к 2006 году). Экспортный поток черных металлов на станции Таганрог в 2007 году составил 209 тысяч тонн (57,7 процента к 2006 году). Основными отправителями черных металлов на станцию Таганрог являлись ОАО «Северсталь», ОАО «Волжский Трубный завод», ОАО «НЛМК». Тенденция переключения основных производителей металлургической отрасли на внутренний рынок основная причина спада перевалки черных металлов через порт Таганрог. Объем выгрузки экспортных грузов на станции Азов за 2007 год составил 1 814 тысяч тонн (257,8 процента к 2006 году). Более 94 процентов от объемов грузов, переваливаемых на экспорт через станцию Азов, составили каменный уголь, зерно. Основная причина роста в январе декабре 2007 года увеличение экспорта каменного угля более чем в 4,5 раза. В результате покупки Ейского морского порта акционерным обществом «ММК» поток черных металлов ушел на Ейск, а перевалочные мощности Азовского морского порта освободились для переработки угля. Выгрузка зерновых грузов на станции Азов в 2007 году выросла в 1,7 раза, причем почти 60 процентов переваленного зерна прибыло из Казахстана. Прогноз выгрузки зерновых грузов из Казахстана на ближайшие месяцы выше среднемесячных объемов 2007 года в несколько раз. Объем выгрузки на станции Ейск в 2007 году составил 2559 тысяч тонн (128,1 процента к 2006 году). Более 87 процентов объемов экспорта пришлось на черные металлы, каменный уголь, хлебные грузы. Станция Ейск в 2007 году демонстрировала положительную динамику по выгрузке всех грузов, но наибольший рост наблюдался по углю (более чем в 1,6 раза к уровню 2006 года), хлебных грузов (более чем в 2,7 раза), черных металлов (на 4 процента), лесных грузов (на 27 процентов). Через станцию Кавказ в 2007 году было перевалено 2776 тысяч тонн грузов (117,7 процента к 2006 году). Почти 96 процентов от общего объема перевалки составили нефть и нефтепродукты. Основными отправителями в адрес станции Кавказ были ОАО «Саратовский НПЗ», ЗАО «ЮТС», ОАО «ТНК ВРХолдинг», ОАО «Орскнефтеоргсинтез», ЗАО «ЮУПК». В 2007 году ОАО «Афипский НПЗ» стал переваливать нефтепродукты через порт Кавказ. В 2007 году объем перевалки экспортных грузов через станцию Темрюк составил 790,9 тысячи тонн (104,6 процента к 2006 году). Основными грузами, переваливаемыми через станцию Темрюк, стали лесные, химические грузы и цветные металлы. Их доля в общем объеме перевалки составила более 84 процентов. Заметно увеличилась перевалка на экспорт цветных металлов (на 20,2 процента) и химикатов (на 18,5 процента). С сентября 2007 года в порту «Темрюк- Сотра» началась перевалка каменного угля из Южного Кузбасса. За сентябрь ноябрь было выгружено 43 тысячи тонн назначением в Турцию и Болгарию. Компания «Мечел» приобрела порт в августе 2007 года для диверсификации транспортных потоков угольной и металлургической продукции в рамках развития собственной транспортной инфраструктуры. По планам компании, порт в будущем будет специализироваться в основном на перевалке отправляемого на экспорт каменного угля. Прогнозируемый объем выгрузки угля в 2008 году 100 тысяч тонн в месяц. Объем перевалки грузов, поступающих по железной дороге через станцию Махачкала на экспорт, в 2007 году составил 1 422 тысячи тонн (122,2 процента к 2006 году). Основными грузами, переваливаемыми на экспорт через Махачкалинский порт, были черные металлы и кокс каменноугольный. Увеличение экспорта черных металлов (121,9 процента к 2006 году) связано с переключением грузов, отправляемых предприятиями ОАО «НЛМК», ОАО «НТМК», ОАО «ММК», из порта Новороссийск в порт Махачкала в результате изменения рынка сбыта (государств назначения). Значительно сократив продажи в Судан, Оман, ОАЭ, Индию, Египет, США, металлурги значительно увеличили сбыт в Иран. Самый большой прирост выгрузки за 12 месяцев наблюдался по продукции Нижнетагильского металлургического комбината. С наступлением навигации на Волге в апреле месяце ОАО «ММК» и ОАО «ЧМК» переключились на порты Оля, Правый Берег, Трусово и Новолесная. Выгрузка кокса на станции Махачкала выросла более чем в 3,9 раза, нефтяных грузов снизилась до 9,8 тысячи тонн, в то время как в 2006 году перевалка составляла 120,4 тысячи тонн. Прекращение перевозок нефтяных грузов в Иран вызвано принятой стратегией развития нефтедобычи на севере Ирана, модернизацией НПЗ, расположенных в центральных и северных районах, а также проектом строительства трех новых НПЗ. На данный момент Иран полностью удовлетворяет растущие внутренние потребности страны в нефтепродуктах. Через станцию Усть-Донецкая в 2007 году было перевалено 1,1 миллиона тонн грузов (на 17,6 процента меньше, чем в 2006 году). Усть-Донецкий порт с 2002 года специализируется на перевалке комовой серы, поступающей со станции Аксарайская. До июня 2007 года объемы экспорта данного груза имели тенденцию роста. В июне декабре произошел спад по причине переключения грузопотока назначением в Тунис на порт Мариуполь. Эта мера была вынужденной: засушливое лето привело к снижению уровня воды в реке. По этой причине не все суда могли заходить в Усть-Донецкий порт. Во время шторма в Керченском проливе в ноябре 2007 года затонуло судно «Нахичевань», перевозившее серу из порта Усть-Донецка. В результате ужесточения требований к техническому состоянию судов после выводов комиссии по расследованию аварии, существует вероятность сокращения перевозок серы по воде. В настоящий момент руководство ООО «Астраханьгазпром», владелец груза, рассматривает варианты перевозок железной дорогой и перевалкой в портах Ильичевск и Усть-Луга. Препятствием к осуществлению этих планов является дефицит подвижного состава для перевозки серы и неполная готовность портов к приему такого объема груза. Учитывая тот факт, что ООО «Астраханьгазпром» является акционером ОАО «Усть-Донецкий порт» в партнерстве с ОАО «Донречфлот», есть перспектива возобновления объемов перевалки серы через припортовую станцию Северо-Кавказской железной дороги в период навигации. опубликовано в №
1, 2008 год
По материалам ДЦФТО СКЖД
|
|||
|