Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
26 апреля 2024
Автопарк

Изотермическому транспорту нужна нормативно-правовая база

В 2000 году Российская транспортная инспекция провела исследование международных транспортных грузопотоков, проходящих через территорию России. Выяснилось, что свыше 50% экспорта вывозится зарубежными автомобилистами, причем, вместе с грузами "уходят" и возможные налоговые поступления. Вытеснение отечественных перевозчиков с рынка транспортных услуг, в том числе и в Южном федеральном округе, вызвано их низкой конкурентоспособностью. Особенно велико отставание российского специализированного транспорта: кранов, цистерн, изотермических фургонов. О ситуации, сложившейся в сфере автоперевозок скоропортящихся товаров, рассказывает директор ростовской компании "Техкон", являющейся официальным дилером корпорации "ThermoKing" на Юге России, ИгорьЧернышев.

-Транспортировка скоропортящихся продуктов должна осуществляться в рефрижераторных транспортных средствах, способных поддерживать необходимые температурные режимы. Фургоны для такой спецтехники в нашей стране выпускают несколько предприятий, однако их качество не всегда отвечает требованиям, принятым в международном сообществе. Беда в том, что в России нет стандартов, регламентирующих параметры изотермического транспорта и их классификацию. Правда, существует "Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных средствах, предназначенных для этих перевозок". В отношении внутренних грузоперевозок оно не действует. В "Соглашении" указано, что транспорт является изотермическим, если коэффициент его теплопроводности не превышает определенной величины. Отечественные производители изотермических фургонов декларативно заявляют в своих рекламных проспектах величину этого коэффициента. А для того, чтобы этот показатель отражал действительность, нужны сертификационные центры, которые могли бы документально подтвердить качество изотермического транспорта. На сегодняшний день в России их нет, ближайшие -- в Прибалтике и Чехии. По результатам теплотехнических испытаний, проведенных лабораторией рефрижераторного транспорта и контейнеров ГУ ВНИХИ (Москва), "некоторые изотермические автофургоны вообще не отвечали требованиям, предъявляемым к специальным транспортным средствам для перевозки скоропортящихся грузов" ("Холодильный бизнес" №3 2001г.). Чтобы привести их в соответствие с международными нормами, необходимо модернизировать производство, что неизбежно скажется на себестоимости. Но российский потребитель уже готов платить хорошие деньги за качественную продукцию. Разница между плохими и хорошими фургонами -- в мелочах, которые известны только специалисту. Это количество температурных мостиков, тип и плотность изоляционных материалов, качество герметизации швов внутренней облицовки, специальные резиновые уплотнители, материал, из которого сделаны петли для крепления дверей. Есть и существенное отличие. Фургон, изготовленный по современной технологии, прослужит, как минимум, десять лет, и с ним ничего не случится, а некачественный -- не отработает и трех лет. Часто корпуса отечественных автофургонов начинают пропускать тепло по швам, щелям и трещинам. Теряются теплоизоляционные свойства транспорта -и даже самая совершенная холодильная установка не в состоянии поддерживать заданный температурный режим. Скоропортящаяся продукция при доставке таким рефрижератором, естественно, теряет свой товарный вид и не доходит до покупателя. При этом и владельцы грузов, и перевозчики несут огромные убытки. Компания "Техкон", устанавливая холодильное оборудование корпорации "Тпептю К1пд" в автофургонах и полуприцепах, также сталкивается с проблемой некачественной термоизоляции. Приходится фургоны, и в том числе кузова цельнометаллических автомобилей, утеплять дополнительно.

В нашей стране начинает формироваться правовое поле в сфере транспортировок скоропортящихся товаров. Так, в 2000 году вступил в действие Федеральный закон №29 "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Он предусматривает степень ответственности за перевозку пищевых продуктов в условиях, "не обеспечивающих сохранение их качества и безопасность". Но эти меры останутся "на бумаге" до тех пор, пока Госстандарт и Министерство транспорта РФ, объединив свои усилия, не введут стандарты качества изотермических фургонов и не будет разработана методика их оценки. Особенно актуальна проблема рефрижераторных транспортных средств на Юге России, который является традиционным поставщиком фруктов, овощей, рыбы и мясомолочной продукции в другие регионы. Поэтому задачу создания конкурентоспособного изотермического "флота" нужно начинать с Южного федерального округа. Тем более, что в г. Краснодаре есть Научно-исследовательский институт, который занимался этими вопросами еще в советские времена.Разработанная здесь оригинальная методика оценки теплопроводности экономичнее западных аналогов. Кроме того, здесь сохранилось и необходимое оборудование. На базе этого Института можно создать Центр по сертификации и контролю изотермических фургонов. Компания "Техкон" готова вкладывать средства в реализацию этого проекта, если он приведет к созданию нормативно-правовой базы в сфере изотермического транспорта.

опубликовано в № 1, 2002 год
Виктория ВЕЛИЧКО
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru