Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
26 декабря 2024
Автопарк

Сергей Алейников: "Незаконные перевозки пора остановить"

Незаконные перевозки пора остановить

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) выступила с инициативой ужесточить меры наказания для иностранных перевозчиков, нарушающих международные соглашения и российские законы в области международных автомобильных перевозок. С этой целью в Госдуму РФ направлен проект закона об изменениях в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Подробнее об этом - в интервью с директором Новочеркасского автотранспортного предприятия ООО "Выбор-Интранс", членом Правления АСМАП Сергеем Алейниковым.

- Сергей Александрович, с чем связаны такие решительные действия Ассоциации?

- На заседании Правления АСМАП, которое состоялось в середине сентября этого года в г. Москве, рассматривались основные проблемы российских международных перевозчиков. Одна из них - недобросовестная конкуренция со стороны иностранных перевозчиков, которые продолжают вывозить российские грузы с территории нашей страны, не имея на это специальных разрешений.

По данным Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в 2004 году выявлено более 10 тысяч нарушений, связанных с отсутствием разрешительных документов на перевозку грузов с территории России. В результате такого незаконного предпринимательства российские автомобильные перевозчики недополучают потенциальные доходы в размере 15 миллионов долларов США.

Очевидно, что существующее в нашей стране законодательство не приводит к сокращению нарушений правил выполнения международных автомобильных перевозок иностранными перевозчиками. Уровень штрафных санкций, предусмотренных Кодексом административных правонарушений РФ, значительно ниже уровня штрафов, применяемых в аналогичных ситуациях к перевозчикам в других странах.

Например, в Италии за отсутствие или неправильное оформление перевозчиком бланка разрешения с нарушителя взимается штраф в размере 5000 евро, в Бельгии - до 10000 евро, в Португалии - до 15000 евро, в Чехии - от 15000 до 23400 евро. Тогда как в России за аналогичное правонарушение взимается штраф в размере 15 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 1500 рублей, или 41,5 евро. Такие символические штрафы не останавливают потенциальных нарушителей. За каждую такую поездку иностранный перевозчик получает доход в размере от 1 до 4 тысяч евро, а сумму штрафа заведомо включает в накладные расходы, что никак не отражается на его доходах.

Для изменения сложившейся ситуации в целях защиты российского рынка автотранспортных услуг мы предлагаем внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, целью которых является повышение размера штрафов, налагаемых на иностранных нарушителей, до уровня, существующего в большинстве европейских стран. Для водителей предусматривается штраф в размере 20-25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), для юридических лиц или предпринимателей - от 400 до 500 МРОТ.

Кроме того, АСМАП предлагает внести изменение в действующее законодательство, предусматривающее задержание иностранного перевозчика в качестве меры пресечения нарушения. Такое положение существует во многих европейских странах. Автомобиль ставится на стоянку, возбуждается дело об административном правонарушении, которое передается в суд, где и принимается соответствующее решение.

Впрочем, Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" предоставляет право контролирующим органам не допускать дальнейшего движения иностранного транспортного средства при нарушении международных соглашений или российского законодательства в области транспорта. Однако это действует только в отношении нарушений, выявленных на Государственной границе при въезде в Россию. Поэтому мы предлагаем определить перечень случаев, когда может применяться задержание транспортного средства.

- Согласитесь, что принятие такого документа на правительственном уровне займет какое-то время - год, а то и больше. А что можно сделать уже сейчас, используя существующие рычаги административного воздействия?

- Никто не мешает нам отстаивать свои интересы с привлечением государственных органов власти. Но для этого надо сразу определиться, выгодно ли государству в лице федеральных, региональных или муниципальных властей создавать условия для нормальной работы автотранспортных предприятий, выполняющих международные автомобильные перевозки? Заинтересованы ли они в том, чтобы люди работали, получали зарплату, а предприятия платили налоги в бюджеты всех уровней? А мер административного воздействия можно найти сколько угодно.

В Ростовской области в сфере международных автомобильных перевозок сложилась парадоксальная ситуация. На территории области находятся два крупных участника внешнеэкономической деятельности: Белокалитвенский алюминиевый завод (БКМПО) и Таганрогский металлургический комбинат (Тагмет). Они отправляют свою продукцию на экспорт, в том числе и автомобильным транспортом, ежемесячно загружая от 60 до 100 магистральных автопоездов. Незаконные перевозки пора остановить

При этом большая часть грузов перевозится иностранными перевозчиками, которые зачастую не имеют специальных разрешительных документов на перевозку. В основном, это украинские, белорусские и прибалтийские перевозчики. Между тем местные предприятия - международные автоперевозчики, имея под боком таких клиентов, вынуждены собирать внешнеторговые грузы из других регионов, совершая многокилометровые пробеги.

Наступает конец года, и большая часть иностранных перевозчиков уже исчерпала свои квоты разрешений на перевозку грузов из России. В частности, Украине, насколько нам известно, было отказано в выдаче 30 тысяч двухсторонних разрешений на перевозки из третьих стран. Это говорит о том, что их дисбаланс в перевозках до конца года составит порядка 30 тысяч рейсов, то есть все они будут незаконными.

Поэтому мы предлагаем создать в Ростовской области комиссию с участием представителей Южного таможенного управления ГТК России, Южного управления госавтодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Администрации Ростовской области, Южнороссийского представительства АСМАП. Необходимо организовать выездные рейды на таможенные посты и запретить выезд иностранного транспорта с грузом без наличия разрешения на выполнение международных автоперевозок. Совместными усилиями мы сможем пресечь незаконные перевозки грузов из нашего региона.

Стабильному функционированию отрасли международных перевозок в Ростовской области, сохранению рабочих мест и налогооблагаемой базы может содействовать и областная администрация. Она вправе заключать соглашения с производителями экспортно ориентированной продукции о том, что часть грузов будет перевозиться местными автотранспортными предприятиями.

На переговорах с потенциальными продавцами и покупателями экспортной и импортной продукции Министерство торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области также могло бы оговаривать условия использования услуг российских перевозчиков. Поверьте, от такого взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и власти выиграли бы все.

- Расскажите о вашей компании. Как вы решаете вопросы загрузки подвижного состава?

- Разумеется, мы не сидим, сложа руки, и не ждем манны небесной. Автопарк компании имеет постоянную загрузку в оба конца: в страны Европейского сообщества и обратно в Россию. Здесь мы буквально сгребаем весь экспорт, который находится в радиусе 600-700 километров. Везем грузы отовсюду: из Нальчика, Туапсе, Сочи, Волгограда, Волжского, Старого Оскола Белгородской области и других регионов.

Компания "Выбор-Интранс", образованная в 1993 году, изначально занималась экспедированием экспортных и импортных грузов. Позже возникло новое направление деятельности, связанное с автомобильными перевозками. Мы приобрели 7 автомобилей "МАЗ" и начали возить внешнеторговые грузы. Постепенно компания росла, развивалась, модернизировала свою технику. Из нее выделились три самостоятельных автотранспортных предприятия - ООО "Выбор-Интранс", ООО "Вектор-Интранс" и ООО "Транском".

Все это время в странах - участницах Европейского сообщества происходило ужесточение норм и правил осуществления перевозок, а также требований к подвижному составу, работающему на международных линиях. Сегодня работать в этой сфере могут только те автомобили, которые соответствуют стандартам "Евро-2", "Евро-3" и "Евро-4".

Для того чтобы удержаться и закрепиться на европейском рынке международных автомобильных перевозок, мы решили полностью обновить свой подвижной состав. Сейчас автопарк компаний "Выбор-Интранс" и "Вектор-Интранс" насчитывает 32 магистральных автопоезда "Сканиа", соответствующих стандарту "Евро-3" и имеющих срок эксплуатации не более 3 лет. Еще восемь автомобилей - рефрижираторов "Сканиа" работают в структуре ООО "Транском". Незаконные перевозки пора остановить

За 12 лет работы на международных линиях "Выбор-Интранс" приобрел постоянных партнеров, как в России, так и за рубежом. Со многими из них подписаны долгосрочные контракты на перевозку грузов. Среди них - Нальчикский завод "Гидрометаллург", Владикавказский завод "Победит", Туапсинский судоремонтный завод, Новочеркасский электродный завод, Волжский УТЭП, ОАО "Роствертол", компании Alkoa, Revival Expres, Feximer, Gianesini и другие. География перевозок охватывает практически все страны Восточной и Западной Европы за исключением Скандинавии. Это Чехия, Польша, Германия, Бельгия, Франция, Голландия, Швейцария, Австрия, Италия и другие.

- Насколько мне известно, работа на европейском рынке международных автоперевозок требует высокой квалификации водительского состава, управленческого, инженерного и технического персонала. Как на вашем предприятии решаются вопросы подготовки кадров и технического обслуживания подвижного состава?

- В нашей компании работает порядка 100 человек. Весь управленческий аппарат имеет высшее образование по специальности. Сотрудники проходят курсы повышения квалификации в Московском автодорожном институте, российском представительстве Академии европейской ассоциации "IRU".

Специалисты ремонтно-сервисного участка, имеющего статус и лицензию клиентской технической мастерской по обслуживанию автомобилей "Сканиа", прошли обучение в учебных центрах "Сканиа" в Москве и Санкт-Петербурге. Ежегодно мы подтверждаем право называться сервисной мастерской "Сканиа", приводим в соответствие с требованиями посты технического обслуживания автомобилей.

Ремонтно-сервисный участок имеет пять мест для постановки автомобилей для технического обслуживания. Здесь выполняются все виды ремонта узлов и механизмов, кроме ремонта коробок передач. Есть шиномонтажный участок, токарная мастерская. ТО-1 и ТО-2 проводятся в полном объеме.

Коллектив предприятия "Выбор-Интранс" третий год подряд выигрывает конкурс на лучшего перевозчика Южного федерального округа в своей категории, который ежегодно проводит АСМАП среди международных автоперевозчиков. Основные условия конкурса - наличие высококвалифицированного персонала, навигационных или мобильных систем связи, социального пакета для работников и так далее. По всем показателям "Выбор-Интранс" подтверждает статус динамично развивающего предприятия, способного успешно работать на международных маршрутах.

опубликовано в № 4 (22), 2005 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru