xml version="1.0" encoding="windows-1251"?>
23 ноября 2024 |
|
Автопарк Юрий Колесников: "Рынок "автогражданки" стабилизируется"Рост убыточности страховых компаний, работающих по программе обязательного страхования автогражданской ответственности, прекратился и началась стабилизация рынка, считает генеральный директор Страховой группы "Адмирал" Юрий Колесников. Предварительные итоги реализации закона об ОСАГО показывают, что расчеты оказались верными и по размерам страховых премий, и по уровню убыточности страховых компаний. Подробнее об этом рассказывает Юрий Колесников. - 1 июля этого года исполнилось два года со дня начала реализации закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. И хотя первые итоги в мировой практике принято подводить по истечении трех лет, уже сейчас обозначились тенденции, которые носят ярко выраженный и закономерный характер. Одна из них заключается в том, что наблюдаемый в течение двух лет резкий рост убыточности (соотношение сумм выплат к суммам собираемых премий) страховых компаний, достигнув примерно 70-80 процентов, остановился, и уже на протяжении полугодия у целого ряда страховщиков ОСАГО убыточность остается на одном уровне. Это говорит о том, что правительство, принимая закон, верно рассчитало тарифы. Стало очевидным, что если тарифы были бы завышены и полис "автогражданки" стоил дороже, чем должен стоить, то убыточность составила бы меньше 77 процентов. Это означало бы, что страховщики собирают значительно больше, чем выплачивают и в какой-то степени обогащаются. А если бы убыточность превысила 77 процентов, то оказалось бы, что денег, которые мы собираем, недостаточно для покрытия текущих убытков. Если по итогам трех лет убыточность автостраховщиков останется стабильной на этом уровне, то можно будет утверждать, что программа функционирует нормально, особых убытков для страховых компаний она не повлекла, равно, как и не явилась источником сверхдоходов. Вполне закономерен вопрос: почему два года убыточность росла, а потом вдруг перестала расти? Причин этому много. Первая причина, на мой взгляд, заключается в том, что с момента введения закона об ОСАГО далеко не все знали, что это такое, как этим пользоваться, в какую компанию обращаться и как оформлять документы на возмещение убытков. Водители иногда не вызывали сотрудников ГАИ на место ДТП и поэтому лишались права обращаться в страховую компанию. По мере того как люди стали это понимать и своевременно обращаться в страховые компании, суммы убытков росли. Вторая причина заключается в том, что, когда программа ОСАГО начала работать, этот рынок стал привлекательным для страховых мошенников. Несколько преступных группировок начали налаживать свой криминальный бизнес по выкачиванию денег из страховых компаний путем фальсификации ДТП, документов, многократного страхования одной и той же машины в нескольких компаниях. И по мере того, как этих преступных группировок становилось больше, соответственно, росли убытки страховых компаний. Сегодня ситуация такова, что рынок в какой-то мере насытился, сфера криминального бизнеса поделена, и государство стало принимать достаточно эффективные меры по борьбе с преступлениями в этой области. В результате поток желающих заниматься этим делом поубавился, и, соответственно, стабилизировались убытки страховых компаний. К сожалению, страховое мошенничество развито во всем мире, и Россия не стала исключением. К примеру, по официальной статистике США, 20 миллиардов долларов ежегодно страховые компании выплачивают по сфальсифицированным страховым событиям. Проблема в том, что наша правовая система не дает нам возможности во многих случаях доказать в суде факт фальсификации страхового события. Для этого требуется возбуждение уголовного дела, расследование, сбор доказательств, а это бывает крайне сложно. Однако нельзя не отметить, что рынок "автогражданки" постепенно стабилизируется и по количеству страховых компаний, работающих в этой области. Из 167 компаний, получивших лицензии на право выполнять услуги по страхованию автогражданской ответственности, сейчас работают 162. Еще двадцать пять страховых компаний, по данным Гострахнадзора, находятся в поле особого внимания ввиду своей низкой финансовой устойчивости и угрозы платежеспособности. По нашим прогнозам, в ближайшие пять лет количество компаний, которые занимаются автогражданкой в России, будет постепенно сокращаться, и останется около 50-70 участников рынка - самое, на мой взгляд, оптимальное для России число автостраховщиков. Стабилизации рынка ОСАГО будет способствовать и Федеральный закон об использовании резерва гарантий Российского союза автостраховщиков, принятый недавно Государственной Думой. Он будет формироваться за счет отчислений страховых организаций, входящих в состав РСА, для возмещения убытков потерпевшим по полисам ОСАГО, выданным страховыми компаниями, которые лишились лицензии. Это говорит о том, что, несмотря на деятельность недобросовестных автостраховщиков, интересы страхователей и потерпевших не будут ущемлены. опубликовано в №
4 (22), 2005 год
Людмила Светлова
|
|||
|