xml version="1.0" encoding="windows-1251"?>
23 ноября 2024 |
|
Порты Арменак Кочканян: "Торговый порт" - на пороге больших перемен"По ежегодному росту грузооборота и динамике развития портовой инфраструктуры ростовская компания ЗАО "Торговый порт" вышла на уровень крупнейших стивидорных предприятий Ростовской области. В планах руководства - развитие сталелитейного производства, судоходного и судостроительного направления. Наш корреспондент попытался выяснить феномен "Торгового порта" у председателя Совета директоров ЗАО "Торговый порт", депутата Ростовской-на-Дону городской Думы Арменака Кочканяна, и вот что из этого получилось. - Арменак Тадосович, вы возглавляете крупную стивидорную компанию и, кроме того, являетесь депутатом и руководителем фракции политической партии "Единая Россия" в городской Думе. В этом году с вашим участием затевается возведение сталелитейного завода, и вы еще говорите о перспективах строительства в Ростове судостроительного завода. Не слишком ли это много для одного человека? Где тут логика? - Для одного человека много, а для команды - нет. Я рад, что нам удалось сплотить людей, которые верят в перспективы развития компании ЗАО "Торговый порт". В нашей команде собрались успешные молодые специалисты, нацеленные на результат. Их философия строится на рыночной гибкости и внедрении современных технологий, отвечающих требованиям XXI века. Что касается логики нашего развития, то могу вас заверить: она самая что ни на есть прямая. Посудите сами. Россия за последние годы прочно увязла в статусе сырьевой державы и без остановки "гонит" на Запад свои природные богатства, которые, кстати, имеют свой предел. Миллионы тонн нефти, леса, руды, удобрений ежегодно уходят за границу. Там все это, купленное за копейки (то бишь за центы), перерабатывается и продается нам, но уже за рубли (то есть за доллары). Мы как патриоты своей страны не можем мириться с таким положением дел. Поэтому у нас появилась идея строительства сталелитейного завода, который будет перерабатывать металлолом и продавать на рынке не вторичное сырье, а продукт технологического передела - сталь. Потребность в металлопродукции была, есть и будет всегда, и в России, и за рубежом. Цена и рынки сбыта будут зависеть от конъюнктуры. Новый сталелитейный завод будет перерабатывать металлолом и выпускать квадратную заготовку (на 60 процентов от общего объема производства) и арматуру (40 процентов). Проектная мощность завода рассчитана на 1 миллион тонн. Реально он будет производить около 900 тысяч тонн металлопродукции. Таким образом, предполагается выпускать порядка 300 тысяч тонн арматуры и 600 тысяч тонн квадратной заготовки. Часть ее поступит в прокатный стан для изготовления листовой стали, в том числе и корабельной для строительства судов. - Возникает резонный вопрос: зачем вам строить суда, если вы изначально создавались, как стивидорная компания для выполнения погрузочно-разгрузочных работ? - Судоходный бизнес во всем мире считается одним из самых перспективных и прибыльных. Однако в России по разным причинам он не получил пока достойного развития. Отечественный флот, к сожалению, с каждым годом морально и физически устаревает, а реального обновления не просматривается. И если вовремя не принять меры по обновлению российского флота, мы потеряем этот рынок. Отсюда вытекает наше решение развивать судоходный бизнес и судостроение. Ситуация на фрахтовом рынке такова, что грузы выгоднее перевозить флотом большей грузоподъемности. И чтобы преуспеть на этом рынке, надо быть конкурентоспособными. Поэтому мы приняли решение заказать проект судна водоизмещением 10 тысяч тонн с осадкой до 4 метров. В ближайшее время проект будет готов, и мы построим такое судно в Турции. Это будет сухогруз, который составит серьезную конкуренцию судоходным компаниям, работающим в нашем Азово-Донском регионе. Дальше - судостроение. Недавно в Турции, недалеко от Стамбула, начал работать новый судостроительный завод. Мне довелось побывать там, познакомиться с технологией, увидеть готовую продукцию. И я вам скажу, ничего сложного в этом нет. Точно такое же производство можно организовать и здесь, в Ростове. Там у них, правда, все под открытым небом, там климат другой. А у нас можно построить ангар, установить слип, приобрести большой кран, собрать хороших специалистов, уж с этим в Ростове, я думаю, проблем не будет. А потребность России в новом флоте, сами знаете, огромная. Все, о чем говорилось выше, - и сталелитейный завод, и судоходство, и судостроение, - связано с развитием "Торгового порта". Во-первых, создается собственная грузовая база, которая, с одной стороны, обеспечит постоянную загрузку причалов, а с другой, - будет зарабатывать средства для дальнейшего развития портовой инфраструктуры. Во-вторых, получит загрузку и собственный новый флот, который появится в ближайшее время. Он будет перевозить продукцию сталелитейного завода и все виды грузов, которые сегодня тяготеют к порту. И, в-третьих, флот компании получит собственную производственно-техническую базу в виде судостроительного завода, который также будет зарабатывать средства на развитие компании. - "Торговый порт" появился совсем недавно и за короткий промежуток времени превратился в современный, динамично развивающийся портовый комплекс. Как вам это удалось? - Самое главное наше преимущество - это выгодное географическое положение порта. С одной стороны, он находится близко к Азовскому морю и не имеет ограничений судоходства в виде мостов и гидротехнических сооружений. С другой стороны, рядом есть разветвленная транспортная инфраструктура и возможность территориального расширения, не ограниченная городскими застройками. Это дает нам возможность развивать различные направления деятельности и перерабатывать разные виды грузов. В настоящее время "Торговый порт" располагает пятью механизированными причалами, оборудованными 7 портальными кранами грузоподъемностью от 5 до 32 тонн, несколькими универсальными погрузчиками малой грузоподъемности. Открытый склад площадью 25 тысяч квадратных метров позволяет накапливать большие партии грузов, поступающих в порт автомобильным и железнодорожным транспортом. Производительность технологических линий по приемке железнодорожного транспорта - до 30 вагонов в сутки. Объемы перевалки грузов в порту ежегодно увеличиваются на 15-20 процентов. Сегодня порт способен перерабатывать 3 миллиона тонн генеральных и навалочных грузов в год. В основном это зерновые и зернобобовые культуры, металлолом и металлопрокат, чугунное литье, лесо- и пиломатериалы, минеральные удобрения, а также грузы в контейнерах. Привлекаются новые виды грузов, в частности, руда и другие компоненты металлургического производства, которые приходят в Россию из Турции, Греции, Египта. Вместе с тем продолжается строительство причалов и других объектов портовой инфраструктуры. В перспективе планируется увеличить причальную стенку до 1860 метров и довести количество причалов до 14. Это позволит принимать одновременно 12 судов класса "река-море" грузоподъемностью 5 тысяч тонн. В ближайшее время начнется строительство терминала для переработки минеральных удобрений. Оно включает возведение комплекса хранилищ, объединенных одной технологической цепочкой, а также складского комплекса общей площадью 60 тысяч квадратных метров. Рассматривается возможность приобретения нового крана грузоподъемностью 100 тонн. Использование современной погрузочно-разгрузочной техники и новых методов организации труда позволит значительно сократить время обработки судов. В порту работает слаженный коллектив, состоящий из квалифицированных специалистов с большим опытом работы в портах Ростова-на-Дону, Волгодонска, Усть-Донецка. Мы привлекаем профессионалов-портовиков и из других регионов, потому что понимаем, что сильная команда - это залог успеха любого предприятия. - Как вы в целом оцениваете перспективы развития портовой инфраструктуры в Ростовской области? - Порт Ростов-на-Дону недаром считается портом пяти морей и главными воротами на Кавказ. Через него проходят крупнейшие транспортные артерии - автомобильные, железнодорожные и внутреннего водного транспорта, соединяющие Россию со странами Черноморского, Средиземноморского и Каспийского регионов. Недалек тот день, когда в Ростовской области начнется реализация глобального транспортного проекта - строительство нового судоходного пути "Евразия", о котором вы писали в одном из номеров журнала "Транспорт Юга". Согласен, что в нем есть еще много нерешенных вопросов, связанных с водными ресурсами, финансовым обеспечением. Но если такой проект будет реализован, транспортная инфраструктура Ростовской области выйдет на совершенно новый уровень развития. Здесь надо отдать должное дальновидности губернатора Ростовской области Владимира Чуба, который в свое время увидел перспективы развития порта Ростова-на-Дону. Благодаря его усилиям в 1998 году порт получил международный статус, что предопределило его дальнейшую судьбу. Это самый важный момент в истории развития транспортной инфраструктуры Ростовской области. И сегодня мы видим экономические результаты разумной политики руководства. Растут объемы перевалки грузов в портах, увеличивается количество транзитного флота, проходящего через Азово-Донской бассейн. И в перспективе, я думаю, эта тенденция будет развиваться. Найдет свое логическое завершение и вопрос организации пункта пропуска через государственную границу в порту Ростов-на-Дону. Если вы помните, в прошлом году мы выступали с инициативой строительства пограничного терминала для обработки судов заграничного плавания и передачи его в ведение Азово-Донскому ГБУВиС. К сожалению, тогда она оказалась невостребованной. На мой взгляд, эта идея все равно должна реализоваться, а кто ее воплотит в жизнь, не важно. Сейчас пограничный и таможенный досмотр, процедуры открытия и закрытия государственной границы Российской Федерации производятся либо на рейде, либо у причалов, что, на мой взгляд, не совсем правильно. Мы считаем, что это вопрос государственной важности и национальной безопасности, а методы его решения должны быть ясными, четкими и максимально централизованными. опубликовано в №
4 (22), 2005 год
Светлана Лымарева
|
|||
|