Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
27 декабря 2024
Порты

Безопасность в порту Новороссийск - в надежных руках

Азово-Черноморский филиал ФГУП "Росморпорт" недавно отметил 10-летие службы Системы управления движением судов (СУДС). В честь этого события лучшие работники службы были награждены медалями и почетными грамотами. Многие из них - бывшие капитаны дальнего плавания - стояли у истоков создания СУДС в Новороссийске и до сих пор обеспечивают безопасность мореплавания в порту и на подходах к нему.

10 лет - это не много по сравнению с историей Новороссийского морского порта, которому в этом году исполнилось 160 лет. Однако именно с появлением здесь современной Системы управления движением судов, соответствующей всем требованиям Международной морской организации ИМО, Новороссийский морской порт встал в один ряд с ведущими морскими портами мира. И это позволило существенно оптимизировать судопоток в порту, увеличить количество судозаходов и, соответственно, объемы перевалки грузов. Начальник Центра СУДС В.В. Кузнецов (справа) и заместитель начальника Ю.М. Кудашкин стояли у истоков создания службы СУДС в Новороссийском морском порту

Истории создания СУДС в Новороссийске предшествовал долгий и сложный поиск путей обеспечения безопасности мореплавания в порту. На протяжении ста с лишним лет движение в акватории Цемесской бухты вообще никак не регулировалось, разве что визуально, при помощи сигнальных флагов и фигур.

В 1978 году на Восточном молу был установлен Пост регулирования движением судов, оборудованный судовым локатором и обычной судовой УКВ-радиостанцией, с помощью которых операторы наблюдали за перемещением целей на рейде и имели контакт с капитанами судов.

Хотя это и было определенным шагом вперед, но слабая техническая оснащенность поста не позволяла быстро и с высокой достоверностью оценивать ситуацию и вырабатывать рекомендации для капитанов. Судовой локатор мог давать сбои в плохую погоду, во время дождя или сильного шторма. Он был расположен низко от уровня моря и не давал необходимого охвата контролируемой акватории.

Трагедия с пассажирским лайнером "Адмирал Нахимов", которая произошла 31 августа 1986 года и унесла более 700 человеческих жизней, подтолкнула руководство страны к созданию в Новороссийске надежной системы управления движением судов на рейде и на подходах к порту со стороны моря.

Поручили это дело Новороссийскому морскому пароходству. Выделили деньги, на которые пароходство закупило оборудование у норвежской фирмы "Норконтрол". Однако тут грянула перестройка, последовали политические преобразования, приватизация... Так и пролежало оборудование на складах пароходства вплоть до 1995 года.

В 1994 году в Новороссийске была образована новая государственная структура - Морская администрация порта, в обязанности которой входило обеспечение безопасности в порту. Ей и было поручено взять под свой контроль создание СУДС. Для этих целей на 14-м этаже здания Новороссийского морского пароходства был организован центр Системы управления движением судов, который включился в работу 25 сентября 1995 года.

- Собственно, мы начали работать уже с апреля 1995 года, - вспоминает начальник Центра СУДС Виктор Владимирович Кузнецов, - готовили помещение, монтировали оборудование, настраивали аппаратуру. Нас было немного, но все - бывшие капитаны дальнего плавания и помощники капитана по радиоэлектронике.

Я, к примеру, после окончания Одесского мореходного училища в 1957 году отработал на танкерном флоте 37 лет. Прошел путь от матроса до капитана. Плавал по Тихому, Атлантическому, Индийскому океанам, вокруг Антарктики - бункеровал китобойные, рыболовецкие флотилии.

В 1993 году меня пригласили сюда - создавать новую службу, и я с удовольствием согласился. К тому времени в крупных портах мира уже существовали системы управления движением судов. Мы с ними были знакомы, хорошо представляли их предназначение и на себе ощутили пользу от их применения. Нас в тот момент подогревало чувство, что и нашей державе такое нужно, чтобы и наш Новороссийский морской порт был наравне с ведущими мировыми портами.

Нельзя сказать, что для нас это было очень сложно и замысловато. Каждый капитан обеспечивает безопасность своего судна, а здесь надо было контролировать движение нескольких судов и обеспечивать общую безопасность. Технику освоили быстро, так как отдельные ее элементы тогда уже использовались на судах, и мы с ними были знакомы.

Основная заслуга в создании СУДС в 1995 году принадлежит прежнему руководству Морской администрации порта Новороссийск, а именно Виктору Вениаминовичу Попову. Много энергии вложил в новое дело Виктор Алексеевич Василенко, заместитель капитана порта. Коллектив Центра СУДС достойно отметил 10-летний юбилей

Среди операторов, стоявших у истоков создания СУДС, вместе со мной работали Анатолий Милентиевич Вергун - бывший главный штурман Новороссийского морского пароходства, Виктор Иосифович Макаров, Василий Иванович Платицин, Владимир Васильевич Филиппов, Юрий Михайлович Кудашкин, инженеры- электронщики Малиновский Андрей Львович, Плясов Михаил Рудольфович и другие.

- Когда Анатолий Милентиевич Вергун предложил мне работу в СУДС, - рассказывает заместитель начальника Центра СУДС Юрий Михайлович Кудашкин, - мой флотский стаж перевалил за 25 лет. Все эти годы я работал в Новороссийском морском пароходстве, 21 год - капитаном дальнего плавания на танкерах "Джузеппе Гарибальди", "Капитан Тюленев".

Хоть и тяжело было расставаться с морем, но и здесь я не теряю с ним связи, постоянно работаю с моряками, капитанами. Приходит судно в незнакомый порт. У капитана возникают вопросы: как зайти, как швартоваться, где стать на якорь. Наша задача - помочь ему, обеспечить его безопасность и общую безопасность в порту.

В 1995 году СУДС включала в свой состав Центр регулирования движением судов и два удаленных поста "Пенай" и "Дооб". Навигационная информация поступала с береговых РЛС, установленных на мысах Пенай и Дооб, что значительно расширило возможности по дальности обнаружения и идентификации судов, контролю навигационной обстановки на акватории Новороссийской бухты и на подходах к ней.

Но в связи с тем, что оборудование для СУДС приобреталось давно и для более узких задач, со временем оно морально устарело. В 2000 году в СУДС установили современную аппаратуру фирмы "Транзас", ввели в эксплуатацию третью радиолокационную станцию на горе Дооб в районе г. Гелендждик, и 14 декабря 2000 года СУДС порта Новороссийск получила сертификат Системы управления движением судов высшей категории.

На втором этапе модернизации, которая завершилась в 2002 году, построили и ввели в эксплуатацию береговую радиолокационную станцию в Южной Озереевке для контроля судоходства в зоне морских терминалов КТК-Р, а также для предупреждения несанкционированного захода судов в район терминала. С переводом ПРН "Ю. Озереевка" в режим Субцентра СУДС порта Новороссийск приобретет региональный статус.

В настоящее время осуществляется следующий этап модернизации: установка видеокамер для визуального контроля над погрузочно-разгрузочными процессами, происходящими на судах, своевременного обнаружения загрязнения и пожаров на акватории для оперативного принятия мер по ликвидации последствий аварий.

Сегодня Центр управления движением судов Азово-Черноморского филиала ФГУП "Росморпорт" в полном объеме осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности судов и на подходах к порту, стоящих на якорных стоянках. Подходящие суда берутся на сопровождение на расстоянии около 20 миль от порта, идентифицируются и находятся под постоянным наблюдением. Несмотря на то, что эти суда находятся вне зоны управления движением, при возникновении аварийных ситуаций экипажи вовремя оповещаются и получают необходимые квалифицированные рекомендации операторов ЦУДС.

Сейчас перед Азово-Черноморским филиалом ФГУП "Росморпорт" стоит задача объединить в одном месте все службы, решающие вопросы обеспечения безопасности мореплавания: Центр управления движением судов, спасательно-координационный центр, региональный центр управления связью, службу ГМССБ, лоцманскую службу. Для этого планируется построить отдельное здание, получившее рабочее название Центр управления безопасностью мореплавания (ЦУБМ). Уже выделен участок под строительство, который находится в районе яхт-клуба, недалеко от Новороссийской морской академии. Концентрация всех служб в одном здании позволит упорядочить наше взаимодействие.

Высоко оценивая труд сотрудников Центра управления движением судов и в честь 10-летия службы СУДС руководство Азово-Черноморского филиала ФГУП "Росморпорт" наградило Почетными грамотами специалистов, стоявших у истоков создания СУДС. Среди них - начальник Центра СУДС Кузнецов Виктор Владимирович, заместитель начальника Центра СУДС Кудашкин Юрий Михайлович, оператор Центра СУДС Козырев Юрий Константинович, заместитель начальника Центра СУДС по техническому обслуживанию Малиновский Андрей Львович, главный специалист, оператор сектора технического обслуживания Центра СУДС Плясов Михаил Рудольфович.

Почетными грамотами награждены также старшие операторы Центра СУДС Рудик Вениамин Арсентьевич, Гавриш Владимир Константинович, Рябков Юрий Борисович, Азов Анатолий Иванович, операторы Корнилов Александр Иванович и Кухоль Алексей Федорович. В руках этих людей, специалистов Центра Системы управления движением судов, сегодня находится не только безопасность мореплавания в портах Новороссийск, Геленджик, портопункте Анапа и на подходах к ним, но и безопасность страны и ее граждан.

опубликовано в № 4 (22), 2005 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru