Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
27 декабря 2024
Порты

Александр Шкуропат: "Морской порт Туапсе развивается динамично"

Перевалка грузов в морском порту Туапсе за девять месяцев 2005 года увеличилась на 9,8 процента и составила 16,13 миллиона тонн. Наблюдается рост объемов перевалки нефти и нефтепродуктов, металла и металлолома, руды, сахара, зерна.

Об итогах работы и перспективах развития морского порта Туапсе рассказывает директор Туапсинского филиала ФГУП "Росморпорт" Александр Шкуропат.

- Александр Андрианович, морской порт Туапсе является вторым по объему грузооборота на Юге России. Как вы оцениваете его возможности и результаты работы в 2005 году?

- Порт Туапсе расположен на Кавказском побережье Черного моря в вершине бухты Туапсе, к юго-востоку от скалистого мыса Кадош. Порт всегда имел обширный район тяготения грузов, традиционно охватывающий южные и юго-восточные области России, Донбасс, Северный Кавказ, Южный Урал, Западную Сибирь. В последние годы район тяготения грузов к порту существенно расширился. В Туапсе успешно функционирует многоцелевой морской порт, обеспечивающий, прежде всего, внешнеторговые перевозки нефти и нефтепродуктов, а также навалочных (угля, руды и других) генеральных грузов.

Туапсе имеет устойчивое железнодорожное сообщение со всеми отделениями дорог России и стран СНГ. На территории города расположены две крупные нефтебазы, одна - нефтяная с магистральным нефтепроводом и нефтеперерабатывающим заводом, вторая - светлых нефтепродуктов: дизельного топлива, бензина и так далее. Причем обе нефтебазы имеют выход на причалы порта.

Пропускная способность порта оценивается в 20 миллионов тонн в год, в том числе по нефтеналивным грузам - 14 миллионов тонн в год. Порт работает в корреспонденции со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока, Африки, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Северной и Южной Америки. На его территории и в акватории функционирует ОАО "Туапсинский морской торговый порт", ОАО "Туапсинский судоремонтный завод", ООО "Туапсинский морской коммерческий порт".

Грузооборот стивидорных компаний, работающих в морском порту Туапсе, ежегодно растет. За 9 месяцев 2005 года ОАО "Туапсинский морской торговый порт" переработал 16,100 миллиона тонн грузов, что на 9,7 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. ООО "Туапсинский морской коммерческий порт" переработал 28,5 тысячи тонн, увеличив аналогичный показатель предыдущего года на 122,7 процента.

- Чуть больше года назад в морском порту Туапсе образована новая структура - Туапсинский филиал ФГУП "Росморпорт". Какие задачи она призвана решать?

- Туапсинский филиал ФГУП "Росморпорт", образованный 1 июня 2004 года, является обособленным подразделением Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт". Основные задачи предприятия - контроль над эффективным использованием федерального имущества, модернизация и новое строительство гидротехнических сооружений и других портовых объектов, систем обеспечения безопасности мореплавания, флота, контроль над сохранностью предоставленного в аренду федерального имущества, оказание всех видов услуг судам на подходах и в акватории порта по их безопасному судоходству, маневрированию и стоянке.

В целях повышения безопасности мореплавания, снижения навигационной аварийности и предотвращения возможного, в случае бедствия, загрязнения морской среды, а также усиления государственного контроля над судоходством и хозяйственной деятельностью в прибрежных водах и национальной экономической зоне Туапсинским филиалом ведутся работы по вводу в эксплуатацию и освидетельствованию Системы управления движением судов (СУДС) в районе порта Туапсе.

Этот комплекс с общим центром управления включает в себя традиционно используемые в Системах управления движения судов береговые радиолокационные станции (БРЛС), автоматическую информационную систему (АИС), систему телевизионного наблюдения, контрольно-корректирующую дифференциальную станцию глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS и базовую станцию ГМССБ. Введение в эксплуатацию и последующее использование Системы управления движением судов порта Туапсе существенно повысит безопасность мореплавания в регионе.

- Какие-то результаты деятельности вашего филиала уже можно назвать?

- Говорить о каких-то успехах и достижениях еще рано. Много времени ушло на решение организационных вопросов. Вместе с тем Туапсинский филиал ФГУП "Росморпорт" продолжает планомерно развивать гидротехнические сооружения, подходы к причалам, системы безопасности.

Также, начиная с 2004 года, Туапсинским филиалом проводятся работы по профилактическому углублению дна на акватории порта Туапсе. Эти работы направлены на обеспечение безопасности мореплавания и поддержания проходных глубин. В 2005 году произведено дноуглубление на 220 тысяч кубометров, в результате чего глубины у причалов доведены до проектного уровня. Ремонтное черпание дает и положительный экономический эффект. Проведение этих работ приведет к увеличению проходных глубин, что позволит обрабатывать в порту суда с более крупным тоннажем и увеличенной осадкой, а это приведет к увеличению грузооборота в порту в целом. С увеличением грузооборота повысятся и поступления в бюджеты разных уровней.

Для размещения мобильного гидрографического промерного комплекса Туапсинским филиалом был приобретен катер "Кальмар". Планируется приобретение оборудования в 2005 году для модернизации программно-аппаратного комплекса для контроля уровня нуля порта и контроля метеорологических параметров, которое позволит производить промерные и дноуглубительные работы в соответствии с общепризнанными международными стандартами. В перспективе предприятие предполагает оказывать услуги по производству гидрографических и геодезических работ не только в порту Туапсе, но и на территории Краснодарского края - в портах Геленджика, Новороссийска, Краснодара, Темрюка, Сочи. Президент РФ Владимир Путин оценивает перспективы развития порта Туапсе

Филиал также оказывает услуги по буксировке имеющимся у него морским буксиром "Меркурий". Осуществляется постоянный надзор за технической эксплуатацией судов филиала, сданных в аренду, а также за гидротехническими сооружениями порта.

На территории морского порта Туапсе произведены обследование и паспортизация гидротехнических сооружений. Все они - в нормальном рабочем состоянии и готовы выполнять поставленные задачи.

Продолжается капитальный ремонт волноломов. Эти работы были начаты еще в 1999 году под руководством существовавшей тогда Морской администрации порта Туапсе и планируются к завершению в 2012 году.

В этом году предусмотрен капитальный ремонт трех массивов-гигантов: одного на Западном и двух - на Юго-Западном молу. Стоимость ремонтных работ на этих объектах ежегодно корректируется. В 2005 году на эти цели выделено 52 миллиона рублей.

- Александр Андрианович, насколько нам известно, экологическое состояние акватории Туапсинского морского порта довольно напряженное. Как Туапсинский филиал ФГУП "Росморпорт" решает эту проблему?

- С самого начала своей деятельности ФГУП "Росморпорт" уделяет пристальное внимание экологической обстановке в акватории порта Туапсе. Существенное негативное влияние на акваторию морского порта Туапсе, в основном в виде загрязнения воды и донных отложений, оказывают сбросы хозяйственно-бытовых отходов на акватории взморья с течением рек Паук и Туапсе. В акваторию порта также попадают ливневые стоки города, а также нефтепродукты и тяжелые металлы.

В связи с этим ФГУП "Росморпорт" предусматривает выполнить ремонтное черпание акватории порта, решая этим экологические проблемы в морском порту Туапсе. При этом загрязненный грунт будет извлечен и транспортирован на отвал в 12-километровую безопасную зону. Здесь грунт будет утилизирован на глубине 548 метров, где биологической жизни нет (сероводородный слой). Более того, именно благодаря сероводороду вредные качества изымаемого грунта будут нейтрализованы.

На проведение ремонтного черпания ФГУП "Росморпорт" выделил 55 миллионов рублей. Из них на первом этапе будет освоено 24 миллиона рублей, затем еще 31 миллион рублей. При проведении этих работ будет утилизировано порядка 570 тысяч кубических метров загрязненного грунта.

- Каковы перспективы развития морского порта Туапсе?

- Стратегический план развития морского порта Туапсе разработан несколько лет назад. В сентябре 2004 года "Туапсинским морским торговым портом" на причале № 12 был введен в эксплуатацию новый перегрузочный комплекс для перевалки зерна и минеральных удобрений. Пропускная способность нового комплекса позволяет осуществлять перевалку в порту Туапсе до 1 миллиона тонн зерна и 300 тысяч тонн минеральных удобрений в год.

В настоящее время заканчивается строительство аналогичного комплекса на причале № 9 грузового района. Планируемая пропускная способность комплекса составляет 1 миллион 200 тысяч тонн зерна и 300 тысяч тонн минеральных удобрений в год. На строительство новых перегрузочных комплексов акционерной компанией "Туапсинский морской торговый порт" было инвестировано 13 миллионов рублей.

В сентябре 2005 года город Туапсе посетили Президент Российской Федерации Владимир Путин и министр транспорта России Игорь Левитин.Они приняли участие в совещании по предлагаемым инвестиционным проектам, касающимся реконструкции Туапсинского нефтеперерабатывающего завода, Туапсинской нефтебазы, а также строительства глубоководного причала № 1А для приема и отгрузки крупнотоннажных судов в порту Туапсе.

опубликовано в № 4 (22), 2005 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru