xml version="1.0" encoding="windows-1251"?>
27 декабря 2024 |
|
Порты "Анроскрым" развивает паромное сообщение в порту КавказАкционерное общество "Анроскрым" полностью завершило реконструкцию первой очереди железнодорожной паромной переправы порт Кавказ-Крым и приступило к восстановлению второй очереди. На ней планируется организовать паромное сообщение между портом Кавказ и грузинским портом Поти. Рассматриваются также варианты выхода на болгарские и турецкие порты. Здесь будут работать паромы большей грузоподъемности и с улучшенными маневренными характеристиками. Прогнозируемый объем перевозок двух паромных линий - 3 миллиона тонн грузов в год. Идея соединить Крымский и Таманский полуострова регулярным транспортным сообщением с незапамятных времен бередила великие умы мира сего, поскольку прямой путь из Крыма на Кавказ на тысячу километров короче окружного. В 1944 году построили деревянный мост через Керченский пролив протяженностью 6 километров. Однако он простоял меньше года и разрушился из-за ледохода. Попытка строительства моста на железобетонных опорах тоже оказалась безуспешной из-за большой толщины илистых грунтов на дне пролива. Так родился замысел организовать паромную переправу. Керченская паромная переправа была введена в эксплуатацию 22 сентября 1954 года. Она предназначалась для перевозки грузовых и пассажирских железнодорожных составов. На переправе работали пять паромов - "Северный", "Южный", "Восточный", "Западный" и "Заполярный". Каждый из них перевозил 16 грузовых или 8 пассажирских вагонов. Ежегодный объем грузовых перевозок достигал трех миллионов тонн в год. В 1976 году по маршруту Кавказ-Крым пошли грузопассажирские автомобильные паромы. В 80-х годах прошлого века после серии крупных аварий пассажирских морских судов и паромов, в том числе в Ла-Манше и под Новороссийском, в СССР была создана специальная комиссия для проверки всех паромных переправ. Железнодорожные паромы, работавшие в Керченском проливе, были признаны морально устаревшими и непригодными для использования. В 1987 году комиссия запретила перевозку пассажирских вагонов, а затем и грузовых. В последующие годы планировалась реконструкция железнодорожной паромной переправы Кавказ-Крым, разрабатывался проект строительства новых паромов в Югославии. Однако грянувшие вслед за этим политические преобразования, раздел Советского Союза на "самостийные" государства не позволили довести дело до конца. Железнодорожное паромное сообщение через Керченский пролив полностью прекратилось. Начали снижаться объемы перевозок и на автомобильной паромной переправе, принадлежащей украинской государственной судоходной компании "Керченская паромная переправа". Ситуация начала меняться в 2003 году, когда президенты России и Украины встретились в Керчи и подписали совместное заявление по использованию Азовского моря и Керченского пролива. В нем оговаривались, в частности, вопросы восстановления и развития паромного сообщения между Россией и Украиной через Керченский пролив для пассажирских и грузовых перевозок. Для проведения работ по реконструкции и эксплуатации паромных сооружений на российской стороне - в порту Кавказ - было создано ОАО "Анроскрым", на украинской стороне - в порту Крым - "ТИСС-Крым". В кратчайшее время, всего за 9 месяцев, причальные сооружения паромного комплекса были реконструированы. И 18 сентября 2004 года, накануне 50-летнего юбилея Керченской паромной переправы, порт Кавказ принял первый после 15-летнего перерыва железнодорожный паром "Анненков". В церемонии официального открытия паромной линии порт Кавказ-Крым принимали участие представители Департамента государственной политики в области железнодорожного, морского и речного транспорта Минтранса России, Администрации Краснодарского края, министерства транспорта Автономной Республики Крым, Северо-Кавказской железной дороги. Это было действительно значимое событие и для политиков, и для транспортников, и для жителей двух стран. Восстановление железнодорожной паромной переправы "Кавказ-Крым" стало логичным продолжением железнодорожного транспортного коридора, связывающего страны Центральной и Средней Азии с Россией, далее с Украиной и странами Южной и Центральной Европы. Если раньше железнодорожные составы, следовавшие из Сибири в Украину, вынуждены были делать большой крюк через всю территорию Украины, с севера на юг, то теперь этот путь значительно сократился. Восстановление паромной переправы порт Кавказ-Крым, общая стоимость которого составила около 30 миллионов долларов, - это результат совместной работы государственного и частного капиталов. Реконструкцию и дальнейшую эксплуатацию сооружений железнодорожного паромного комплекса по инвестиционному договору с ФГУП "Росморпорт" выполняет ОАО "Анроскрым". Восстановление подъездных путей и подход железнодорожных составов обеспечивает Краснодарское отделение Северо-Кавказской железной дороги. Организацией перевозок грузов занимается Сибирско-европейская транспортная компания "Сетко". А на самой переправе задействованы суда-паромы ООО "Аншип". В настоящий момент восстановление первой очереди паромного комплекса в порту Кавказ полностью завершено. Все сооружения приведены в соответствие с международными требованиями. Создана портовая инфраструктура, организована работа контролирующих структур пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации: пограничников, таможенников, санитарных, экологических и других служб. На паромной линии сейчас работают два парома - "Анненков" и "Петровск", переоборудованные из судов типа "Славутич" на Севастопольском судоремонтно-судостроительном заводе по проекту Одесского морского бюро. Эти паромы имеют грузоподъемность 2100 тонн и способны единовременно перевозить 24 железнодорожные цистерны или 20 грузовых вагонов. - Коммерческая эксплуатация первой очереди паромной переправы началась с марта 2005 года и за короткое время вышла на рентабельность, - рассказывает генеральный директор ОАО "Анроскрым" Сергей Якушев. - Объемы перевозок постепенно растут. В марте было перевезено 28 тысяч тонн, в апреле - 57 тысяч тонн, в мае - около 70 тысяч тонн, а в июле мы перевалили планку за сотню и перевезли 104 тысячи тонн. Если динамика перевозок будет расти и дальше, то мы выйдем на проектную мощность паромной переправы - до 1900 тысяч тонн в год. В том, что перевозки через паромную переправу порт Кавказ-Крым будут расти, сомнений нет. На сегодняшний день предложения грузоотправителей, желающих воспользоваться услугами паромной переправы, превышают ее возможности. Поэтому нам приходится объявлять тендер и отказывать многим грузовладельцам, потому что два парома не в состоянии выполнить такой объем перевозок. - Трудности, препятствующие увеличению грузооборота, связаны прежде всего с организационными мероприятиями, - говорит директор судоходной компании "Аншип" Александр Монин. - Много времени уходит на оформление таможенных и пограничных документов на груз, следующий в международном прямом паромном сообщении. Не хватает личного состава контролирующих органов. Дело в том, что штат сотрудников, который был сформирован здесь для работы и обслуживания пункта пропуска через государственную границу в морском порту Кавказ, не предусматривал работу железнодорожной паромной переправы. Сейчас мы решаем эти вопросы на разных уровнях. И уже получено сообщение от руководства федеральных таможенных и пограничных структур об увеличении численности штата работников на паромной переправе. Паромы "Анненков" и "Петровск" загружены на 100 процентов и практически не стоят, за редким исключением, связанным с плохой погодой. Каждый паром делает два круговых рейса, то есть всего они совершают четыре рейса. В ближайшее время мы планируем выйти на восемь рейсов со стоянкой в каждом порту по два часа. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы выгрузить и загрузить паромы. Однако в этом случае процедуру оформления документов надо будет снизить до минимума. Для сокращения времени стоянки паромов в порту введен режим закрытой границы. Дело в том, что суда, работающие в обычном морском плавании и пересекающие границу между двумя странами, должны проходить процедуру открытия-закрытия границы. По заказу портовых властей формируется комиссия с участием таможенных, пограничных, санитарных и других контролирующих служб, предусмотренных положением о пункте пропуска через государственную границу. По прибытию судна в порт она должна "открыть" границу: проверить документы на судно, на плавсостав и так далее. На все это уходит от одного до полутора часов. То же самое происходит при "закрытии" границы. В итоге теряется до трех часов ценного времени. Путем обращений в разные инстанции, переговоров с руководством контролирующих служб удалось уйти от этой процедуры. Поскольку наши паромы работают в международном прямом сообщении, существуют межправительственные и межведомственные соглашения, к нам пошли навстречу и разрешили работать без открытия границы. Технология такова: судно приходит в порт, агент компании "Анроскрым" снимает с борта судна все необходимые документы, оформляет их у сотрудников контрольных служб, формально граница открывается. Но у борта судна выставляется пограничный пост, и экипажу запрещен выход с борта судна во время стоянки у причала. Таким образом нам удалось сократить время обработки парома на два - два с половиной часа, то есть почти в два раза. По мнению генерального директора ОАО "Анроскрым" Сергея Якушева, увеличению грузооборота паромной линии в порту Кавказ будет способствовать введение в эксплуатацию второй очереди паромной переправы. Работы по демонтажу старых причальных сооружений и установлению новых уже идут полным ходом. На ней будут работать суда-паромы с мощными двигателями и вместимостью до 50 грузовых вагонов. Эти паромы будут ходить в грузинский порт Поти, болгарскую Варну, турецкие порты. Восстановление железнодорожной паромной переправы в порту Кавказ - дело нужное и перспективное. Существующие портовые мощности на Юге России уже не справляются с растущим грузопотоком. Недалек тот день, когда через Керченский пролив поплывут и пассажирские поезда. Тогда берег крымский для россиян будет гораздо ближе. опубликовано в №
4 (22), 2005 год
Светлана Лымарева
|
|||
|