Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
24 февраля 2020
Власть

Александр Андрусенко: "Реформа не должна мешать работе"

Александр Андрусенко: Реформа не должна мешать работе

В апреле 2005 года было образовано Доно-Кубанское бассейновое управление государственного надзора на внутреннем водном транспорте, входящее в состав Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса РФ. Подробнее о его работе рассказывает руководитель Управления Александр Андрусенко.

- В процессе создания управления главной задачей было сохранить уже имеющийся потенциал. Российская судоходная инспекция многие годы обеспечивала надзор за безопасностью судоходства на внутренних водных путях. Была отлажена нормативная база, квалифицированные кадры работали вполне успешно. Но появление новой надзорной структуры было вполне оправданным. Сегодня на реке все надзорные функции сосредоточены в одних руках. Производством занимаются одни структуры, судоходством - другие, а надзором за всем происходящим на реке - третьи. Это разделение завершено: надзор полностью выведен из сферы производства.

Помимо осуществления судоходного надзора мы получили функции пожарного надзора и лицензирования, которые раньше осуществляло Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства. Обе эти структуры перешли в управление практически в полном объеме. При этом нам удалось сохранить специалистов и всю работу по реформе надзора провести безболезненно. Руководитель Азово-Донского ГБУВПиС Александр Огарев вместе с нами старался, чтобы при передаче его специалистов в нашу структуру не возникло нарушений работы системы. В итоге общими усилиями эта задача была выполнена.

В новой структуре появились также специалисты-гидротехники. Надзор за безопасностью эксплуатации гидротехнических сооружений - это особый пласт работы. Прошлогодняя авария на Константиновском шлюзе показала целый ряд проблем. Гидросооружения стоимостью во многие миллионы долларов на сегодня почти везде не имеют систем видеонаблюдения и мониторинга, способных фиксировать проход судов. В итоге мы зачастую не можем с точностью сказать, как произошло то или иное транспортное происшествие. А от точности расследования зависит решение вопроса о компенсации ущерба. Такой же мониторинг желательно иметь в районах рейдовых стоянок, мостов, причальных сооружений портов. В новой концепции транспортной безопасности России, которую готовит Государственная Дума, эти вопросы свое отражение найдут.

Необходимость работы по надзору за безопасностью судоходства сегодня тоже не нужно доказывать. Анализ происшествий на водном транспорте показывает, что большинство аварий происходят по самому плохому сценарию. Тому есть множество причин. Во-первых, суда безнадежно стареют, а строительство нового флота весьма скудное. Во-вторых, часть судов оказалась в руках маленьких частных компаний, далеко не всегда способных обеспечить все необходимые мероприятия по безопасности. Еще одна серьезная проблема - это нехватка профессиональных капитанов с высшим образованием. Опытные специалисты стареют, а система подготовки новых кадров после развала СССР до сих пор не восстановлена. Сегодня учебные заведения перестали заниматься профессиональной подготовкой и переподготовкой судоводителей. Все это приводит к увеличению аварийности на водном транспорте.

Наложение небрежности на безответственность, усугубленное халатностью, - вот чего приходится опасаться больше всего. Одна из таких аварий произошла этим летом в акватории Краснодарского порта. Судно, принадлежащее ОАО "Кубанское речное пароходство", проводило бункеровку. В камбузе произошла утечка газа, туда же попало топливо, произошел взрыв. В результате один человек погиб, другой получил тяжелые ожоги. Роковую роль здесь сыграли и неподготовленность экипажа, и нарушение правил бункеровки, и разлив топлива.

Генеральный директор ОАО "Кубанское пароходство" Александр Давиденко выразил озабоченность этим происшествием. Наши специалисты расследовали обстоятельства дела и выяснили, почему произошла авария. Теперь мы знаем, как этого можно избежать. Более того, Александр Давиденко, видя недоработки в вопросах безопасности, взял в свой штат инспектора пожарного надзора и перевел его в оперативное подчинение нашей службе для того, чтобы мы могли оказывать ему методическую помощь. Это хороший пример нормального партнерства в сфере транспорта, учитывая, что наше отношение к пароходству абсолютно такое же, как и ко всем остальным.

К сожалению, не все судовладельцы осознают важность сотрудничества с нами. В последнее время было уже несколько случаев, когда судовладельцы сознательно шли на нарушения при перевозке опасных грузов, либо попросту игнорировали требования Регистров, осуществляя перевозку грузов с нарушениями всех существующих инструкций. Мы оказывались перед фактом нажима на наших специалистов с целью добиться согласия на нарушение законов. В итоге нам удалось отстоять свои позиции.

У нас очень доброжелательное и уважительное отношение ко всем судовладельцам. Мы никогда не будем выдвигать надуманных претензий, неправомерно задерживать суда и какими-то своими действиями ломать экономику. Но закрывать глаза на то, что может привести к трагическим и страшным ситуациям, мы тоже не собираемся. Поэтому рассчитываем на взаимопонимание со стороны судовладельцев, и пусть наши компромиссы будут не в ущерб безопасности.

опубликовано в № 4 (22), 2005 год
Елена Осипова
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru