Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
23 ноября 2024
Власть

Григорий Минаев: "Достижения кубанских транспортников - этап на пути вперед"

Григорий Минаев: Достижения кубанских транспортников - этап на пути вперед

Транспортный комплекс Краснодарского края за последние годы стабильно сохраняет положительную динамику производственно-финансовых показателей. По данным Краснодаркрайстата, сальдированный финансовый результат по предприятиям транспорта в первом полугодии 2005 года на треть выше аналогичного периода прошлого года. Это говорит о том, что транспорт является одной из базовых отраслей экономики края, динамично развивается в соответствии с потребностями грузоотправителей и населения страны и Юга России.

Подробнее о состоянии, проблемах и перспективах развития транспортного комплекса Краснодарского края - в интервью с руководителем Департамента по транспорту и связи Краснодарского края Григорием Минаевым.

Перекресток семи дорог

- Григорий Николаевич, как вы можете в целом охарактеризовать состояние и динамику развития транспортного комплекса Краснодарского края?

- Транспортный комплекс края - это уникальное средоточие всех видов транспорта и транспортных коммуникаций в сочетании с важным геополитическим расположением региона. Это перекрестие международных торговых грузопотоков, современные агропромышленный и санаторно-курортный комплексы, реликтовые лесные массивы и деревопереработка.

Основу транспортной системы края составляют морские порты Новороссийск, Таупсе, Темрюк, Кавказ, Ейск, Сочи, Анапа, Геленджик, грузооборот которых в 2004 году превысил 130 миллионов тонн в год. Их доля в общем грузообороте портов России превышает 40 процентов. Третья часть экспорта Россией нефти и нефтепродуктов транспортируется по территории края и отгружается через порты Новороссийск и Туапсе.

Через территорию края проходят важнейшие государственные железнодорожные артерии к морским портам Черного и Азовского морей, а также в республики Закавказья. А всего протяженность магистральных железнодорожных путей Кубани - более 2,7 тысячи километров.

Перевозки воздушным транспортом осуществляются через международные аэропорты федерального значения - Краснодар, Анапа, Сочи, которые вполне способны обеспечить существующие объемы перевозок пассажиров и грузов. Пропускная способность аэропортов на внутренних воздушных линиях составляет 400-500 пассажиров в час. Общий объем пассажирских перевозок воздушным транспортом в крае в 2003 году составил 2,4 миллиона человек, в 2004 году - 2,8 миллиона человек. Из аэропортов Краснодарского края осуществляются перевозки пассажиров в международном сообщении - в Австрию, Армению, Германию, Грецию, Италию, Объединенные Арабские Эмираты, Кипр, Турцию, Узбекистан.

Кубань занимает одно из лидирующих мест в Российской Федерации по количеству автомобильных дорог, протяженность которых составляет свыше 30 тысяч километров, в том числе 25 тысяч километров - с твердым покрытием. Автомобильный парк Краснодарского края - это 29,5 тысячи автобусов, 178 тысяч грузовых автомобилей, более 1 миллиона легковых автомобилей. Объем перевозок пассажиров автомобильным транспортом в 2004 году составил 324 миллиона человек.

В 2004 году транспортом края перевезено свыше 132 миллионов тонн грузов, 731 миллион пассажиров. Фактически объем работ и услуг предприятий транспорта в 2004 году составил 45 миллиардов рублей. В объеме производства базовых отраслей экономики доля транспорта составляет более 20 процентов. Удельный вес налогов транспортной отрасли в консолидированном бюджете Краснодарского края в 2004 году составил 11 процентов или 4,5 миллиарда рублей.

Всего же в Краснодарском крае насчитывается около 3 тысяч предприятий транспорта различных организационно-правовых форм собственности, в том числе 200 предприятий относятся к категории крупных и средних, 28 предприятий являются бюджетообразующими. В транспортной отрасли трудится около 100 тысяч человек. Среднемесячная заработная плата на предприятиях транспорта (кроме трубопроводного) составляет 8500 рублей (при средней в крае - 5600 рублей); наибольшая (на водном транспорте) - 17000 рублей, наименьшая (на автомобильном) - 4200 рублей.

Дороги хорошие, но можно и лучше

- Григорий Николаевич, а как вы оцениваете состояние сети автомобильных дорог? Насколько она способна обеспечить все возрастающие объемы перевозок пассажиров и грузов во внутреннем и международном сообщении?

- Анализ интенсивности движения транспортных средств на автодорогах общего пользования Краснодарского края и численности автопарка показывает, что высокие темпы роста автопарка обусловлены, прежде всего, активным приобретением населением края индивидуальных транспортных средств. Уровень автомобилизации Краснодарского края на 2003 год достиг 193 автомобиля на 1000 жителей.

Среднегодовая суточная интенсивность движения на основных территориальных маршрутах края колеблется в пределах от 2290 до 21100 автомобилей в сутки. Изменяется состав движения. За счет быстрого увеличения в потоке доли автомобилей большой грузоподъемности (55-60 процентов) происходит увеличение средней нагрузки на краевые и федеральные автодороги.

По состоянию на 1 января 2005 года протяженность сети автодорог, находящихся в собственности Краснодарского края, составляет 9526,8 километра. Удалось сохранить действующую сеть автодорог общего пользования, находящихся в собственности Краснодарского края, увеличить их протяженность, улучшить качество содержания, провести реконструкцию значительного количества мостов. Был построен ряд обходов населенных пунктов (малый Западный обход Краснодара, обходы городов Лабинска, Славянска, Тимашевска, Темрюка, станиц Дядьковской и Курчанской).

Несмотря на увеличение общей протяженности автомобильных дорог, все острее проявляется дефицит пропускной способности дорожно-транспортной сети, что обусловлено ростом парка автомобилей в крае, а также увеличением транзитных транспортных потоков.

Федеральные автомобильные дороги Краснодарского края занимают значимое место как в сети автодорог Северного Кавказа (29 процентов по протяженности, 32 процента по объемам перевозок), так и в общей сети автодорог общего пользования Кубани (11,5 процента по протяженности, 45 процентов по объему перевозок). Все они имеют усовершенствованное асфальтобетонное покрытие. Среднесуточная годовая интенсивность движения на федеральных автодорогах края в 2004 году составила 10131 автомобиль в сутки. Например, только на участке примыкания автодороги "Джубга-Сочи" к автомагистрали М-4 "Дон" в пиковый (летний) период интенсивность движения составила 35000-38000 автомобилей в сутки.

Сегодня для пропуска такого объема транспортных средств необходимо, чтобы параметры большей части федеральных дорог соответствовали I технической категории. В то же время по состоянию на начало этого года положение следующее: 16,5 процента (или 218,48 километра) от всей сети федеральных дорог Краснодарского края отвечают параметрам для автодорог I категории; 77,1 процента (1015,91 километра) - автодороги II категории и 6,4 процента (84 километра) - автодороги III категории.

Недостаточная пропускная способность федеральных дорог является причиной ухудшения условий движения, сказывается на безопасности дорожного движения, экологической обстановке. В целях решения этих проблем в Краснодарском крае проводится большая работа по строительству новых автомобильных дорог, а также реконструкции существующей дорожной сети. Руководство края совместно с федеральными исполнительными органами власти принимает все возможные меры для создания инфраструктуры, способствующей прохождению через территорию края международных транспортных коридоров.

Флот нужно вернуть под российский флаг

- Григорий Николаевич, каково, на ваш взгляд, состояние российского морского и речного транспортного флота? Какие меры предпринимаются на краевом уровне для решения проблемы обновления российского флота?

- На протяжении нескольких лет количество морского торгового флота под российским флагом постоянно сокращается. Существующее налоговое и таможенное законодательство не стимулирует пополнение и обновление флота.

На территории края зарегистрирована одна из крупнейших в России и мире судоходных компаний - ОАО "Новороссийское морское пароходство" ("Новошип"), располагающая транспортным флотом суммарным дедвейтом 3,4 миллиона тонн. Компания специализируется на перевозках наливных грузов, в основном нефти и нефтепродуктов.

В последнее десятилетие по причине старения и списания судов ежегодно снижаются объемы перевозок грузов морским транспортом под российским флагом. Строительство новых судов судоходные компании, в том числе и Новороссийское морское пароходство, вынуждены осуществлять под "удобными" иностранными флагами, подчиняясь условиям иностранных банков, предоставляющих кредиты на строительство нового флота.

При сохранении существующих налогового и таможенного законодательства, системы кредитования в России мы в ближайшие годы можем остаться без собственного торгового флота. Одним из путей решения этой проблемы является принятие законопроекта, предложенного Министерством транспорта России, касающегося формирования Российского международного реестра судов. Этот закон позволит обеспечить создание предпосылок для возрождения российского торгового флота, отечественного судострония и судоремонта. Принятие указанного выше закона будет также стимулировать пополнение и обновление флота "река-море" плавания.

Глава администрации Краснодарского края Александр Николаевич Ткачев неоднократно обращался к Президенту и Правительству России с вопросом о необходимости принятия закона, регламентирующего создание Российского международного реестра судов. В результате совместных усилий Минтранса России и администрации края в настоящее время Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов", принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении. Нашла поддержку у Президента РФ В.В. Путина и позиция губернатора Краснодарского края по сохранению на территории Краснодарского края компании ОАО "Новороссийское морское пароходство", вопрос об объединении которой с компанией "Совкомфлот" активно обсуждается в последнее время.

Морские перевозки пассажиров возрождаются

- Григорий Николаевич, за прошедшее десятилетие почти полностью утрачены пассажирские морские перевозки, а между тем потребность в них, по некоторым оценкам, очень высока. Что делается на краевом уровне для возрождения этих перевозок?

- Краснодарский край является не только мощным, всесторонне развитым транспортным узлом на юге России, но и крупнейшим курортным и рекреационным центром. В последние годы наблюдается значительный приток отдыхающих в наши черноморские здравницы, соответственно, появилась потребность в увеличении перевозок пассажиров морским и речным флотом, организации международных круизных линий.

В настоящее время пассажирские морские перевозки осуществляют теплоход "Михаил Светлов" и "Комета" по маршруту Сочи-Батуми-Поти. Грузы и пассажиров перевозят между Сочи и Трабзоном два парома. Теплоход "Мария Ермолова" доставляет пассажиров из Новороссийска в Стамбул. В то же время администрацией края совместно с Федеральным агентством морского и речного транспорта и судоходными компаниями принимаются меры по возрождению в полном объеме морских пассажирских перевозок, в том числе с использованием комфортабельных скоростных судов в каботажном и заграничном сообщении. Идет активная проработка с одним из инвесторов вопроса о создании совместной с Администрацией Краснодарского края пассажирской судоходной компании маломерных скоростных судов, которая могла бы полностью реанимировать пассажирское движение между портами Азово-Черноморского бассейна. Рабочее название компании - "Южная стрела".

В текущем году завершен капитальный ремонт Сочинского морского вокзала. В результате значительно улучшены условия обслуживания пассажиров, повысилась привлекательность порта, что будет способствовать увеличению количества заходов иностранных круизных судов и перевозок пассажиров в каботажном плавании.

В 2004 году ОАО "Кубанское речное пароходство" возобновило пассажирские перевозки на реке Кубань. Теплоходы "Кубань" и "Дон" осуществляют прогулочные рейсы по главной водной артерии нашего края. Администрацией края совместно с Федеральным агентством по морскому и речному транспорту рассматривается возможность проведения дноуглубительных работ для восстановления судоходства на реке Кубань, что позволит в полной мере возобновить речные пассажирские и грузовые перевозки.

Ветераны не остались без внимания

- Григорий Николаевич, как на территории Краснодарского края происходит реализация Федерального закона № 122 о монетизации льгот? Каковы механизмы реализации закона на воздушном, железнодорожном, автомобильном и водном транспорте?

- Система социальной защиты граждан, пользующихся льготами и социальными гарантиями с предоставлением компенсаций, в Краснодарском крае приведена в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Тема эта социально чувствительная, в разных регионах используются различные модели ее реализации, поэтому детализирую свой ответ на этот вопрос - возможно, это поможет коллегам из транспортной или социальной сферы.

В целях реализации Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ в Краснодарском крае приняты следующие законодательные акты:

  1. Закон Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края", который вступил в силу с 01.01.2005 г.
      Этим законом определен размер ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей края, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Краснодарского края:
    • жертвы политических репрессий - 300 рублей;
    • труженики тыла - 300 рублей;
    • ветераны труда, ветераны военной службы - 200 рублей.
  2. Постановление главы администрации Краснодарского края от 28.01.2005 г. № 57 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края в 2005 году", которое утвердило Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края по проезду на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси): трамвай, троллейбус, автобус, железнодорожный транспорт пригородного сообщения и автомобильный транспорт общего пользования пригородного сообщения (кроме такси) на основании специальных проездных документов (проездных и талонов). Его действие распространяется на жителей Краснодарского края, социальная поддержка которых отнесена:
      к федеральным полномочиям:
    • ФЗ "О ветеранах" (за исключением категорий граждан, отнесенных к полномочиям края);
    • инвалиды;
    • граждане, подвергшиеся воздействию радиации;
      к полномочиям Краснодарского края:
    • жертвы политических репрессий;
    • труженики тыла;
    • ветераны труда, ветераны военной службы.
      Гражданам льготных категорий федерального и регионального уровня, проживающим в крае, для проезда в городском пассажирском транспорте изготовлены проездные семи видов, льготная стоимость которых в месяц составляет:
    • на автобус (по городу) - 80 рублей (полная стоимость -160 рублей);
    • на троллейбус - 80 рублей (полная стоимость - 160 рублей);
    • на трамвай - 80 рублей (полная стоимость - 160 рублей);
    • на трамвай и троллейбус - 120 рублей (полная стоимость - 240 рублей);
    • на трамвай, троллейбус и автобус - 160 рублей (полная стоимость - 320 рублей);
    • на троллейбус и автобус - 120 рублей (полная стоимость - 240 рублей);
    • на трамвай и автобус -120 рублей (полная стоимость - 240 рублей).
    При продаже проездного билета заполняется реестр установленного образца с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, номера документа, на основании которого произведена продажа проездного, места жительства лица, имеющего право на меры социальной поддержки. Реестры служат документом первичного учета, подтверждающим продажу проездного, и ежемесячно передаются в управление социальной защиты населения для проверки на предмет обоснованной реализации проездного по льготной цене. Для приобретения билета на проезд с 50-процентной скидкой в автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения и железнодорожном транспорте пригородного сообщения гражданами предъявляются талоны, полученные в управлениях социальной защиты, из расчета шесть талонов для проезда в автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси) и шесть талонов для проезда в железнодорожном транспорте пригородного сообщения.
  3. Постановление главы администрации Краснодарского края от 30.03.2005 года №257 "О порядке возмещения предприятиям транспорта расходов на реализацию мер социальной поддержки, связанных с перевозкой отдельных категорий жителей Краснодарского края". Данным документом утвержден Порядок возмещения предприятиям транспорта расходов на реализацию мер социальной поддержки, связанных с перевозкой отдельных категорий жителей Краснодарского края. Возмещение расходов перевозчикам, осуществляющим пассажирские перевозки автомобильным транспортом и предоставляющим право проезда отдельным категориям жителей края, производится на основании договоров о возмещении расходов, заключенных между управлениями социальной защиты населения, администрациями муниципальных образований и перевозчиками. Возмещение расходов на железнодорожном транспорте пригородного сообщения осуществляется на основании договора, заключенного между ОАО "РЖД" и Департаментом социальной защиты населения Краснодарского края. По итогам 6 месяцев этого года в крае реализовано 236 тысяч проездных документов, 3,3 миллиона талонов, возмещено транспортным предприятиям 9,9 миллиона рублей. Реализация этого закона проходит без социального напряжения, возникающие проблемы решаются в ходе обсуждения с ветеранской общественностью, а также с представителями органов местного самоуправления.

Автопредприятия обновляют подвижной состав

- Как изменилась рентабельность работы пассажирских транспортных предприятий с введением в действие закона о монетизации льгот? Созданы ли предпосылки для решения проблемы обновления пассажирской транспортной техники? Какие предложения есть у вас для совершенствования процесса реализации Федерального закона "О монетизации льгот"?

- В 2004 году предприятиями общественного пассажирского транспорта получены собственные доходы (без дотации) в размере 950 миллионов рублей, в том числе: автотранспортом - 470 миллионов рублей, горэлектротранспортом - 380 миллионов рублей, пригородным железнодорожным транспортом - 100 миллионов рублей. Дотации и субвенции за перевозку льготных пассажиров составили 780 миллионов рублей. В 2005 году планируется снижение суммы дотации и субвенции до 380 миллионов рублей, то есть наполовину.

Выпадающие доходы предприятий от перевозки льготников составили 86 миллионов рублей, выделено дотаций и субвенций на сумму 195 миллионов рублей, в том числе согласно распоряжению главы администрации Краснодарского края от 28.04.2005 г. №335-р "О выделении средств на обеспечение равной доступности транспортных услуг на территории Краснодарского края для отдельных категорий граждан" 117 миллионов рублей направлены на погашение задолженности прошлых лет и приобретение подвижного состава (по согласованию с Минтрансом РФ).

В 2004 году было приобретено 95 единиц автобусов и 6 единиц троллейбусов, в 2005 году запланировано в III-IV кварталах приобретение подвижного состава в количестве 74 единиц автобусов и 5 единиц троллейбусов.

На автотранспортных предприятиях количество подвижного состава сократилось по сравнению с 1992 годом минимум в 1,5 раза. Изношенность подвижного состава на многих предприятиях составляет более 80 процентов, что приводит к удорожанию себестоимости перевозок.

В соответствии с распоряжением главы администрации Краснодарского края от 28.04.2005 г. № 335-р "О выделении средств на обеспечение равной доступности транспортных услуг на территории Краснодарского края для отдельных категорий граждан" на оказание финансовой помощи автотранспортным организациям, осуществляющим общественные пассажирские перевозки, для приобретения подвижного состава предусмотрено выделение 45 миллионов рублей.

В целях организованного приобретения подвижного состава главам муниципальных образований Краснодарского края рекомендовано заключить договора с ГУ КК "Центр конкурсных торгов". По состоянию на 01.07.2005 г. заявлено приобретение 74 единиц автобусов различной вместимости. Самостоятельно автотранспортными предприятиями приобретено более 20 автобусов, а также 3 троллейбуса.

Введение в действие Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и соответствующего Закона Краснодарского края от 15 декабря № 808-КЗ "О монетизации льгот" существенно не повлияло на объемы перевозки пассажиров железнодорожным транспортом. По результатам первого полугодия количество отправленных пассажиров в пригородном сообщении составило 4564 тысячи человек, что только на 4 процента больше соответствующего периода прошлого года.

В реализации этого закона региональные и местные органы власти совместно с общественными организациями, проявляя заботу о всех категориях льготников, последовательно проводят в жизнь основные положения этого важного для экономики России нормативного акта.

Кубанские транспортники ставят новые задачи

- Григорий Николаевич, каковы, на ваш взгляд, перспективы развития транспортного комплекса Краснодарского края?

- В последние годы растет потребность государства в наращивании портовых мощностей. Увеличиваются объемы экспортируемой нефти и нефтепродуктов. В то же время в стране, экспортирующей природный газ, отсутствуют собственные комплексы по накоплению и отгрузке на суда сжиженных углеводородных газов. Не справляются с потребностями в перевалке нефтеналивных грузов существующие порты. Отсутствуют в России и комплексы по отгрузке экспортируемого сжиженного аммиака. Эти услуги оказывают российским грузовладельцам порты Украины и Прибалтики. Поэтому южное направление развития транспортной инфраструктуры страны сегодня определено как приоритетное.

Концепцией развития портов Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края и согласованной с Минтрансом России, в районе мыса Железный Рог предусмотрено строительство специализированных перегрузочных комплексов по перевалке СУГ, аммиака, нефти и нефтепродуктов.

В целях ускорения строительства перегрузочных комплексов на Таманском полуострове и координации деятельности компаний, реализующих свои инвестиционные проекты, в 2004 году была разработана, согласована администрацией Краснодарского края и утверждена распоряжением Министерства транспорта РФ генеральная схема развития порта в районе мыса Железный Рог, предусматривающая размещение специализированных перегрузочных комплексов, способных обеспечить перевалку 33,5 миллиона тонн грузов в год. Для ее реализации, с учетом реконструкции транспортных подходов к порту, потребуются инвестиции в сумме, превышающей 1 миллиард евро.

Новый морской порт на Таманском полуострове, которому по инициативе губернатора края А.Н. Ткачева будет присвоено наименование ТАМАНЬ, станет первым портом, построенным в новейшей истории России.

Доставка основного объема грузов в порт предусматривается по железной дороге. Поэтому одна из основных проблем, которую предстоит решить в ближайшие годы, - это увеличение пропускной способности железнодорожных участков на подходах к Таманскому полуострову, которая обеспечивает в настоящее время перевозку не более 3 миллионов тонн грузов в год. Перед железнодорожниками стоит задача довести пропускную и перерабатывающую способность объектов железнодорожного транспорта на дальних и ближних подходах в направлении строящегося порта и действующих - Кавказ и Темрюк - до 40 миллионов тонн в год.

Свободная от застроек территория и удаленность населенных пунктов от места размещения портовых перегрузочных комплексов дают определенные преимущества в проектировании современного порта с учетом перспективы его развития. Здесь не приходится преодолевать одну из основных проблем, имеющую место в существующих портах Туапсе и Новороссийск, - отсутствие достаточных складских площадей. Построить новый порт предполагается полностью за счет средств частных инвесторов.

Активно ведется работа и по реконструкции и увеличению пропускной способности существующих перегрузочных комплексов в портах Новороссийск, Туапсе, Ейск, развиваются порты Темрюк и Кавказ. В порту Кавказ в текущем году восстановлен железнодорожный паромный комплекс. Возобновлено железнодорожное паромное сообщение между Россией и Украиной. Из порта Кавказ грузы в вагонах доставляются на пароме в грузинский порт Поти.

Одной из проблем, сдерживающих наращивание объемов перевалки грузов в морских портах края, вызывающей простои железнодорожных вагонов в ожидании выгрузки, является ограниченное количество складских площадей в портах. Поэтому в крае прорабатываются вопросы строительства специализированных накопительных терминалов, что позволит повысить пропускную и перерабатывающую способность припортовых железнодорожных станций, увеличить грузооборот портов, сократить простои судов и вагонов.

Дальнейшее наращивание перегрузочных мощностей и грузооборота крупнейшего в России порта Новороссийск сдерживается ограниченной пропускной и перерабатывающей способностью объектов железнодорожного транспорта. В этой связи администрация края неоднократно обращалась к Президенту РФ, в Минтранс РФ и Правительство РФ о необходимости строительства второго железнодорожного входа в порт Новороссийск. Минтрансом РФ и ОАО "РЖД" с привлечением отраслевых научно-исследовательских институтов проработаны варианты строительства железнодорожных подходов в направлении пос. Кабардинка.

На совещании с участием министра транспорта РФ И.Е. Левитина, состоявшемся 15 апреля 2005 г. в администрации края, Минтрансом РФ были предложены пути решения проблемы дефицита пропускной способности железнодорожной инфраструктуры Новороссийского транспортного узла. Реализация предложенных проектов, в том числе строительство железной дороги на участке Абинск-Кабардинка, даст импульс дальнейшему развитию порта Новороссийск в направлении пос. Кабардинка, что позволит практически вдвое увеличить его пропускную способность.

В связи с увеличением объемов экспортных грузопотоков в направлении портов Черноморского бассейна Федеральной целевой программой предусмотрено поэтапное развитие железнодорожных подходов к припортовым станциям Туапсе, Новороссийск и портам Таманского полуострова.

1-й этап (2005 г.) - объем инвестиций составит 1347 миллионов рублей,
2-й этап (2007 г.) - объем инвестиций составит 2982 миллиона рублей,
3-й этап (2010 г.) - объем инвестиций составит 34330 миллионов рублей.

Для освоения возрастающего грузопотока в полном объеме рассматривается возможность дополнительного финансирования строительства объектов, а также разрабатывается механизм компенсации средств, направленных инвесторами на развитие железнодорожной инфраструктуры.

Не стоит забывать и о другой, крайне серьезной проблеме, сдерживающей увеличение грузопотоков из портов Черноморского бассейна, - это проблема турецких проливов. Система косвенных запретов, основным лейтмотивом которых является якобы повышение безопасности при прохождении проливов, на самом деле напрямую затрагивает экономические интересы российских судовладельцев. Имели место случаи, когда время прохождения проливов достигало нескольких дней.

В этой связи администрация Краснодарского края постоянно поднимает данный вопрос на всех уровнях федеральной власти. Совместно со странами Черноморского бассейна, которые так же, как и Россия, находятся под "прессом" ограничений, прорабатываются совместные проекты по транспортным коридорам в обход турецких проливов.

Так, 10-11 октября 2005 года в городе Варна (Болгария) состоялась 5-я международная конференция, посвященная развитию портов и транспорта стран Юго-Восточной Европы и Черноморского региона, в работе которой принял активное участие Департамент по транспорту и связи Краснодарского края. В числе прочих вопросов обсуждалось создание интермодального транспортного коридора между Россией, Болгарией и Грецией на основе официального предложения министерства транспорта Греции.

Как один из вариантов решения данной проблемы рассматривалось предложение, поступившее в адрес администрации Краснодарского края от Межгосударственного банка, созданного в соответствии с соглашениями, подписанными в 1993 году главами государств - членов СНГ.

Данный проект предусматривает организацию железнодорожного паромного сообщения для беспрепятственной доставки различных грузов, в том числе нефтепродуктов, угля, сжиженного газа из России, Азербайджана, Казахстана и Туркмении в страны Черноморского и Средиземноморского бассейнов.

Реализация предложений Межгосударственного банка позволит решить широкий спектр задач, таких как надежность транспорта и сокращение сроков доставки грузов до крупных промышленных центров государств, входящих в Евросоюз.

Развитие перевозок воздушным транспортом будет осуществляться в следующих направлениях: строительство взлетно-посадочной полосы и соответствующей инфраструктуры аэропорта Геленджик на основе государственно-частного партнерства. Ввод в эксплуатацию нового аэропорта позволит удовлетворить динамично увеличивающиеся потребности населения и отдыхающих в городе-курорте Геленджик, административно подчиненных ему населенных пунктах, а также частично городов Новороссийска и Туапсе с прилегающими к ним населенными пунктами, в перевозках воздушным транспортом, организовать прямые рейсы с высоким уровнем комфорта из различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Станет возможным принимать воздушные суда типа Ту-204, Ту-154, Як-42, Ту-334, Ту-134, Ил-96. Объем пассажирских перевозок составит 600 тысяч человек в год.

Завершение строительства аэровокзального комплекса в аэропорту Сочи позволит увеличить пропускную способность аэровокзала до 2500 человек в час и улучшить качество обслуживания пассажиров в аэропорту, который обслуживает крупнейший туристический и курортный комплекс России на Черноморском побережье.

Все перечисленные мероприятия позволят транспортникам Краснодарского края достойно представлять отрасль на Юге России, а также обеспечивать переработку нарастающих экспортно-импортных грузопотоков.

опубликовано в № 4 (22), 2005 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru