Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
22 марта 2019
История

Элистинский аэропорт: темпы развития впечатляют

В рамках реализации Региональной программы «Стабилизация и развитие авиатранспортного производства Республики Калмыкия на 1998-2010 годы» в Элистинском аэропорту активно ведутся работы по реконструкции аэродрома и аэровокзала с заменой технологического оборудования, осуществляется организация служб пограничного и таможенного контроля, обеспечение авиационной безопасности. Уже сегодня облик этого авиапредприятия изменился до неузнаваемости и вполне может конкурировать с другими аэропортами по уровню обслуживания пассажиров и грузов. Об истории становления Элистинского аэропорта рассказывает директор ФГУП «Элистинский ОАО» Юрий Максимович КОКУЕВ.

Элистинский аэропорт: темпы развития впечатляют

Элистинское авиапредприятие в своем становлении и развитии прошло большой и интересный путь, сыграло и играет существенную роль в развитии экономики и культуры Республики Калмыкия. История авиапредприятия охватывает период зарождения авиации в Калмыкии в годы первой пятилетки, ее дальнейшее становление в предвоенные и послевоенные годы. Необходимость авиационной связи с вновь образованной советской Калмыкией была продиктована, главным образом, отсутствием грунтовых и железных дорог, радио- и телефонной связи в степных улусах и аймаках. Это было серьезным препятствием в оперативном управлении всей хозяйственной деятельностью области. С образованием столицы социалистической Калмыкии—города Элиста — Калмоблисполком 16 сентября 1930 года выносит решение о ходатайстве перед советским правительством «Об установлении воздушной линии и включении ее в титульный список на 1930-31 годы». Однако, просьба Облисполкома была удовлетворена только с весны 1931 года, так как для регулярного движения самолетов требовалось довольно значительное наземное оборудование: посадочные площадки, станционные сооружения, посты метеорологической службы и так далее.

На строительство воздушной станции было выделено 25 тысяч рублей. Элистинцы сразу же приступили к подготовке посадочной полосы с четырьмя кострами для посадки самолета, она была выбрана в районе современной улицы Ленина. 27 января 1931 года начальником станции Элиста назначен Гончаров. Этот период и является началом истории Элистинского аэропорта. В дальнейшем аэропорт перемещался по различным соображениям сначала в район сегодняшнего Калмыцкого государственного университета, а затем восточнее г. Элисты, где он находился до 1970 года.

В первый же год своего существования в Калмыкии авиация оказала народному хозяйству большую помощь. Выпавший зимой 1930-31 года глубокий снег и наступившая затем гололедица лишили подножного корма находящийся на Черных Землях скот.

Для спасения огромного количества скота, а также эвакуации людей правительство Калмыкии направило два самолета. Героический труд летчиков, бортмехаников, техников и механиков тогда помог спасти жизни людей и животных.

С апреля 1931 года открылась воздушная линия Армавир — Элиста — Астрахань, положившая начало воздушным перевозкам в столицу Калмыкии. Однако полеты выполнялись нерегулярно из-за отсутствия аэропорта. Несмотря на сложные финансовые условия, руководство области выделило из местного бюджета средства на строительство здания аэропорта и некоторых производственных сооружений. Вскоре начали действовать почтовые авиалинии, Калмыцкая авиастанция скорой помощи Наркомздрава РСФСР. Со временем увеличилось количество рейсов в Москву до двух в сутки на самолетах «Сталь-3» и «К-5».

Значительное развитие авиация в Калмыкии получила в послевоенное время. В пятидесятые годы здесь начали эксплуатировать самолет ПО-2. В феврале 1956 года делегаты ХХ съезда КПСС поставили перед Гражданской Авиацией республики задачу обеспечить среднегодовой прирост грузооборота на 25,5 процента, а перевозок пассажиров — на 30 процентов. Такие высокие темпы могли быть достигнуты лишь путем значительного повышения производительности полетов и труда на основе технического прогресса и, прежде всего, широкого внедрения реактивной техники, комплексной механизации и автоматизации производства, внедрения нового оборудования и передовой техники. В связи с этим в 1958 году в г. Элисте было построено новое здание аэровокзала, совмещенное со службами аэропорта. В 1959 году здесь образована авиаэскадрилья АН-2, которая в марте 1959 года преобразована в 229-й авиаотряд СКУ ГА.

Начало 60-х годов ознаменовано в Калмыкии бурным развитием промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Образование самостоятельного авиапредприятия позволило расширить сеть воздушных линий, начать планомерную подготовку аэродромов местных воздушных линий в 18 пунктах республики: Башанта, Яшалта, Комсомольск, Каспийск, Садовое, Цаган-Аман, Большой-Царын, Ики-Бурул и других. Создавались воздушные линии с выходом, транзитными рейсами на Кавказские Минеральные воды и к Черному морю. Аэропорт начинает принимать самолеты АН-24, появление которых привело к интенсивному развитию сельскохозяйственной авиации. Летом 1966 года отдельная Элистинская авиаэскадрилья преобразована в Элистинский объединенный авиаотряд СКУ ГА.

В начале 70-х годов калмыцкая авиация охватила применением все отрасли сельского и народного хозяйства, в том числе рисоводство, благодаря чему земледельцы начали выращивать богатые урожаи. Объемы работ по обработке площадей выросли в 1974 году до 650 тыс. га в год, что превысило начальный период более чем в 10 раз.

Стремительное развитие геологии в Калмыкии также не прошло без участия авиации, которая взяла на свои плечи большой объем работ по обслуживанию геологоразведочных партий. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Элистинские авиаторы способствовали открытию 26-ти месторождений в недрах Калмыкии, среди них Алейниковское, Межевое, Тегутинское, Ики-Бурульское, Ермоленское.

Авиация стала незаменимой при оказании срочной медицинской помощи, доставке грузов и специалистов в отдельные уголки республики. Ею пользовались рыбаки и охотники, строители и мелиораторы, работники сельского хозяйства.

Осенью 1970 года был сдан в эксплуатацию новый аэрокомплекс, искусственная ВПП, новые средства УВД, которые позволили принимать современные реактивные самолеты при минимальных метеоусловиях. В 1971 году парк базовых воздушных судов пополнился первыми реактивными самолетами ЯК-40. Развивается наземная база по техническому обслуживанию самолетов и аэродрома, коммунальные службы, построена гостиница для транзитных пассажиров.

С появлением базовых самолетов ЯК-40 быстрыми темпами развиваются межрегиональные пассажирские перевозки. Аэропорт Элиста был связан воздушными линиями более чем с 20-ю городами России. В 80-90-х годах резко увеличились объемы перевозок, выросло предприятие и, соответственно, количество работников от 4-х в 1946 году до 700 человек сейчас.

До 1991 года за счет увеличения пассажирских перевозок на самолете ЯК-40 экономические показатели предприятия были самыми благоприятными. План выполнялся практически по всем показателям с минимальными затратами. Увеличение спроса на пассажирские перевозки по маршруту Элиста—Москва—Элиста (выполнялось до 4-х рейсов в день) привело к необходимости использования на этой линии самолета ЯК-42. Полеты из аэропорта Быково на ЯК-42 начались осенью 1990 года.

Являясь единственным аэродромом для приема самолетов на территории Калмыкии, элистинский объединенный авиаотряд осуществляет удовлетворение спроса населения Республики Калмыкия в услугах авиационного транспорта. В апреле 1998 года Правительство Республики Калмыкия приняло решение о реконструкции взлетно-посадочной полосы и аэровокзала с заменой технологического оборудования по обслуживанию пассажиров и обеспечением авиационной безопасности за счет средств Республиканского бюджета.

Проектом предусматривалась реконструкция аэродрома в аэропорту Элиста с доведением его до норм ИКАО; класс аэродрома – «Б» по НГЭА; «Д» по ИКАО, для эксплуатации средних магистральных самолетов типа ТУ-204, ТУ-154, В-757 и их аналогов; удлинение существующей ИВПП до 3200 м., расширение до 45 м., оборудование ВПП светосигнальной системой ОМИ, ОСП, РМС, ПМА, РМД, СДП с метео. Также планировалась реконструкция аэровокзала с заменой технологического оборудования по обслуживанию пассажиров, совершенствова таможенного контроля, обеспечением авиационной безопасности Реконструкция ведется поэтапно: на первом этапе уже выполнены работы по укладке асфальто-бетонной смеси, расширению, усилению и удлинению взлетно-посадочной полосы, завершена реконструкция здания аэровокзала, закуплены и сданы в эксплуатацию технические средства пограничного пункта пропуска через государственную границу. Элистинский аэропорт: темпы развития впечатляют

В настоящее время проводится подготовка к сертификации служб аэропорта (ремонт, замена спецтехники) с доведением их до соответствующих требований. Эта работа объемная как в финансовом, так и в производственном плане. Все службы предприятия допущены по своим функциональным направлениям к приему и обслуживанию воздушных судов и пассажиров.

После завершения реконструкции взлетно-посадочной полосы, радиотехнических средств посадки, технологического оборудования аэровокзала аэропорт Элиста сможет принимать воздушные суда Ил-76, Ту-154, Ту-204, Боинг-757 и классом ниже. Однако уже сегодня из аэропорта Элиста выполняются регулярные рейсы в Москву на самолете Як-40 авиакомпании «АвиаЭкспрессКруиз» и самолете Як-42 авиакомпании «АСТ ЭЙР».

БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ НАШЕЙ КОМПАНИИ:

  • довести аэропорт Элиста до уровня современных требований, соответствующих международным и внутренним аэропортам РФ, повысить при этом безопасность полетов и авиационную безопасность;
  • обеспечить рост объемов перевозок на международных линиях, повысить конкурентоспособность аэропорта Элиста на юге России, расширить сферы деятельности (прием самолетов I-II класса);
  • активизировать внешнеэкономические связи Республики Калмыкия на внешнем рынке с целью обеспечения роста международных перевозок из аэропорта Элиста;
  • повысить уровень и расширить сферу услуг, предоставляемых пассажирам и клиентам предприятий воздушного транспорта;
  • сохранить существующие рабочие места и создать более 50-ти новых рабочих мест (инженеров, авиатехников по типам самолетов), что станет возможным при приеме самолетов I-II класса.

В настоящее время ведутся переговоры по привлечению авиакомпаний для полетов через аэропорт Элиста транзитными рейсами. Уже есть определенные успехи в этом деле: подписан протокол намерений об открытии авиамаршрута Дубай — Тегеран — Элиста — Москва с периодичностью рейсов 2 раза в неделю.

В канун 80-летия Гражданской Авиации России хочу пожелать своему коллективу, а также коллегам из других авиапредприятий больше оптимизма и веры в блестящие перспективы российской Авиации на международном рынке авиаперевозок.

опубликовано в № 6, 2002 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Rambler's Top100 Разработка и поддержка сайта donhost.ru