Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
27 декабря 2024
Власть

"АЭРОНАВИГАЦИЯ ЮГА" СТРОИТ ПРОГНОЗ НА БУДУЩЕЕ

В октябре прошлого года на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации впервые на Юге России было создано Государственное унитарное дочернее предприятие «Аэронавигация Юга» Федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». Масштабы деятельности ГУДП «Аэронавигация Юга» впечатляют: предприятие обслуживает воздушное движение над территорией тринадцати субъектовРФи акваториями Азовского, Каспийского и Черного морей. Общая площадь обслуживаемого воздушного пространства составляет около 750 000 кв. км, протяженность воздушных трасс, в том числе международных, — 17 000 км. О целях и задачах нового предприятия, а также о проблемах, которые возникают в период его становления, — в интервью с генеральным директором ГУДП «Аэронавигация Юга», заслуженным военным летчиком СССР, Героем России Валерием Михайловичем ГОРБЕНКО Валерий Михайлович Горбенко

-Мы являемся в своего рода новаторами, потому чтопервымив стране осуществили подобную реорганизацию. Она обусловлена геополитическими особенностями южного региона и тем, что на сегодняшний день здесь сосредоточена наибольшая интенсивность воздушного транспорта. Реорганизация произошла путем слияния трех унитарных дочерних предприятий, входящих в состав Федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». Это-ГУДП СКЦ АУВД «Стрела», ГУДП «Волгоградаэронавигация», ГУДП «Кавказаэронавигация». Так было создано новое предприятие-ГУДП «Аэронавигация Юга».

Согласно Уставу, Предприятие осуществляет деятельность в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства в аэронавигационном обслуживании (в пределах своих полномочий), обеспечения безопасного, экономичного и регулярного движения на воздушных трассах, местных воздушных авиалиниях, в районах аэродромов (аэроузлов) и аэродромов совместного базирования гражданской авиации, а также в районах выполнения авиационных работ в зоне ответственности Предприятия. В наши задачи входит планирование и координирование использования воздушного пространства в пределах границ Предприятия, полетно-информационное, консультативное, диспетчерское обслуживание, а также аварийное оповещение. Мы обязаны вести контроль над соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства, принимать своевременные меры при возникновении особых случаев в полете, обеспечивать пользователей воздушным пространством, аэронавигационной и метеорологической информацией. Это лишь часть порученных работ, их полный перечень объемен и ответствен.

-Какие организационные меры предпринимаются для выполнения поставленных задач— Чтобы добиться четкого выполнения обязанностей, в первую очередь необходимо провести реорганизацию системы управления и модернизацию технической базы.

Плюсы объединения уже сейчас очевидны. Вместо трех прежних дирекций создана одна, сокращение численности административного аппарата продолжается. Одновременно идет процесс объединения в рамках одного предприятия-ГУДП «Аэронавигация Юга» — фактически всей организации воздушного движения авиации в нашем регионе. Вскоре к нам присоединится гражданский сектор зонального центра единой системы УВД. Тогда в южном регионе будет создан полностью замкнутый цикл, начиная от планирования всем воздушным движением и заканчивая его управлением.

Сложности же в том, что механизм создан большой. В системе воздушного движения наше Предприятие — самое крупное. По численности оно в два раза больше, чем аналогичное московское Предприятие. Ежесуточно в воздушном пространстве ГУДП «Аэронавигация Юга» обслуживается в среднем около полутора тысяч воздушных судов в летний и около восьмисот- в зимний период. Ежегодно увеличивается количество транзитных полетов воздушных судов иностранных и российских авиакомпаний. Например, по сравнению с 2001 годом, в 2002-м количество обслуженных рейсов увеличилось на три процента. Ветераны ВОВ—работники СКФ «Стрела» с командно-руководящим составом

— Недавно авиадиспетчеры страны выступили с требованиями повысить заработную плату и провелиакциюпротеста, которые, как известно, были частично удовлетворены. Что происходило в «Аэронавигации Юга», и каково Ваше отношение к подобным акциям-Лишь часть диспетчеров в целом по предприятию сообщили о том, что они присоединяются к акции протеста и начинают голодовку.

Реально она никак не отразилась на рабочем процессе, поскольку длилась в нашем регионе около двух суток. Те, кто заступал в смены, находился в дееспособном состоянии, и проблем не возникло. Кстати, если говорить о вопросах безопасности воздушного движения, то за прошлый год во всех трех предприятиях, которые вошли в «Аэронавигацию Юга», не было авиационных происшествий по вине диспетчеров в зоне ответственности. Так же четко мы работаем и сейчас.

Что касается вопроса о заработной плате, то здесь есть свои «но». Диспетчеры, выступая на митингах и в средствах массовой информации, не совсем точно указывают цифры оплаты своего труда. К примеру, в Северо-Кавказском Центре «Стрела» работают две группы диспетчеров, одни занимаются управлением воздушным движением, другие — планированием воздушного движения. Соответственно, у них есть разница в окладах. В зависимости от классности в первой группе оклады составляют от пяти до семи тысяч, во второй-от трех до пяти тысяч. В целом же заработная плата у диспетчеров, занимающихся управлением, с учетом всех доплат доходит до двенадцати тысяч.

Оплата достаточно высокая, если к тому же учесть, что объемы перевозок снизились по сравнению с советским периодом в десятки раз. Камнем преткновения стало то, что по мере изменения прожиточного минимума не была проведена индексация, оговоренная тарифным соглашением. Поэтому вопрос решался на уровне Минтранса России и Государственной Службы Гражданской Авиации. С первого января этого года зарплата работников авиации проиндексирована на 28,46 процента всем службам, кроме директоров и заместителей директоров авиапредприятий. Возник парадокс: сейчас получается, что заместитель директора филиала получает меньше, чем руководитель полетов. Думаю, что в ближайшее время этот перекос будет исправлен. Но нужно понимать: чтобы иметь достойный заработок, надо много работать, в том числе на нашем предприятии и его филиалах. Объект, находящийся в Ставропольском крае

#151; Сколько филиалов охватывает «Аэронавигация Юга», и какая там складывается ситуация— У нас на сегодняшний день действует семь филиалов. Северо-Кавказский филиал автоматизированного управления воздушным движением «Стрела», директор Светлов С. Н. , головной объект которого располагается в Ростове-на-Дону и выносные радиолокационные объекты в Краснодарском, Ставропольском краях и в Ростовской области. Нижне-Волжский филиал, который возглавляет директор Белавинцев А. В., находится в Волгограде. В составе филиала три центра: Волгоградский, Элистинский и Астраханский. Центральный Кавказский филиал под руководством директора Белоглазова Л. Д. объединяет центры в городах Минеральные Воды, Ставрополь, Нальчик, Владикавказ. Кубанский филиал, директор Мельников В. А., объединяет Краснодар, Майкоп, Энем. Черноморский филиал, директор Емельяненко А. В., находится в Сочи; Таманский, директор Фияло В. М., — в Анапе; Прикаспийский, директор Муртазалиев Р.М., — в г. Махачкале. В филиалах предприятия трудятся ветераны Гражданской Авиации, чей опыт незаменим в деле профессионального становления молодых авиаторов. Среди них Радченко М. М. (г. Ростов-на-Дону), ведущий инженер связи, проработавший в авиации более 31 года; Баталов Л. С. (г. Ростов-на-Дону), диспетчер с 35-летним стажем; Уманец А. И. (г. Анапа), ведущий инженер радиолокации и радионавигации, отдавший авиации 37 лет жизни; Касин В. А. (г. Ставрополь) — диспетчер службы движения диспетчерского подхода-31 год в авиации; Мельников В. Н. (г. Краснодар) — руководитель полетов службы движения — 28 лет в аэронавигации; Галимова А.Я. (г. Махачкала) — диспетчер службы движения с 29-летним стажем; Ляхманов М. Т. (г. Сочи), проработавший на предприятии 43 года; Аркадьева Г. А. (г. Волгоград) — телеграфист радиобюро и телеграфа, которая работает в авиации 36 лет. Самый крупный филиал ГУДП «Аэронавигация Юга» — ростовская «Стрела» — выполняет задачи практически на трех четвертях территории воздушных трасс региона.

При строительстве в основу технологической базы этой системы бы- ли положены новейшие разработки оборонного комплекса страны в области радиолокации, радионавигации, телекоммуникаций и вычислительной техники. Оптимизация структуры воздушного пространства, высокая степень резервирования технических средств и комплекс сервисных услуг позволили сделать воздушное пространство над Северным Кавказом привлекательным для отечественных и зарубежных авиакомпаний и, как результат, сохранить предприятие в период экономического спада, произошедшего в последние десять лет.

Сейчас на предприятии ведется плановая реконструкция и переоснащение технических средств на основе современных достижений науки и техники. С мая 2002 года введена система речевой связи производства австрийской фирмы, которая обеспечивает все виды наземной и диспетчерской связи. В это же время введен в эксплуатацию комплекс обработки радиолокационной, плановой и метеорологической информации. Заканчивается переоборудование центра и оснащение его автоматизированной системой управления, которая позволит заниматься регулировкой воздушного движения в верхнем пространстве на всей территории Южного Федерального округа. В конце этого года все эти функции система возьмет на себя. Вопросы технического переоснащения необходимо так же настойчиво решать и в других филиалах, учитывая высокую степень изношенности оборудования и растущие объемы работ. Ведь мы уже обслуживаем четырнадцать аэродромов. В ближайшее время примем в свой состав Слепцовский аэродром, расположенный в Ингушетии.

— Существуют ли финансовые сложности, и с чем они связаны-Поскольку идет процесс реорганизации, то финансовых проблем не избежать. Сейчас нужно довести до логического завершения хозяйственные операции. Это постановка на учет всего имущества, пролонгации всех договоров, а их около пяти тысяч в целом по предприятию. Нужно также поставить на налоговый учет все подразделения — их у нас семьдесят пять.

Есть сложности в связи с тем, что мы обслуживаем тринадцать субъектов Российской Федерации: в каждой республике, крае, области есть свои особенности, которые нужно учитывать. Возникают и серьезные проблемы с финансированием. К сожалению, до сих пор эта система не отлажена, и при планировании объемов финансирования на год не учитывается процент инфляции. Существуют перекосы тарифной политики, которая проводится государственной службой Гражданской Авиации. В частности, это касается аэронавигационных сборов в районе аэродромов. Если в мировой практике услуги аэронавигации оплачиваются из стоимости билетов в размере семи и более процентов, то у нас они составляют менее двух процентов. Соответственно те повышения цен, которые введены сейчас на услуги связи, на электроэнергию, покрывать приходится с трудом. При этом все долги, которые были у предприятий, вошедших в состав «Аэронавигации Юга», мы пытаемся сейчас ликвидировать.

Например, штрафные санкции по уплате налогов. Одновременно требуем погасить задолженности по оплате выполненных работ и услуг, по инвестиционным контрактам, по контрактам на капитальный ремонт. — Не удержусь от вопроса личного плана. Что для вас сложнее — война, которую вы прошли не однажды и в Афганистане, и в Чечне, — или нелегкие условия руководителя на «гражданке»-Дело в том, что опыт административной работы у меня есть. Я до прошлого года был в должности командующего четвертой армией ВВС и ПВО. Не пугает и то, что на базе предприятия, которым мне поручено руководить, впервые проводится такая мощная реорганизация. Главное — каковы будут результаты нашей работы. Ведь мы-первые, остальные уже будут идти по этому пути. К тому же преобразования еще не закончены. АЭРОНАВИГАЦИЯ ЮГА СТРОИТ ПРОГНОЗ НА БУДУЩЕЕ

Сейчас вышел Федеральный Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», согласно которому все дочерние предприятия должны быть присоединены в качестве филиалов к головному. Таковым для нас является Федеральное унитарное предприятие Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации. Сейчас при министре транспорта создана рабочая группа, которая должна принять решение по выполнению этого закона. И сегодня есть все основания верить, что целенаправленные действия правительства России по оптимизации системы управления воздушным транспортом позволят высоко поднять уровень аэронавигационного обслуживания воздушных судов, работающих на внутренних и международных авиалиниях.

В дни празднования 80-летия Гражданской Авиации России на каждом предприятии, во всех организациях будет атмосфера праздничного настроения и тепла. Хочу воспользоваться предоставленной возможностью и поздравить всех работников авиапредприятий с праздником, пожелать всем успехов в деле укрепления обновляющейся России, удачи в исполнении всех планов и желаний, здоровья, счастья, благополучия.

опубликовано в № 6, 2002 год
Интервью вела
Светлана ЩЕРБАКОВА
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru