Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
18 августа 2019
Автопарк

Развитие международного транспортного коридора «Север-Юг»

Развитие международного транспортного коридора «Север-Юг», проходящего по территории Дагестана, открывает интересные перспективы для международных автомобильных перевозчиков этой республики. Тем более что сегодня на иранском и азербайджанском направлениях, по мнению специалистов, имеются достаточно стабильные объемы грузов. Однако здесь работают большей частью азербайджанские перевозчики, в меньшей мере — иранские и еще меньше — дагестанские. Участие российских перевозчиков осложняется разного рода поборами и отсутствием многократных иранских виз. Дагестанские международные автоперевозчики просят зеленый коридор

Вопрос увеличения доли российских перевозчиков в общем объеме перевозок внешнеторговых грузов на иранско-азербайджанском направлении обсуждался на заседании круглого стола с участием экспедиторов и международных автоперевозчиков Южного федерального округа — членов Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), проходившей в Ростове в конце марта этого года. Позже состоялась встреча с дагестанскими международными автоперевозчиками в Махачкале, и вот что в результате удалось выяснить.

Шапи Джапаров: перевозчики Дагестана могут остаться без работы Шапи Джапаров: перевозчики Дагестана могут остаться без работы

— Развитие приграничного сотрудничества в Каспийском регионе, — говорит представитель АСМАП в Республике Дагестан Шапи Джапаров, — сегодня исключительно важно для Республики Дагестан, которая граничит по морю и суше с пятью независимыми государствами. Общая протяженность границ составляет более 1000 километров, в том числе по суше: с Азербайджаном — 350,5 километра, с Грузией — 151,2 километра. Через Республику Дагестан проходят международные транзитные грузопотоки. Имеется развитая транспортная инфраструктура: железнодорожная магистраль Москва—Баку— Тегеран, автомобильная дорога Москва — Баку, связанная с Ираном, Азербайджаном, Арменией и Грузией.

Крупнейшим импортером дагестанской продукции традиционно остается Азербайджан. На его долю приходится свыше 84 процентов всего экспорта республики. Активно развивается сотрудничество Республики Дагестан с Исламской Республикой Иран.

Объемы перевозок грузов на этом направлении ежегодно растут. Однако большую часть этих грузов перевозят иностранные перевозчики.

Надо заметить, что дагестанцы испокон веков зарабатывали извозом. Два-три года тому назад 80 процентов грузовых перевозок из Азербайджана выполнялись дагестанским транспортом. На одно небольшое село в полторы тысячи дворов приходилось две тысячи единиц грузовой техники, которая, в основном, выполняла перевозки в Азербайджан, обеспечивая населению стабильный заработок. Теперь все изменилось, большая часть транспорта в Дагестане стоит без работы.

Сегодня 90 процентов грузов на ирано-азербайджанском направлении перевозится иностранными перевозчиками, 10 процентов — российскими, и только 5 процентов — дагестанскими перевозчиками.

Перевозки внешнеторговых грузов между Россией и Азербайджаном, Россией и Ираном выполняются на основе специальных разрешений на перевозку в третьи страны, количество которых согласуется на правительственном уровне на паритетных началах.

То есть если в 2005 году мы получили с азербайджанской стороны 300 разрешений на перевозку в третьи страны, то и они должны были получить столько же. Однако по непонятным причинам азербайджанские перевозчики получили в прошлом году около 1000 «разрешений».

Сокращению доли дагестанских перевозчиков в общем объеме перевозок внешнеторговых грузов способствуют объективные и субъективные сложности. Одна из серьезных проблем — это отсутствие взаимодействия между контролирующими организациями на автомобильных пунктах пропуска при пересечении государственных границ между Россией и Азербайджаном, Азербайджаном и Ираном, что отнимает много времени и средств.

До сих пор имеют место взяточничество и поборы разного рода, что отрицательно сказывается на экономике автотранспортных предприятий и частных перевозчиков.

Для защиты интересов национальных перевозчиков, на мой взгляд, необходимо ограничить выдачу специальных разрешений перевозчикам третьих стран, развивать взаимодействие российских экспортеров и российских автотранспортных предприятий с целью переключения грузов на российский автомобильный транспорт, а также усовершенствовать систему взаимодействия контрольных органов на автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Нурислам Саидов: Поборы на дорогах нам не по карману

Нурислам Саидов: Поборы на дорогах нам не по карману

— Перевозки внешнеторговых грузов на иранском направлении для российских международных перевозчиков сдерживаются, главным образом, отсутствием многократных иранских виз, — продолжает тему директор автотранспортного предприятия,член АСМАП Нурислам Саидов. —

На каждую поездку необходимо оформлять разовую визу, на что уходит много времени и средств. Российским перевозчикам на азербайджано-иранской границе приходится передавать свои автопоезда гражданам Азербайджана, которые за определенную плату заезжают на этих машинах к месту погрузки на территории Ирана, грузят, а затем выезжают на территорию Азербайджана и возвращают транспортные средства российским перевозчикам.

Естественно, такая схема работы неудобная и рискованная. Никто не знает, когда и в каком состоянии вернется машина и вернется ли вообще. Для решения этой проблемы Ассоциация международных автомобильных перевозчиков предложила использовать вариант сотрудничества с российско-иранской компанией «Ирсотр» в Тегеране, у которой есть отделение в приграничном городе Астара на иранской стороне.

Идея простая: российские автотранспортные предприятия командируют в Иран одного-двух водителей, оформляют на них постоянную визу.

Эти водители будут принимать российские автопоезда различных предприятий — членов АСМАП в Астареазербайджанской, загружать их на иранской стороне и возвращать на азербайджанскую сторону. Таким образом, та работа, которую сегодня делают азербайджанские перевозчики на невыгодных для россиян условиях, будет выполняться более квалифицированно, ответственно и с наименьшими затратами. На этот счет уже получено предварительное согласие компании «Ирсотр».

Официальная плата за проезд по территории Азербайджана небольшая — около 80 долларов, сейчас эта цифра уточняется. Однако у российских перевозчиков на границе требуют еще порядка 200 долларов, якобы для приобретения какого-то особого «разрешения», который дает право заезжать на территорию Азербайджана и вывозить оттуда груз. Естественно, никаких документов на эту сумму не дают. На самом деле между Россией и Азербайджаном существует межправительственное соглашение, согласно которому мы получаем разрешение на выполнение автомобильных перевозок на территории Азербайджана. При этом ни одна азербайджанская организация не имеет права продавать разрешения российским перевозчикам. Таким правом обладает только представители АСМАП в Республике Дагестан и других субъектах Российской Федерации. Собственно, проблема взяток и незаконных поборов с дальнобойщиков существует и в России. Вымогательство на дорогах приобретает черты национального бедствия и разрушает экономику российской автотранспортной отрасли. В нашем южном регионе особенно «славятся» в этом смысле Волгоградская и Ростовская области. Если в европейских странах для своих перевозчиков создают «зеленый коридор», благоприятствующий быстрому и благополучному движению грузов, то в России понятие «зеленый» ассоциируется с цветом американской валюты. Впрочем, я хочу подчеркнуть: у нас огромная хорошая страна, очень умные законы, но очень мало порядочных и достойных исполнителей.

Магомед Ибрагимов: В результате простоев мы теряем клиентов

Магомед Ибрагимов: В результате простоев мы теряем клиентов Несогласованность действий контролирующих организаций на пограничных автомобильных пунктах пропуска приводит к длительным простоям, — говорит директор ЗАО «Юг России» Магомед Ибрагимов. — В результате мы теряем клиентов, которым невыгодно растягивание сроков доставки грузов.

Наша компания создана в 1992 году и имеет в подчинении 17 единиц техники — рефрижераторные прицепы и тягачи разных марок: «Манн» «Мерседес», «Скания», «Вольво». Это относительно новые машины 1998–1999 годов выпуска, которые находятся в хорошем техническом состоянии.

Мы занимаемся международными перевозками продовольственных скоропортящихся товаров — овощей и фруктов из Ирана и Азербайджана в Махачкалу, Ставрополь, Ростов-на-Дону, Свердловск, Санкт-Петербург и Москву. Из России везем кондитерские изделия, молочно-кислые продукты и другие грузы, которые приобретают азербайджанские предприниматели для своей республики.

Сами понимаете, что при перевозке скоропортящихся продуктов дорог каждый час. Однако нашим водителям в Азербайджане приходится простаивать по нескольку суток в ожидании погрузки. Пока грузят одну российскую машину, 30-40 азербайджанских машин уже уехало загруженными.

Много времени отнимает прохождение транспортного контроля на автомобильных пунктах пропуска с азербайджанской стороны, на пограничный и таможенный досмотр, оформление таможенных документов.

Вопрос неправомерных задержек и незаконных поборов с российских перевозчиков на территории Азербайджана поднимался на недавней официальной встрече представителей министерства транспорта, таможенных и пограничных органов Республики Азербайджан и Российской Федерации, в которой мне довелось участвовать. В ходе переговоров обсуждались перспективы сотрудничества между нашими странами, в том числе и в сфере международных автомобильных перевозок. Представители азербайджанской делегации пообещали навести порядок в этой области. Надо сказать, что с российскими таможенными службами таких проблем не возникает. С появлением нового начальника Дагестанской таможни Руслана Яхьяева они стали работать более четко и слаженно. Задержки происходят в основном из-за того, что не отработано взаимодействие между контролирующими организациями.

Прошли таможенный досмотр, получили документ, на очереди — пограничный досмотр, транспортный контроль. Почему нельзя это делать одновременно? Очевидно, что эффективное функционирование международных транспортных коридоров может осуществляться только на основе межгосударственных соглашений, гарантирующих безопасность транспортных коридоров, единую систему страхования грузов, исключение многократного налогообложения, сотрудничество таможенных, пограничных и других контрольных служб.

опубликовано в № 1-2 (25-26) 2006 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Rambler's Top100 Разработка и поддержка сайта donhost.ru