Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
25 января 2020
Авиация

Мирза Омариев: "Авиалиниям Дагестана" необходимо внимание государства

Мирза Омариев: Авиалиниям Дагестана необходимо внимание государства

Крупнейшее на Юге России предприятие воздушного транспорта — ФГУП «Авиалинии Дагестана» своими сегодняшними успехами доказало правильность выбранной стратегии развития, основанной на принципах единой авиационной политики авиакомпании и аэропорта. Практически не получая ни копейки бюджетных средств, «Авиалинии Дагестана» сумели выстоять в обе чеченские кампании, восстановить и реконструировать аэропортовый комплекс, расширить географию полетов и существенно улучшить финансово-экономические показатели.

Однако для дальнейшего развития этого стратегически значимого для всей России авиапредприятия необходимы серьезные капиталовложения. Подробнее об этом — в интервью с генеральным директором ФГУП «Авиалинии Дагестана» Мирзой Омариевым.

— Мирза Алиевич, как вы оцениваете сегодняшнее состояние вашего авиапредприятия?

— Состояние ФГУП «Авиалинии Дагестана» могу охарактеризовать как стабильно устойчивое. В 2005 году нам удалось сохранить высокий уровень производственно-экономических показателей 2004 года, который был для нас рекордным.

По некоторым позициям наблюдается положительная динамика. Так, например, объем перевезенных грузов на внутренних воздушных линиях по сравнению с прошлым годом вырос на 23 процента. Количество отправленных и принятых грузов увеличилось на 32 и 26 процентов. Соответственно, возросла и доходная часть предприятия.

Ежегодно «Авиалинии Дагестана» выполняют более полутора тысяч рейсов по России, странам ближнего и дальнего зарубежья, перевозят свыше 140 тысяч пас- сажиров и более 2 тысяч тонн различных грузов. «Авиалинии Дагестана» имеют ли- цензии и выполняют регулярные рейсы из аэропорта Махачкала в Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самару, Нижневартовск, Екатеринбург, Сургут, Минск, Стамбул, Шарджа (Объединенные Арабские Эмираты), а также чартерные рейсы по России и за рубеж.

Парк воздушных судов авиапредприятия насчитывает восемь единиц авиатехники, в том числе три авиалайнера Ту-154М, два Ту-134Б, которые оснащены всем необходимым оборудованием для выполнения международных рейсов и имеют допуск к полетам во все регионы мира.

Структурное подразделение ФГУП «Авиалинии Дагестана» аэропорт Махачкала регулярно принимает и обслуживает рейсы авиакомпаний «Сибирь», Utair, «Самара». О своем намерении выполнять полеты в махачкалинский аэропорт заявляли российские авиакомпании «Центр-авиа», «Ямал», «Красноярские авиалинии», «Татарстан», азербайджанская авиакомпания «АЗАЛ» и другие.

Для осуществления международных перевозок в аэропорту Махачкала построен и введен в эксплуатацию новый пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, соответствующий всем требованиям авиационной безопасности. Отремонтирован аэровокзальный комплекс, построено новое здание для официальных лиц и делегаций. Все эти мероприятия направлены на решение главной задачи — обеспечение безопасности полетов и высокого качества обслуживания пассажиров.

— Показатели деятельности «Авиалиний Дагестана» по сравнению с другими авиапредприятиями Северного Кавказа выглядят значительно лучше. Как вам это удается?

— Стабильное и динамичное развитие «Авиалиний Дагестана», на мой взгляд, обусловлено тем, что, во-первых, нам удалось сохранить коллектив высокопрофессиональных, преданных своему делу специалистов. Это, прежде всего, летный состав, инженерно-технический персонал, работники аэропортового комплекса. Правда, средний возраст профессионалов неумолимо растет, и если срочно не предпринять меры по созданию резерва, через несколько лет может возникнуть кризис авиационного персонала не только у нас, но и по всей России.

Во-вторых, мы никогда не спешили с выполнением каких-то спонтанных решений, которые зачастую принимались на уровне верховных авиационных властей России. Сначала решили раздробить громадную авиационную компанию «Аэрофлот» и создать множество мелких конкурирующих компаний. Через несколько лет все пришли к выводу, что такого количества компаний не должно быть, и надо их укрупнять.

Наше положение на рынке определяется тем, что мы в свое время не спешили выполнять рекомендации и директивы сверху. Возможно, это связано с обособленностью нашей республики, находящейся на самом южном рубеже государства, где в последние годы было немножко неспокойно, немножко нестабильно. Или нас не очень принуждали и контролировали из центра, не выясняли, почему мы так плохо отнеслись к такой-то рекомендации.

В частности, мы не стали делить авиапредприятие на авиакомпанию и аэропорт, хотя изначально всем было предложено разделиться. Мирза Омариев: Авиалиниям Дагестана необходимо внимание государства

Мы и сегодня не спешим это делать, хотя такие рекомендации на разных уровнях звучат все настойчивее. В ближайшее время планируется преобразование ФГУП «Авиалинии Дагестана» в акционерное общество со 100-процентным государственным пакетом акций. При этом мы надеемся, что нам удастся сохранить свою целостность.

С высоты сегодняшнего времени уже можно проанализировать результаты раздела авиапредприятий хотя бы в пределах нашего Южного федерального округа. Здесь, на Юге России, кроме «Авиалиний Дагестана», сохранили свою целостную структуру «Авиалинии Кубани» и «Кавминводыавиа». Хотя не все так безоблачно и у них, но в целом они работают стабильно и обеспечивают перевозки пассажиров и грузов во внутреннем и международном воздушном сообщении.

В других регионах авиапредприятия пошли по пути раздела имущества и полномочий. В результате и авиакомпании, и аэропорты сегодня испытывают серьезные финансовые трудности, не позволяющие им успешно работать и активно развиваться. Поэтому я считаю — и со мной многие согласятся, — что стабильное и динамичное развитие «Авиалиний Дагестана» возможно только при сохранении целостной структуры авиапредприятия и аэропорта.

— ФГУП «Авиалинии Дагестана» — единственное авиапредприятие, которое рискнуло организовать внутрирегиональные авиаперевозки в пределах Южного федерального округа. Об этом многие говорили, но так и не отважились осуществить. Как вы оцениваете перспективы таких перевозок?

— Действительно, с 2003 года «Авиалинии Дагестана» начали выполнять внутрирегиональные перевозки пассажиров и грузов в города Южного федерального округа. В частности, были организованы рейсы из Махачкалы в Ростов-на-Дону, Краснодар, Минеральные Воды. Эта программа принималась еще при бывшем полпреде Президента России в ЮФО Викторе Казанцеве. В ней рекомендовалось приветствовать и всячески поощрять это важное и нужное дело, аэропортам предлагалось делать скидки при оформлении взлета-посадки самолетов. К сожалению, никаких скидок мы не получили, да и рентабельность на этих перевозках оказалась крайне низкой. Отчасти это связано с высокой стоимостью авиационного топлива, аэропортового обслуживания, минимальной загрузкой пассажиров. Сегодня на внутрирегиональных перевозках задействованы самолеты типа Ту134 и Ан-24. Практика показала, что использование авиалайнеров Ту-134 на этих перевозках очень невыгодно.

Самолеты Ан-24 также работают с убытками, но они более или менее приемлемые. Несмотря на убытки, мы продолжаем выполнять полеты в пределах Южного федерального округа. Здесь мы решаем, прежде всего, задачи социального плана.

В частности, выполняя рейс Махачкала—Ростов-на-Дону, даем возможность дагестанцам быстро и с комфортом прилететь в столицу Южного федерального округа, где находится руководство ЮФО. Здесь же располагается Южное управление Федерального агентства воздушного транспорта и Южное управление по надзору в сфере воздушного транспорта, а также Ростовский учебно-тренажерный центр гражданской авиации, где наши специалисты регулярно проходят курсы повышения квалификации.

Более того, к нам поступает очень много писем от различных дагестанских организаций и граждан республики с просьбой сохранить рейсы в Ростов-на-Дону, Краснодар, Минеральные Воды и другие города Южного федерального округа. В принципе, мы готовы продолжать полеты на этих направлениях. Однако, учитывая огромное значение развития внутрирегиональных авиаперевозок, мы вправе рассчитывать на поддержку государства в виде компенсации выпадающих доходов на этих социально значимых маршрутах.

— Насколько нам известно, «Авиалинии Дагестана» принимали активное участие в перевозке паломников в священную для мусульман Мекку в Саудовской Аравии. Расскажите об этом подробнее.

— Программа перевозки паломников на «хадж» выполняется по заявке Духовного управления мусульман Дагестана уже второй год. В январе 2005 года «Авиалинии Дагестана» совершили 12 чартерных рейсов в Саудовскую Аравию и Иорданию. Двумя самолетами Ту154М за неделю было перевезено около 2 000 паломников из Дагестана, Ингушетии и Чечни. Безупречное выполнение программы при хорошей организации и безопасности перевозок было отмечено Духовным управлением мусульман Дагестана и Советом по «хаджу» при Правительстве Российской Федерации.

Вторая программа по перевозке паломников, которая длилась с 20 декабря 2005 года по 31 января 2006 года, включала уже 32 рейса и около 3 000 пассажиров. Причем заявки на авиаперевозку паломников поступали и из других регионов России — Татарстана, Башкортостана, Ростовской и Астраханской областей, Краснодарского края. К сожалению, мы не смогли перевезти всех желающих из-за большой загрузки авиапарка и ограниченных сроков доставки. На этой линии работали два самолета, которые ежедневно выполняли 2 рейса.

Особенность данного вида перевозок состоит в том, что получить разрешение авиационных властей Королевства Саудовской Аравии и приграничных к нему стран на право приземляться в их аэропортах очень сложно.

Между Россией и этими странами нет официального межправительственного соглашения на выполнение полетов. Высокие требования предъявляются и к техническому состоянию воздушных судов, работающих на международных маршрутах.

«Авиалинии Дагестана» сумели снискать доверие авиационных властей этих стран и успешно выполнить программу по перевозке мусульман на «хадж».

— Каковы перспективы развития воздушного транспорта в Республике Дагестан?

— Уникальное географическое положение Дагестана — самой южной приграничной республики России, находящейся на пересечении международных воздушных магистралей и имеющей благоприятные климатические условия, открывает широчайшие перспективы развития воздушного транспорта в нашем регионе. Аэропорт Махачкала находится в самом сердце Дагестана и имеет огромное геополитическое и стратегическое значение. События 1996-го и 1999 годов показали, что ФГУП «Авиалинии Дагестана» способно выполнять задачи, связанные с обеспечением национальной безопасности и целостности Российской Федерации. Во время проведения контртеррористических операций в Чечне аэропорт Махачкала ежедневно принимал до 60–80 тяжелых военно-транспортных самолетов, вес которых часто превышал нормативы почти в два раза.

В результате взлетно-посадочная полоса получила значительные повреждения, и на ее восстановление потребовалось более 20 миллионов рублей. Причем военные ведомства до сих пор не возместили нам затраты ни на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, ни на проведение операций по взлету-посадке и обслуживанию самолетов. Для стабильной работы и динамичного развития ФГУП «Авиалинии Дагестана» необходимо провести комплекс мероприятий с привлечением серьезных капиталовложений из федерального бюджета. В первую очередь, это работы по расширению и удлинению взлетно-посадочной полосы, замене светосигнальной системы, установке современных навигационных средств высоты, реконструкции аэровокзального комплекса и приведение его в соответствие с международными требованиями. Это даст нам возможность принимать воздушные суда, работающие на внутренних и международных линиях, расширить географию перевозок самолетами авиакомпании, обеспечить безопасность и высокий уровень комфорта авиапассажиров. Таким образом «Авиалинии Дагестана» смогут внести лепту в развитие экономики Республики Дагестан и в целом Российской Федерации.

опубликовано в № 1-2 (25-26) 2006 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru