xml version="1.0" encoding="windows-1251"?>
27 декабря 2024 |
|
Судоходство Новые таможенные инициативы: быть или не быть судоходству в регионеВосемь судов оказались заблокированными с конца февраля этого года в портах Ростова, Таганрога и Азова из-за того, что ростовские таможенники начали по-новому рассматривать требования в отношении судов, работающих под российским флагом в бербоут-чартере у российских судовладельцев. Впрочем, «таможенный сюрприз» достался только тем судам, которые первыми пришли из ледового каравана. Остальные, прослышав о неожиданном прозрении ростовских таможенников, развернули свои суда в другие порты. Как нам прояснили в юридической фирме «Эберг, Степанов и партнеры», до февраля этого года иностранные суда, работающие под российским флагом в бербоут-чартере у российских судовладельцев и переданные в аренду тайм-чартерным фрахтователям — иностранным лицам, оформлялись по упрощенной схеме, действующей в отношении транспортных средств, выполняющих международные перевозки грузов. Теперь же таможенные органы потребовали от судоходных компаний декларировать ввоз судна, как временный ввоз товара, с уплатой таможенной пошлины в размере трех процентов от пошлин и налогов, которые бы уплачивались, если бы судно впоследствии продавалось в России. По самым скромным подсчетам, эта сумма может составить около 3 тысяч долларов ежемесячных платежей за каждое судно, выполняющее международные перевозки и пересекающее государственную границу Российской Федерации. А если ее умножить на год и на количество единиц флота? Кроме того, возник вопрос о залоговых таможенных платежах для временного ввоза судна. Этот режим может открываться на срок от одного месяца до двух лет, в течение которого судно может плавать под российским флагом. На два года, например, эта сумма составит порядка 70 тысяч долларов за одно судно. Понятно, что такие расходы не по карману даже самым крупным судоходным компаниям, не говоря уже о тех, кто рискует сегодня работать в России. О порядке таможенного оформления временного ввоза судов в Российской Федерации мы попросили рассказать руководителя юридической фирмы «Эберг, Степанов и партнеры» Артура Эберга: — В последнее время для судовладельцев является актуальной процедура временного ввоза судов, принадлежащих иностранным лицам и находящихся в аренде по договорам бербоут-чартера у российских лиц. Условно временный ввоз судов с точки зрения процедуры таможенного оформления и уплаты таможенных платежей и налогов можно разделить на два типа:
Временный ввоз судна в качестве транспортного средства Временный ввоз судна по первому варианту возможен в случае соблюдения условий, установленных п. 1. ст. 271 и п.1 и 3 ст. 279 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ), а именно:
При таможенном оформлении временного ввоза судов, соответствующих данным условиям, таможенный орган должен принимать от перевозчика в качестве въездной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами РФ в области транспорта (п. 2 ст. 279 ТК РФ) либо с дополнительным представлением въездной декларации по установленной форме. Таким международным договором является Конвенция по облегчению международного морского судоходства, (Конвенция ИМО, Лондон, 9 апреля 1965 г.). Примерный перечень стандартных документов перевозчика включает:
Временный ввоз судна в качестве товара Временный ввоз судна по второму варианту осуществляется, если судно не соответствует вышеописанным четырем условиям (п. 3. ст. 279 ТК РФ). Довольно распространенным является использование судов по схеме, когда судно, принадлежащее иностранному лицу (оригинальный собственник), передается в аренду по договору бербоут-чартера российскому лицу, а затем — иностранному лицу по договору тайм-чартера. До середины февраля 2006 года временный ввоз таких судов осуществлялся по первому варианту, так как указанные суда соответствовали тем самым четырем условиям:
Однако в феврале 2006 года изменилась позиция таможенных органов в отношении первого условия. От таможенных органов стали поступать требования производить таможенное оформление судов, находящихся в бербоут-чартере у российских лиц, по второму варианту, то есть как товары, независимо от того, что суда ввозятся и используются на территории РФ иностранными тайм-чартреными фрахтователями. Позиция таможенных органов заключается в следующем: в случае, если судно передано российскому лицу по договору бербоут-чартера, такое судно в соответствии со ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ подлежит регистрации в российском бербоут-чартерном реестре. Такая регистрация, по мнению таможенных органов, и влечет несоблюдения первого условия, установленного п.1 ст.271 ТК РФ. vОднако при регистрации судна в бербоут-чартерном реестре регистрируется факт временного предоставления права плавания под Государственным флагом Российской Федерации судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства (п. 2 ст.15 Кодекса торгового мореплавания РФ), при этом выдается Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации. То есть, такая регистрация является производной от основной регистрации — регистрации права собственности за иностранным лицом в иностранном государстве. При предоставлении судну права плавания под Государственным флагом РФ не прекращается его регистрация в реестре судов иностранного государства, а лишь приостанавливается право плавания под флагом иностранного государства. В соответствии с п. 2 ст. 33 Кодекса торгового мореплавания право собственности и иные вещные права на судно регистрируются в Государственном судовом реестре или судовой книге. В описанном случае ни в Государственном судовом реестре, ни в судовой книге указанные суда не зарегистрированы, а зарегистрированы в реестре судов иностранного государства. Таким образом, при получении права плавания под Государственным флагом РФ судно остается зарегистрированным на имя иностранного лица в иностранном государстве. Кроме того, в первом условии пункта 1 ст. 271 ТК РФ не содержится ограничений по регистрации в бербоутчартерном реестре РФ судов, которым предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ. Тем не менее, позиция таможенных органов является официальной, единообразно применяется Южным таможенным управлением и подлежит изменению только на федеральном уровне. Таким образом, в настоящее время, указанные суда подлежат декларированию с подачей таможенной декларации и уплатой 3 процентов сумм таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы суда ввозились в соответствии с таможенным режимом ввоза для свободного обращения. Следует отметить, что Таможенным кодексом Правительству России предоставлено право устанавливать случаи временного ввоза транспортных средств с полным освобождением от таможенных пошлин и налогов, даже если не соблюдены описанные четыре условия. Существует Постановление Правительства №448 от 21.06.2002 г. «Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию РФ морских судов», принятое еще в соответствии с прежней редакцией Таможенного кодекса. Однако данное постановление не применяется таможенными органами в отношении судов класса река-море, так как к коду 8901901000 ТН ВЭД в настоящее время относятся морские суда, предназначенные только для морской эксплуатации. Обеспокоенные таким положением дел, судоходные компании, отраслевые ассоциации и партнерства на протяжении двух с половиной месяцев ведут активную переписку с таможенными органами, Министерством транспорта России, Российским морским регистром судоходства. В конце апреля 2006 года появилась информация о том, что предполагается внесение изменений, а именно в Постановление Правительства РФ № 448. Скорее всего, будет принято новое постановление в соответствии с новым Таможенным кодексом, в который будет добавлен код ТН ВЭД, соответствующий судам смешанного типа (река-море). По вопросам временного воза судов, а также по всем другим интересующим вопросам в области морского права можно обратиться к специалистам Юридической фирмы «Эберг, Степанов и партнеры»: опубликовано в №
1-2 (25-26) 2006 год
|
|||
|