Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
25 января 2020
Автопарк

Транспортный бизнес как воля и представление

Сфера городских пассажирских перевозок автомобильным транспортом покоится на трех китах: экономике, технике и безопасности. Причем связаны они между собой так, что слабость одного разрушает всю конструкцию. Удержать равновесие, сохранить позиции и иметь возможность просчитывать перспективу развития, по мнению директора ростовского автотранспортного предприятия "АТП-5", кандидата экономических наук Магомеда Дарсигова, можно лишь в том случае, если власти и перевозчики сядут за стол переговоров, сообща обозначат приоритеты и пересмотрят транспортную политику.

Справка "ТЮ": Магомед Бесланович Дарсигов работает в сфере городского коммерческого транспорта с 1996 года. Занимая должность заместителя директора одного из ростовских автотранспортных предприятий, получил большой практический опыт управления персоналом. Хорошо изучил специфику работы с водительским составом и пассажирами, вопросы технического оснащения подвижного состава, обеспечения безопасности перевозок. В августе 2002 года назначен генеральным директором ЗАО "АТП-5". Осенью того же года успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Управление мотивационной деятельностью хозяйственных руководителей в условиях перехода к рынку".

Экономику погубят "зайцы"

Сегодняшнее признание успешной работы городского пассажирского автотранспорта в г. Ростове-на-Дону - итог долгого и трудного поиска компромиссов между автоперевозчиками и городским управлением транспорта. Нигде в России нет такого удачного симбиоза хозяйствования, когда под крылом коммерческих и муниципальных автотранспортных предприятий работают перевозчики разных форм собственности, в том числе и частные предприниматели. И тем и другим удобно такое взаимовыгодное сотрудничество. Так, к примеру, собственный парк автомобилей, принадлежащих ростовскому автотранспортному предприятию "АТП-5", насчитывает порядка 10 автобусов большой вместимости и около 30 микроавтобусов - маршрутных такси. Остальное принадлежит предпринимателям разных форм собственности, владельцам транспортной техники. В целом автопарк предприятия составляет порядка 300 автомобилей. О том, что предприниматели вполне уверенно чувствуют себя, работая в структуре "АТП", красноречиво говорит тот факт, что при нынешнем директоре ни один автобус не покинул автопредприятие, и даже наоборот, несколько десятков предпринимателей пришли из других организаций. Что их здесь привлекает? Во-первых, они выполняют перевозки на закрепленных маршрутах, во-вторых, имеют доступ к качественному техническому обслуживанию и хорошей ремонтно-сервисной базе и, в третьих, находят помощь и финансовую поддержку как в вопросах обновления подвижного состава, так и в житейских делах. Однако такое взаимовыгодное сотрудничество, по мнению руководителя "АТП-5" Магомеда Дарсигова, может разрушиться в любой момент, если груз ответственности за социально незащищенные слои населения и дальше будет перекладываться на плечи автоперевозчиков. Ведь большинство автотранспортных предприятий и предпринимателей сегодня несут огромные расходы, связанные, в первую очередь, с ростом цен на электроэнергию, горюче-смазочные материалы, запасные части и так далее. По некоторым данным, из 1 200 тысяч жителей г.Ростова-на-Дону 463 тысячи человек (то есть третья часть всего населения) официально пользуются льготами бесплатного проезда в городском общественном транспорте. Из такого расчета в бюджете предусмотрено выделение средств на компенсацию выпадающих доходов автотранспортных предприятий, которые едва ли покрывают убытки перевозчиков. Почему? Да потому что вместе со льготниками по городу бесплатно катаются и обыкновенные "зайцы", предъявляющие фальшивые удостоверения, купленные в переходе. При существующей контрольно-пропускной системе, предусматривающей выход пассажиров через переднюю дверь, у водителя нет ни времени, ни физической возможности проверять подлинность документов. Из 100 пассажиров, в лучшем случае 30 человек оплачивают свой проезд, еще столько же показывают удостоверения льготников, а остальные - "зайцы". Цинизм этой недобросовестной части населения дошел до того, что на обратной стороне "ксивы" они печатными буквами пишут "халява". Похожую печатную продукцию, изъятую у фальшивых льготников, водители привозят мешками. В результате таких уловок уменьшается выручка от рейсов на одном автобусе, снижается рентабельность работы предпринимателей и автотранспортных предприятий. В конечном итоге, считает Магомед Дарсигов, это может привести к тому, что автобусы просто уйдут из города, и возить пассажиров будет не на чем. Повторится опыт Махачкалы, где по городу ходят около 4 000 маршрутных такси и нет ни одного нормального автобуса большой вместимости. Не поможет и повышение тарифа на проезд в городском автотранспорте, считает Магомед Дарсигов. Количество "зайцев" увеличится вдвое или даже втрое. А платить за них придется честным и порядочным пассажирам. Выход здесь видится в отмене всех льгот и введении адресной дотации транспортных расходов государственным служащим и социально незащищенным категориям населения, а также в изменении контрольно-пропускной системы пассажиров. Только тогда можно будет говорить о перспективах развития городского автотранспорта, обновлении подвижного состава и обеспечении комфортной и безопасной перевозки пассажиров.

Хорошая техника дорогого стоит

Можно быть патриотом своей страны и сутками не вылезать из-под капота родного ЛиАЗа или ПАЗа, терпеть убытки и ругать заводских смежников. А можно быть реалистом и смело взглянуть правде в глаза. Ну не научились мы пока производить хорошую технику. И никакие правительственные "лобби" здесь не помогут, а лишь навредят. Как это случилось с повышением таможенной пошлины на иномарки. В результате стоимость подержанной импортной техники увеличилась вдвое, а решение вопроса обновления подвижного состава российских автоперевозчиков отодвинулось на неопределенное время. Ростовское "АТП-5", пожалуй, единственное в городе предприятие, которое приобретает новую технику по лизингу. В сентябре 2001 года в Ростов пришли восемь автобусов "Скания" шведского производства, собранные в Прибалтике. В целом они показали нормальные эксплуатационные характеристики, приемлемые для работы в наших климатических и дорожных условиях. Эти автобусы не замерзают зимой, в отличие от "Манов", "Вольво" и "Мерседесов", и не душат людей летом. Правда, и здесь были некоторые технические недоработки. Руководство "АТП-5" приняло решение заменить их на более совершенные модели с двигателями стандарта "Евро-3". До конца года ожидается поступление 28 новых автобусов "Скания". Прорабатывается также схема лизинговой поставки 10 новых автобусов от "Русавтопрома", которые на порядок дешевле импортной техники такого класса. Полгода назад ростовчане рискнули взять на экспериментальный пробег новый отечественный автобус большой вместимости ЛиАЗ -52564. После трех месяцев работы на городском маршруте стало понятно, что эксплуатационные качества нашей новой техники значительно уступают импортным подержанным машинам. Из 90 дней ровно половину автобус простоял по техническим причинам. Тем не менее, руководство "АТП-5" считает, что если производители внесут конструктивные изменения в некоторые механизмы и узлы, решат вопросы с поставкой запасных частей, дальнейшее сотрудничество с "Русавтопромом" будет продолжаться.

"Бош Авто Сервис" - новое решение технических проблем

Для качественного ремонтно-сервисного обслуживания собственного автопарка, а также для предоставления аналогичных услуг другим автотранспортным предприятиям руководство "АТП-5" открыло на своей территории технический центр всемирно известной компании "Бош Авто Сервис", а также магазин запасных частей производства "Bosch". В Южном федеральном округе таких центров всего три: в Ростове, Минеральных Водах и Краснодаре. Как считает главный инженер "АТП-5" Александр Цуник, и вряд ли кто с ним поспорит, комфорт и безопасность перевозок, а также экология в городе напрямую зависят от нормальной работы топливной аппаратуры подвижного состава. Поэтому ростовский центр "Бош Авто Сервис" делает акцент на ремонте и регулировке дизельной топливной аппаратуры грузовой и пассажирской техники российского и зарубежного производства. Если учесть, что парк дизельных грузовых и пассажирских автомобилей, работающих в нашем регионе, насчитывает десятки тысяч единиц и именно этот вид неисправности встречается чаще всего, работы сервисному центру хватит на несколько лет вперед. Уже сегодня сюда приезжают на ремонт и техническое обслуживание автобусы и грузовые автомобили из Волгограда, Краснодара, Астрахани, Воронежа, Тюмени, Сургута и других российских городов. Заглядывают и москвичи, хотя в своем городе они имеют аналогичный сервисный центр, где, впрочем, стоимость обслуживания значительно выше ростовской. Еще одно "ноу-хау" ростовского автотранспортного предприятия - установка и ремонт автономных отопительных систем немецкой фирмы "We basto", которыми уже сейчас оснащено 85 процентов грузового и пассажирского парка импортной и отечественной техники. Есть на территории автотранспортного предприятия электромонтажный, моторный, аккумуляторный, шиномонтажный, клепальный цеха, боксы для ТО-1 и ТО-2, магазин запасных частей на импортную технику, - то есть все необходимое для выполнения комплексного технического обслуживания и ремонта грузового и пассажирского подвижного состава.

Третейский суд как средство безопасности

Важнейший вопрос всех времен и народов - безопасность перевозок, как ни банально это звучит. На "АТП-5" пошли дальше обустройства обычного класса БД. Вопросами безопасности здесь занимаются профессионалы государственной автоинспекции, десятки лет отдавшие этому делу. На базе предприятия открыто представительство Ассоциации "Донавтотранс", главная задача которого - работа с водительским составом по изучению и контролю над выполнением Правил дорожного движения, анализу дорожно-транспортных происшествий, изучению дополнений и изменений в действующем законодательстве.

- Металл все вытерпит, - говорит руководитель Ассоциации Владимир Кутепов, бывший госавтоинспектор с 27-летним стажем, - его можно погнуть и выпрямить, заварить и покрасить. Но ни одна железка, даже самая красивая, не стоит человеческой жизни. И никто меня не убедит в том, что водитель будет самостоятельно изучать Правила дома по вечерам или просиживать в библиотеках, чтобы ознакомиться с изменениями.

На "АТП-5" введен входящий контроль знаний Правил дорожного движения. То есть каждый человек, который приходит устраиваться на работу водителем, проходит тест-контроль по специальной компьютерной программе, исключающей подсказки и шпаргалки.

Один раз в месяц собираются группы по 5-10 человек, штудируют Правила, вместе с представителями ГИБДД разбирают дорожно-транспортные происшествия, знакомятся с изменениями в Административном Кодексе.

Со стороны может показаться, что Ассоциация "Донавтотранс" дублирует функции инспекторов ГИБДД. Однако практика показывает полезность такого взаимодействия. В 2002 году количество тяжких дорожно-транспортных происшествий по вине водителей "АТП-5" снизилось на 30 процентов по сравнению с предыдущим годом, а с начала 2003 года не зарегистрировано ни одного серьезного ДТП по вине водителей автопредприятия.

В какой-то степени, деятельность Ассоциации похожа на роль третейского судьи, независимого эксперта, помогающего расследовать дорожно-транспортные происшествия. Иначе в том негативном общественном мнении, которое сложилось вокруг инспекторов ГИБДД, призвать водителей к порядку бывает порой очень нелегко.

- Важно, - говорит Владимир Кутепов, - чтобы люди чувствовали ответственность и помнили, что за плечами у них - не один десяток человеческих жизней.

В том и заключается задача руководителя такого крупного автотранспортного предприятия как "АТП-5", - обеспечивать нормальный и безопасный режим работы автопарка, выполняющего социальнозначимые пассажирские перевозки. Пока это получается.

Но не всегда воля одного человека, пусть даже самая сильная и достаточно продуктивная, может противостоять политическим и экономическим условиям, в которых сейчас оказалась сфера перевозок городским общественным транспортом. Любое дело должно быть рентабельным, приносить доход и развиваться. В этом заинтересовано и государство, и общество, и отдельно взятые пассажиры - жители г. Ростова-на-Дону.

опубликовано в № 2 (8), 2003 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru