Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
26 апреля 2024
Власть

Опыт ростовских транспортников получил поддержку Москвы

Актуальные вопросы организации работы городского пассажирского транспорта стали предметом обсуждения Правительственной комиссии по транспортной политике Российской Федерации, заседание которой проходило в конце марта 2003 года в г.Москве. В нем принимал участие начальник Управления транспортом Администрации г.Ростова-на-Дону Николай Лямов, и его доклад вызвал неподдельный интерес участников транспортного форума. Сегодня Николай Лямов - гость редакции журнала "Транспорт Юга".

- Николай Сергеевич, какие проблемы поднимались на заседании Правительственной комиссии, и насколько они актуальны для Ростова?

- В числе прочих обсуждался вопрос реформирования городского пассажирского транспорта в рамках Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". В ней, в частности, закреплены меры по упорядочению доступа на рынок пассажирских транспортных услуг перевозчиков различных форм собственности. Можно сказать, что Ростову в этом вопросе удалось продвинуться чуть дальше наших коллег из других городов и регионов.

Проблема в том, что городской общественный транспорт в России живет по нормам и правилам, составленным еще в 70-е годы. Более десяти лет страна ждет выхода нового закона о пассажирском транспорте, который бы регламентировал деятельность перевозчиков разных форм собственности, а также обеспечивал механизм компенсации выпадающих доходов перевозчиков за проезд льготных категорий пассажиров. Это очень больной вопрос, затрагивающий экономические интересы российских транспортных предприятий и определяющий их дальнейшее развитие в плане модернизации подвижного состава.

Ростов решил проблему отсутствия законодательной базы принятием местных нормативно-правовых актов и правил пассажирских перевозок. В результате удалось объединить частных перевозчиков в автотранспортные предприятия, которые на конкурсной основе получают право выполнять перевозки на городских маршрутах. Кстати, идея проведения конкурсов возникла впервые тоже в Ростове, и потребовались годы, чтобы доказать их полезность и эффективность.

Сегодня городской пассажирский парк, принадлежащий предпринимателям и организациям, приписан к конкретному предприятию и регулярно проходит технический контроль. Водители не выезжают на маршрут без медицинского осмотра. Проще стало решать вопросы обеспечения безопасности перевозок. То есть мы направили общественный транспорт в цивилизованное русло.

В целом, нам удалось упорядочить работу общественного транспорта в г.Ростове-на-Дону. Мало где в России Вы увидите такую разветвленную маршрутную сеть, позволяющую без пересадок и с достаточно высоким уровнем комфорта добираться из одного конца города в другой. Протяженность некоторых маршрутов, соединяющих спальные районы Ростова, достигает 50-ти и более километров.

Есть, правда, еще нерешенные вопросы и у нас. На Правительственной комиссии затрагивалась тема модернизации парка автобусов и порядка установления технических требований к импортируемым и производимым в стране автобусам пассажирского транспорта общего пользования. В декабре 2002 года было принято Постановление Правительства России, в соответствии с которым существенно увеличились ставки ввозных пошлин на бывшую в употреблении транспортную технику, закупаемую за рубежом. Делалось это, разумеется, с благими намерениями: во-первых, чтобы не превратить страну в большую автомобильную свалку, а во-вторых, чтобы поддержать отечественных производителей транспортной техники. Однако результат оказался прямо противоположным: подержанные, но еще вполне надежные иномарки стали недоступны нашим перевозчикам, а продукция российского автопрома отнюдь не стала более востребованной.

- Как же решают проблему обновления подвижного состава ростовские транспортные компании?

- По количеству общественный транспорт Ростова соответствует международным нормам: на 100 тысяч человек приходится 100 и более единиц техники. Однако качество подвижного состава, по большому счету, оставляет желать лучшего, и обновлять его становится все сложнее.

Если раньше можно было приобрести за рубежом приличный автобус 1989-го или 1990-го года выпуска стоимостью (вместе с таможенными пошлинами) от 8 до 15 тысяч долларов и в течение полутора-двух лет окупить расходы, то сегодня цена такой техники поднялась до 40-50 тысяч долларов. А как просчитать срок окупаемости затрат в условиях непредсказуемого поведения тарифов на энергоносители, которые по сравнению с прошлым годом выросли почти на 20 процентов?

Следует признать, что ростовчане все же изыскивают финансовые возможности и модернизируют свою технику. На улицах города появляются новые автобусы и троллейбусы. В октябре-декабре прошлого года "Ростовская транспортная компания " РУСЭЛТРАНС" приобрела 30 новых троллейбусов. Восемь единиц экологически чистой техники в этом году поступило на предприятие "Ростов-Авто". Несколько новых автобусов "Скания" приобрело по лизингу автотранспортное предприятие "АТП-5". Сейчас решается вопрос о поставке в город автобусов отечественного производства. Есть на этот счет договоренность с "Росавтопромом", отрабатываются финансовые схемы с наиболее выгодными для нас лизинговыми компаниями.

Всем понятно, что программа обновления подвижного состава городского электро-и автотранспорта в г.Ростове-на-Дону напрямую зависит от финансово-экономического состояния транспортных компаний. А в Ростове сегодня наблюдается общее снижение уровня рентабельности работы предприятий городского общественного транспорта всех форм собственности. Во многом это связано с тем, что при значительном повышении цен на топливо и запасные части тарифы на проезд остались на уровне прошлого года. В настоящее время рассматривается вопрос повышения стоимости проезда в муниципальном и коммерческом транспорте. Это вынужденная мера, и большинство наших коллег в других городах России уже пошли на это.

Особенность работы общественного транспорта в г.Ростове-на-Дону еще и в том, что нам удалось договориться с коммерческими предприятиями о перевозке льготной категории пассажиров: пенсионеров, ветеранов войны, учеников, а также сотрудников служб и ведомств, имеющих соответствующие льготы. Предусмотрено и бюджетное финансирование выпадающих доходов от перевозки таких пассажиров. Однако оно производится с большим опозданием и в неполном объеме, что, разумеется, сказывается на рентабельности работы предприятий.

Подрывает экономику ростовских транспортных компаний и катастрофическое увеличение так называемых фальшивых льготников: "учеников" двухметрового роста, "ветеранов" неизвестных боев, "инвалидов" всех мастей. Предъявляют водителю фальшивые удостоверения, и поделать с этим ничего нельзя, нет законодательной базы для борьбы с таким явлением. Можно было бы проводить совместные с милицией рейды, но это разовая мера, и она не даст результата. Здесь нужна государственная система, а ее, к сожалению, нет.

Поэтому на заседании Правительственной комиссии мы подняли вопрос о разработке и внедрении механизма адресной компенсации льгот на городском пассажирском транспорте и финансовом обеспечении связанных с этим мероприятий. Председатель Правительственной комиссии по транспортной политике, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Виктор Христенко заверил участников встречи, что, возможно, уже в следующем году будет введена адресная дотация транспортных расходов социально незащищенным категориям населения.

- С какими еще проблемами сталкивается городское управление транспорта, и как Вы намерены их решать?

- По-прежнему сложной остается ситуация с загруженностью центральных городских магистралей и подъездных путей. Их пропускная способность не соответствует тому транспортному потоку, который ежедневно прибывает в центр города. Поэтому постоянные пробки, заторы стали обыденным явлением на ростовских улицах. А это выхлопные газы, гарь, копоть от работы двигателей, обострение экологической обстановки в городе. В Администрации г.Ростова-на-Дону создана специальная служба по организации дорожного движения, главная цель которой - упорядочить транспортные потоки и снять напряжение с главных и наиболее загруженных магистралей.

Это старая проблема Ростова, архитектурный облик которого закладывался еще два века назад, когда не было такого количества транспортной техники. В 70-80 годы прошлого столетия рассматривался проект строительства метрополитена. Однако в силу ряда объективных причин: природно-климатических условий, состояния почвы, дороговизны, - проект был отклонен.

Сегодня этот вопрос стоит очень остро, и надо срочно что-то предпринимать. Один из вариантов - создание внеуличной транспортной системы, а именно: монорельсовой дороги, которая разгрузит автотрассы и будет способствовать улучшению экологической обстановки в городе. Первая такая дорога протяженностью 8,5 километров сейчас строится в г.Москве в районе ВДНХ. Хочется надеяться, что мы будем вторыми.

Администрация г.Ростова-на-Дону уже заключила договор с ООО "Московская монорельсовая дорога" о создании и эксплуатации в Ростове такой внеуличной транспортной системы. Технико-экономическое обоснование проекта уже готово и проходит в г.Москве процедуру государственной независимой экспертизы. Параллельно идет поиск источников финансирования строительства. Проект достаточно дорогой, ни город, ни область такими средствами не располагают. Проводим работу с депутатами Государственной думы о включении этого проекта в федеральную целевую программу и выделении финансовых ресурсов из федерального бюджета. Возможно, удастся привлечь инвестиции со стороны. Несколько иностранных компаний уже проявили интерес к этому проекту. Так что, если заключение экспертизы будет положительным и решится вопрос финансирования строительства, можно будет приступить к подготовке проектно-сметной документации.

Другое направление нашей деятельности по улучшению экологической обстановки в городе - развитие парка электротранспорта. Разработана соответствующая программа. На это поле деятельности пришел частный инвестор, благодаря которому город получил 50 троллейбусов большой вместимости. Планируется увеличение их количества и постепенное вытеснение автотранспорта с центральной части города. Уже вывели 150 микроавтобусов с улицы Большой Садовой.

Поступают предложения вообще убрать пассажирский автотранспорт из центра. Я считаю, что в этом вопросе должен действовать принцип разумной достаточности. То есть нужно предусмотреть разные ситуации, в том числе и возможные перебои с энергоснабжением. Тогда без автобусов и маршрутных такси не обойтись. Думаю, что целесообразнее будет выпускать в центр города автобусы, работающие в экологически чистых режимах, с двигателями европейских стандартов "Евро-2" и "Евро-3". Разумеется, они дороже. Что ж, будем надеяться, что деньги на здоровье мы сможем заработать.

опубликовано в № 2 (8), 2003 год
Флория Нетреба
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru