Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
27 декабря 2024
Судоходство

Чиновнику и Путин не авторитет

Некоммерческое партнерство "Водный транспорт Дона" создавалось три года назад администрацией Ростовской области, Азово-Донским ГБУВПиС cовместно с шестьюдесятью предприятиями и организациями водного транспорта Азово-Донского бассейна с целью более активного развития судоходства на Нижнем Дону. Но эта задача, как неожиданно оказалось, превратилась не в плодотворную работу, а в борьбу с системой бюрократических барьеров. Подробнее об этом рассказывает и.о. исполнительного директора НП "Водный транспорт Дона" Владимир Александрин:

- С бюрократией мы столкнулись практически сразу после открытия, когда судоходная компания "Вояж" обратилась к партнерству и ее главному учредителю, администрации области, с просьбой помочь ей оформить отвод заброшенного прибрежного участка рядом с Ростовским портом для отстоя прогулочных судов. Удачное место участка предложили архитекторы города, которых заместитель губернатора попросил решить этот вопрос, определяющий задачу возрождения экскурсионного и круизного флота на Дону. Однако в течение трех лет участок так и не удалось оформить, хотя замгубернатора неоднократно напоминал письмами руководству города о необходимости ускорения решения вопроса, так как парк судов компании увеличивается.

Приходишь за подписью к очередному представителю власти, а тот просит купить для его отдела новый принтер. Другой, заведомо зная, что даст отрицательный ответ, вначале предлагает оплатить счет за согласование. Третий отказывает в предоставлении участка в связи с отсутствием проекта набережной, не спросив об этом городских архитекторов. Трудно понять такую волокиту, тем более что областные власти неоднократно об этом напоминали. Возможно, администрация не хотела терять большие сборы за стоянку судов на набережной, но архитекторы совместно с СК "Вояж" обоснованно стремились перенести захламляющую зону отдыха ростовчан суда на отстой подальше, пусть с меньшей платой за аренду берегового участка. И только сейчас наметился положительный результат в решении вопроса, который приблизился к выставлению земельного участка на общие торги. Тем времененм пришлось компанию "Вояж" вложить средства в обустройство береговой базы в г.Аксае и нести расходы на порожние пробеги судов между Ростовом и Аксаем.

О каком развитии флота может идти речь, когда руководитель судоходной компании сообщает, что стоимость бюрократических услуг, различных согласований и оформлений составляют около 28 процентов от расходов флота? Стоит заметить, что в советское время такие расходы на транспорте отсутствовали. Эту бы сумму да на обновление стареющего отечественного флота.

О бюрократическом беспределе российских чиновников недавно эмоционально высказался президент компании "Волготанкер" Александр Александрович: "Куда ни посмотришь, то сразу и не увидишь хищников, готовых задушить и поглотить флагман судоходства".

Надо признать, что чиновник областного и федерального уровня тоже не подарок, хотя он не так конкретен, как городской, в противодействии предпринимательству. Разработали ученые федеральную программу "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010гг.", а чиновникам так и не удалось организовать ее выполнение, как бы мы их к этому не подталкивали. Партнерство в своей деятельности как раз и рассчитывало на государственную поддержку в реализации указанной программы, определяющей стратегию развития судоходства в Азово-Донском бассейне.

Получив задание учредителей, исполнительная дирекция партнерства пыталась проработать вопрос получения льготных кредитов на самые эффективные транспортные проекты. Хотя и поддерживал нас в решении вопросов инвестирования проектов заместитель губернатора по транспорту, однако в течение нескольких лет ни один крупный транспортный проект не попал в инвестиционную программу Ростовской области и не получил господдержки, которая предусмотрена областными законами об инвестиционной деятельности. В результате портовые комплексы области строятся без льготных кредитов.

Из-за отсутствия действительно благоприятного инвестиционного климата ЗАО "РосИлл", долго не могло начать строительство портового комплекса в г.Ростове. Наконец это предприятие, заручившись поддержкой председателя Комиссии по инвестициям Государственной Думы РФ Путина В.В. в финансировании комплекса в 2002 году, обратилось к администрации г.Ростова-на-Дону за продлением срока аренды частично освоенного ими участка строительства. Несмотря на поддержку еще и заместителя губернатора области, и представителя министра транспорта России в ЮФО, замы мэра города твердо ответили отказом и Путину В.В., и остальным. Никакие доводы не принимались. Не успел освоить участок в установленный срок - значит, изымаем. И ни каких исключений! Может быть, чиновникам не понравилось информация директора ЗАО "РосИлл", что содействие проекту оказал двоюродный брат Президента РФ? В результате на участке несколько лет ничего не строится, а чиновнику все равно.

Другие транспортные ассоциации, созданные на федеральном уровне, также бессильны перед бюрократией. Так, Ассоциация экспедиторов России, насчитывающая около двухсот организаций транспорта, в течение трех лет добивается принятия Госдумой Закона "Об экспедиторской деятельности", который должен предопределять задачи развития всех видов транспорта в России, но пока безрезультатно.

Читаем, например, выдержку из отчета Ассоциации портов и судовладельцев России, в состав которой входит наше партнерство, о своей работе совместно с Госдумой РФ по транспортным законопроектам, которые на годы застряли в различных чтениях: "...После двух лет адаптации Госдума окончательно коммерциализовалась, сейчас большинство депутатов даже не делают вида, что озабочены качеством законопроектов, совершенно не стесняются через принятие законов реализовать внутридумские интриги, демонстрировать абсолютную управляемость со стороны Правительства РФ и "отрабатывать" интересы своих избирательных округов, если кто-то из спонсоров эти интересы имеет...".

В таких условиях бюрократизма и отсутствия совершенной законодательной базы приходится работать предприятиям водного транспорта. Может быть, Закон "О системе государственной службы в России", проект которого в настоящее время рассматривается в Госдуме РФ, расставит по местам и строгую ответственность чиновников за принимаемые решения, и гибкую систему стимулирования результата их деятельности, важной для нашего общества.

Впрочем, невзирая ни на что, на Нижнем Дону продолжается активное развитие судоходства, быстрый рост грузооборота наших портов. С бюрократическими препонами, но создаются новые предпринимательские структуры, которые осваивают дополнительные грузопотоки. Формируется инфраструктура международных транспортных коридоров. С участием НП "Водный транспорт Дона" в ростовском транспортном узле проектируется региональный транспортно-логистический центр, который предусматривает автоматизацию процесса оформления грузов в портах и пограничных переходах через интернет-технологии, в обход бюрократических процедур. Партнерство и дальше будет отстаивать интересы флота и, конечно же, в тесном сотрудничестве с органами власти всех уровней.

опубликовано в № 2 (8), 2003 год
Олег Гладченко
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru