Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
26 апреля 2024
Дороги

Развитие дорожного комплекса требует современных технологий

В Ростовской области, как и везде в стране, продолжается автомобильный бум. Автомобилизация в стране развивается большими темпами, и дорожники не должны отставать ни в количестве, ни в качестве своей работы. Положительные тенденции в развитии экономики привели к оживлению уже сложившихся исторических и формированию новых межрегиональных и межгосударственных связей. Огромная нагрузка ложится в этом случае на автомобильные дороги.

Лидирующее положение в обслуживании перевозок на территории Ростовской области принадлежит автомобильному транспорту и автомобильным дорогам. В отличие от других видов транспортировки объем автоперевозок стабильно увеличивается с ежегодным темпом 3,5 процента.

В связи с увеличением интенсивности движения и смещением акцента железнодорожных перевозок на автомобильные возникла необходимость в улучшении транспортно-эксплуатационных характеристик существующих дорог общего пользования. В условиях рыночной экономики и государственного регулирования развития управления дорогами продолжается процесс демонополизации крупных объединений, выделение из их числа самостоятельных юридических лиц, способных качественно выполнять большие объемы работ и создать конкуренцию на рынке подрядных работ дорожного хозяйства области.

Время, когда нужно было любой ценой строить дороги в области, ушло в прошлое. Сейчас все больше внимания уделяется не количественным показателям, а повышению качества содержания, ремонта и строительства дорог. А оно - следствие многих составляющих. Прежде всего это организация сплошного и непрерывного контроля над всеми процессами от проектирования до ввода объектов в эксплуатацию и дальнейшего их содержания. Невозможен выход на современный уровень выполнения работ и культуру производства без контроля качества работ.

Для организации такого контроля разработана и отлажена система, которая позволяет ежедневно иметь данные о процессе работ на каждом участке во всех дорожных организациях области и немедленно реагировать на обнаруженные недостатки. Такая оперативность позволяет сделать контроль предупредительным, направленным на предотвращение брака, срыва работ и отклонений от технологических норм. Все данные, полученные контролирующими службами и специально закрепленными инженерами, обрабатываются на компьютерах, и, таким образом, у руководства дорожной службы появляется возможность иметь полную картину происходящего. То есть можно оперативно вмешиваться в процесс работы любого из подрядчиков, оказать помощь или исправить недочеты, выявленные работниками министерства.

Новые условия организации работ, появление фактора конкуренции в выборе подрядчика также влияет на повышение качества. При проведении торгов соискатели оцениваются не только с точки зрения заявленной ими цены, но и в оснащенности техникой, уровне подготовки кадров и возможности работать надежно и с высоким качеством. Рейтинг дорожной организации, определяемый по итогам предыдущих работ, играет одну из ведущих ролей в выборе подрядчика. Снижение стоимости работ не должно происходить за счет ухудшения их качества - это первое условие, которое требует заказчик выполнить в лице министерства.

У Министерства автомобильных дорог, транспорта и связи есть действенные рычаги влияния на подрядные организации, побуждающие их повышать качество работ. Преимущество при выборе победителя торгов получают те из них, которые применяют новые технологии и материалы, внедряют новые приемы работ на дорогах. Дорожники-практики работают в тесной связи с ростовскими учеными, занятыми дорожными проблемами и выполняющими исследовательские и опытные работы, направленные на повышение качества дорожных работ и уменьшение их стоимости. С их помощью отлажен компьютерный учет и обработка данных. До сорока специализированных программ освоили специалисты, занимающиеся дорожными проблемами, и руководство подрядных организаций.

Дальнейшее развитие дорожного комплекса невозможно без применения и внедрения прогрессивных методов управления, современных технологий, высокопроизводительной техники.

В качестве примера можно привести технологию холодного ресайклинга как метода повышения транспортно-эксплуатационных показателей сильно разрушенных дорог с переходными типами покрытий и битуминозных одежд.

В процессе эксплуатации автомобильных дорог, в условиях возрастающей интенсивности и грузоподъемности транспортных средств несущая способность дорожных одежд, построенных ранее и отработавших свой нормативный срок службы, резко падает. В условиях дефицита финансовых средств, а также с учетом того, что министерство вынуждено принимать на баланс внутрихозяйственные дороги в неудовлетворительном состоянии, накапливается количество таких дорог. Все это заставило искать новые усовершенствованные методы восстановления транспортно-эксплуатационного состояния сильно разрушенных дорог. Одним из таких методов повышения несущей способности дорожных покрытий является холодный ресайклинг, выполняемый комплектом машин фирмы "Wirtgen", WR-2500 позволяет регенерировать существующую дорожную одежду на глубинах до 500 мм.

Технологические операции измельчения материалов существующей дорожной одежды, подача вяжущего вещества и перемешивание смеси осуществляется одновременно с надлежащим контролем качества производства работ через бортовую систему ЭВМ.

Смесительная установка WR-400 позволяет подавать в "Ресайклер" порошкообразные вяжущие вещества (цемент и другие) не в чистом виде, а в виде водной суспензии. Это не только исключает образование пыли, но, что очень важно, способствует повышению степени гидратации цемента и вовлечению в процесс структурообразования большого количества глинисто-коллоидных частиц и активных составляющих компонентов укрепляемого материала.

За период с 1998-го по 2002 год комплексом машин "Ресайклер" регенерировано 113,2 километра основания автомобильных дорог, в 2003 году предусмотрено реконструировать 30 километров .

Еще одна интересная технология, применяемая в Ростовской области, - горизонтальная разметка автодорог с применением износостойкой термопластической краски со световозвращающимися стеклянными микросферами. Использование износостойкой термопластической краски горячего способа нанесения, повышенной степени белизны с поверхностным напылением световозвращающих стеклянных микросфер позволяет получать разметку, хорошо видимую как в дневное, так и в темное время суток, а также при неблагоприятных метеорологических условиях (туман, дымка и других).

Применение этих прогрессивных разметочных материалов требует использования специальной маркировочной машины, укомплектованной оборудованием для безвоздушного распыления краски, системой нагрева краски до рабочей температуры 60-80 градусов, оборудованием для нанесения стеклянных микросфер, оборудованием контроля ровности (следящая телекамера) и компьютером, управляющим процессом нанесения линии. Такие машины производства Южной Кореи успешно применяются на дорогах Ростовской области. Это позволяет увеличить срок службы разметки до 7 месяцев, улучшить безопасность движения и соответственно снизить количество дорожно-транспортных происшествий.

Значительно повышает прочность и срок службы дорожных покрытий укладка армированной "геосетки" между слоями асфальтобетона. Она служит для восприятия и перераспределения напряжений растяжения в слоях асфальбетонных покрытий, возникающих в местах интенсивного торможения. Сетка задерживает развитие отраженных трещин, существующих в нижележащих слоях дорожной одежды. Ее эффективно укладывать в местах расширения проезжей части при реконструкции автодорог. Так, "геосетка" была использована при реконструкции автодороги Ростов-Ставрополь на участке 73 - 80 километров.

Применение модифицированных цементобетонов с комплексными добавками, содержащими пластифицирующий компонент (ЛСТ) совместно с воздухововлекающим или гидрофобизующим (СНВ) компонентом применяется при строительстве мостового перехода через реку Дон на автодороге Морозовск-Цимлянск-Волгодонск в объеме 4000 квадратных метров. Эти добавки значительно улучшают качество цементобетона: морозостойкость, водопроницаемость, удобоукладываемость.

Решение указанных задач идет в тесном взаимодействии производственных и научных коллективов. Дорожная отрасль области открыта для новых, эффективных разработок. Время заставляет ориентироваться на передовые, прогрессивные технологии, которые позволяют в ближайшие годы еще больше повысить эффективность работы дорожного комплекса Ростовской области.

опубликовано в № 2 (8), 2003 год
Инна Новикова,
пресс-секретарь Министерства автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru