Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
27 декабря 2024
Дороги

Алевтина Соколова: "Новые материалы "Даруса" работают на безопасность движения"

Контрольно-полевые испытания, проведенные в 2002 году на разных автодорогах России, подтвердили отличное качество материалов для разметки дорог, выпускаемых ростовским лакокрасочным заводом "Дарус". Спрос на этот вид продукции существенно возрос, расширяется и география поставок. Вместе с тем коллектив предприятия продолжает разработку новых рецептур и технологий производства разметочных материалов.

О качествах и свойствах современных материалов для обустройства автодорог, новых технологиях их производства, а также о значимости их применения в обеспечении безопасности движения - в интервью с генеральным директором ЗАО "Дарус" Алевтиной Соколовой.

- Алевтина Георгиевна, ростовский лакокрасочный завод, на базе которого создано Ваше предприятие, имеет достаточно большой опыт в производстве материалов для обустройства дорог. Как можно оценить потребность отечественного рынка в таких материалах, и насколько эта ниша освоена нашими производителями?

- Потребность российского рынка в разметочных и световозвращающих материалах очень велика. Посмотрите на наши необъятные просторы, разветвленную сеть автомобильных дорог. Мы уже пришли к пониманию, что одним из наиболее эффективных способов повышения безопасности движения является оснащение дорог современными средствами: разделительными полосами, дорожными указателями, средствами сигнализации. По данным Международной Дорожной Федерации, при должном оборудовании автомагистралей наблюдается значительное снижение (почти на 20 процентов) количества дорожно-транспортных происшествий.

К сожалению, в России производство материалов для обустройства дорог развито слабо. Поэтому здесь, по большому счету, господствуют иностранные поставщики. В 70-х годах прошлого века мы были единственными в стране производителями высокоиндексных стекломикрошариков, используемых при изготовлении световозвращающих материалов. Технологию и оборудование для производства завод приобрел у всемирно известной австрийской компании "Swarowski". Это позволило выпускать световозвращающую ткань и пленку различных цветов для дорожных знаков, термопластик и эмали для разметки дорог.

С тех пор мировая индустрия шагнула далеко вперед. Появились новые технологии производства световозвращающих материалов, связанные, в частности, с использованием низкоиндексных стекломикрошариков, которые дают более высокие эксплуатационные характеристики. В России на протяжении нескольких лет разными заводами предпринимались попытки освоить производство таких стекломикрошариков, но их качество не выдерживало испытаний в дорожных условиях.

Третий год на "Дарусе" работает цех по обработке, упаковке, маркировке и реализации высококачественной световозвращающей пленки, поставляемой американской компанией "3М". С 2001 года объемы работ по переработке пленки увеличились почти в два раза. И это не предел.

- Вы часто бываете в других странах и как специалист в области разметочных материалов имеете возможность сравнивать, а также перенимать все то хорошее, что есть там, но пока нет у нас.

- Я хочу сказать, что в России не все так плохо. И на лондонских, и на берлинских, и на парижских дорогах можно встретить "ободранную" разметку. В то же время в крупных городах Юга России центральные автомагистрали размечены по всем правилам, и разметка держится достаточно долго.

Мы часто общаемся с американскими коллегами, которые предлагают освоить выпуск так называемых "лежачих полицейских" из отходов производства. Мы просчитали затраты и возможные доходы - это невыгодно. Тем более что такую продукцию уже делают в нашей стране. Другое дело - производство материалов для разметки дорог. В России таких заводов - считанные единицы, а выпускающих действительно качественную продукцию - еще меньше.

Ассортимент нашего предприятия в 2002 году насчитывал порядка 50 наименований лакокрасочной продукции, в том числе материалы для обустройства дорог: эмаль, термопластик, холодный пластик, световозвращающая ткань и пленка для изготовления дорожных знаков.

Продукция завода пользуется спросом не только в Южном федеральном округе, но и в центральном, приволжском, дальневосточном и других регионах России, а также в странах ближнего зарубежья. Эксплуатационные свойства наших разметочных материалов недавно прошли успешное испытание на дорогах Казахстана. Результат - подписание контракта на поставку крупной партии световозвращающей пленки, термопластика и разметочной эмали в эту страну.

- Как Вам удается успешно конкурировать с ведущими зарубежными производителями материалов для обустройства дорог?

- Чтобы укрепить позиции на внутреннем рынке и расширить внешнеэкономические связи, мы внедрили у себя систему управления качеством в соответствии с Международным стандартом ИСО 9000. Наличие такого сертификата обязывает постоянно совершенствовать систему контроля над производственным процессом, повышать конкурентоспособность основных видов выпускаемой продукции, разрабатывать и внедрять новые материалы и прогрессивные технологии.

У нас для этого есть все необходимое: и хорошо развитая производственная база, и квалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы. Заводская исследовательская лаборатория успешно занимается разработкой новых рецептур, проводит проверку образцов по расширенной программе, испытания в естественных условиях на полигонах Росавтодора и автомагистралях страны. Техническая служба завода постоянно следит за объектами, размеченными нашими материалами, фиксирует изменения, происходящие в процессе эксплуатации, и вносит предложения по улучшению тех или иных свойств испытываемых материалов.

К примеру, за два года нам удалось существенно улучшить качество и эксплуатационные характеристики эмали АК-505: сократить время высыхания, увеличить износостойкость, повысить стабильность эмали при хранении, а также разработать и внедрить современную и удобную упаковку. Отличное качество нашей эмали подтвердили контрольно-полевые испытания, которые проводились с участием специалистов "МАДИ", "Центрдорконтроля" и "Союздорнии". По итогам этих испытаний эмаль АК-505 была признана самой лучшей по износостойкости, первой получила Сертификат соответствия в системе "Дорстройсертификация" и рекомендована к применению на федеральных автодорогах.

Сегодня Росавтодор предъявляет очень высокие требования к износостойкости разметочных материалов. Однако срок их службы зависит не только от качества, но и от соблюдения технологии нанесения эмалей и термопластиков на дорожное полотно, режима эксплуатации самих дорог и многих других факторов. Начальник Управления федеральных автомобильных дорог "Северный Кавказ" Сергей Васильевич Панькин недавно выступил с предложением проводить государственную приемку размеченных автодорог с участием представителей заводов - изготовителей разметочных материалов. И мы охотно идем на это.

Дело в том, что некоторые подрядчики, желая сэкономить, нарушают технологию нанесения разметочных материалов: недостаточно хорошо обрабатывают поверхность перед нанесением разметки, разбавляют краску, не выдерживают скорость нанесения и толщину покрытия. Мы дорожим своей репутацией и стараемся сотрудничать с добросовестными партнерами, поддерживаем с ними обратную связь. Уже несколько лет завод работает с такими дорожными организациями, как "Комплекс-1" (г.Ростов-на-Дону), "Дорсервис" (г.Пятигорск), "Магистраль" (г.Нижний Новгород), Майкопское ДРСУ и другими. Тесное взаимодействие позволяет производить разметочные материалы, соответствующие требованиям конкретного заказчика: условиям и методам нанесения, климатическим зонам, содержанию стекломикрошариков и другим.

- Какие разметочные материалы более востребованы российскими дорожниками, и что новенького может предложить им сегодня "Дарус"?

- Безусловными лидерами рынка являются, конечно же, краски и эмали, о которых я уже рассказывала. К материалам для обустройства дорог относятся также эмали ХВ-124, ХВ-16, грунт ХС-010. Они имеют довольно широкий спектр применения, незаменимы для окраски железобетонных конструкций (мостов, столбиков, металлических и бетонных ограждений). Обладают высокими защитными свойствами, предохраняя не только от воздействия атмосферных условий, но и защищая от минеральных кислот, щелочей, солей и агрессивных газов. Эти материалы легко наносятся и быстро сохнут.

Второе место по популярности занимает термопластик. Для его производства используются углеводородные (нефтеполимерные) смолы, которые очень хорошо совместимы с дорожным покрытием. Термопластик, изготовленный на их основе, хорошо плавится и не меняет цвет в процессе эксплуатации. В настоящее время на заводе идет реконструкция и автоматизация участка по производству и фасовке термопластика в современную упаковку, использование которой значительно облегчает труд дорожников.

Совершенно новый и перспективный, но малоосвоенный в нашей стране вид дорожной разметки - холодный пластик. Его рецептуру и технологию производства мы начали разрабатывать с 2002 года. Холодный пластик - это двухкомпонентная система, состоящая из наполнителя (смесь смолы, пигментов и пластификаторов) и отвердителя. При перемешивании этих двух компонентов начинается процесс полимеризации, в течение которого пластик укладывается на чистое, сухое и обезжиренное дорожное покрытие. У холодного пластика хорошая сцепляемость с литым асфальтом и асфальтобетоном. Он отличается высокой химической и механической устойчивостью: не бьется, не колется, устойчив к атмосферным осадкам и перепадам температур (от - 40 до +40 С), сохраняет свои параметры в течение всего срока службы (2 года).

Холодный пластик марки "Дарус" по цене и качеству вполне способен конкурировать с аналогичной импортной продукцией. Его высокие эксплуатационные характеристики признаны научно-исследовательскими и сертификационными организациями страны. Это - продукция "рыночной новизны" и у нее, несомненно, большое будущее.

опубликовано в № 2 (8), 2003 год
Записала
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru