Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
25 января 2020
Порты

Порты Азово-Черноморского бассейна: состояние и перспективы

Порты Азово-Черноморского бассейна: состояние и перспективы

Гюрсель Эврен: «Юг России — ворота для развития торговли Турции»

— Взаимоотношения между Российской Федерацией и Республикой Турция развиваются во всех аспектах, — заявил на форуме Генеральный консул Генерального консульства Республики Турция в Новороссийске Гюрсель Эврен. — Президент России Владимир Путин при посещении Турции в 2005 году принял историческое решение. Это решение о взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республикой Турция, которое понимается как сотрудничество не просто двух стран, а двух партнеров.

Торговые взаимоотношения между Россией и Турцией сегодня составляют 28 миллиардов долларов. В 1992 году эта цифра составляла 1 500 мил лионов долларов. Объемы капиталовложений турецких инвесторов в российскую экономику, достигают 5 600 миллионов долларов. Строительные компании Турции, которые работают во всем мире, вложили и строят в России объекты суммарной стоимостью 26 миллиардов долларов.

Чтобы улучшить экономические взаимоотношения между двумя очень важными странами в Евразии, мы хотим еще больше развить сотрудничество не только в центре России, но и в других регионах в соответствии с российским законодательством. Потому Южный федеральный округ мы видим как ворота, через которые Турция входит для развития торговых отношений.

Экономика Турции связана с портом Новороссийск, через него проходит много грузов. И мы, конечно же, хотим использовать возможности всех портов на юге России для того, чтобы еще больше упростить экономические взаимоотношения между двумя странами, совместно развивать транспортную логистику.

Ласло Сабов: «Как успеть построить Олимпиаду в Сочи?»

По мнению генерального директора ООО «BSSS» Ласло Сабова, проведение Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи связано с решением трех основных проблем: как доставить грузы для строительства олимпийских объектов, как успеть их построить вовремя и что делать с этими объектами после Олимпиады?

По данным Министерства транспорта России, около 75 процентов грузов, необходимых для строительства олимпийских объектов, планируется до ставить по железной дороге, остальное — другими видами транспорта. Однако существующая в настоящее время железнодорожная и автодорожная инфраструктура Сочи не способна пропустить такое огромное количество грузов.

Как считает Ласло Сабов, рациональнее было бы большую часть грузов перевезти морским транспортом. Для этого надо построить глубоководные причалы близ Сочи — Адлера для более дешевой доставки строительных материалов на олимпийские объекты, а после 2014 года и причалы, и жилой фонд олимпийских объектов передать Черноморскому военно-морскому флоту России, который будет выводиться из Севастополя в 2017 году.

Таким образом, считает Ласло Сабов, удастся решить сразу несколько проблем. Во-первых, военные корабли получат удобную гавань у грузовых причалов, коммерческое использование которых бесперспективно. Во-вторых, освободятся глубоководные причалы порта Новороссийск, где, как известно, сегодня начаты работы для размещения военно-морского флота России. В-третьих, жилой фонд, который будет построен рядом с олимпийскими объектами, после проведения игр можно передать семьям военных моряков, которые будут переведены из Севастополя. Таким образом, будет обеспечена загрузка всех мощностей, построенных к Олимпиаде. А при такой доступности многочисленных спортивных объектов детям военных, Россия в будущем могла бы получить лучшую спортивную сборную.

Александр Давыденко: «Транспортная проблема в Сочи будет решена»

В соответствии с разрабатываемой Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)» пропускная способность портов юга России должна превысить 250 миллионов тонн грузов, — сообщил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко. — В рам ках действующей ФЦП «Модернизация транспортной системы России» для развития портов юга России предусмотрено выделение бюджетных средств в размере 2,54 миллиарда рублей.

Сюда включены дополнительные бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по программе строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта в объеме 1,68 миллиарда рублей. Также привлечены средства инвесторов в размере 9,89 миллиарда рублей (в том числе для Сочи — 500 миллионов рублей).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 991 от 29.12.2007 определен перечень объектов, необходимых для транспортного обеспечения Олимпийских игр. Росморречфлот определен исполнителем по семи объектам морского транспорта. Наиболее значимыми из них являют ся реконструкция порта Сочи, создание двух грузовых районов порта Сочи в устье рек Мзымты и Псоу, а также реконструкция и строительство 15-ти портопунктов вдоль побережья Большого Сочи.

Реконструкция существующего порта предполагает вынос грузового района за границы порта, переустройство акватории под размещение марины и прием судов местных пассажирских линий. Гавань для больших круизных судов намечается организовать с внешней стороны Северного мола, в виде ковша с двусторонним расположением причалов.

По экспертным оценкам, для обеспечения строительства олимпийских объектов в Сочи необходимо ежегодно завозить 35 миллионов тонн грузов. Принимая во внимание ограничения пропускной способности железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, планируется создание двух грузовых районов порта Сочи в устье рек Мзымты и Псоу, что позволит осуществить своевременный завоз инертных материалов в г. Сочи.

Проект реконструкции и строительства 15 портопунктов вдоль побережья Большого Сочи подразумевает создание береговой инфраструктуры для восстановления местных пассажирских морских линий, что предусмотрено федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)». Реализация этого проекта позволит создать инфраструктуру для оказания услуг по пассажирским перевозкам вдоль Черноморского побережья.

Кроме того, за счет внебюджетных источников планируется приобретение скоростных пассажирских судов для обеспечения местных пассажирских морских линий. В 2008 году ФГУП «Росморпорт» реконструирует портопункты Адлер, Кургородок, Хоста и Лоо, и они будут открыты для пассажирских перевозок.

Грузооборот морских портов будет расти

Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко подвел итоги работы морского транспорта Российской федерации в 2007 году и рассказал о перспективах развития портовой деятельности в Азово-Черноморском бассейне.

В 2007 году объем перевалки грузов в морских портах России увеличился по сравнению с 2006 годом на 7 процентов и составил 451 миллион тонн. Если в 2006 году рост объемов был обеспечен в основном приростом доли наливных грузов, то в прошедшем году значительный прирост объемов переработки произошел по таким грузам, как зерно (рост на 33 процента), руда (22 процента), грузы в контейнерах (18 процентов) и уголь (14 процентов).

В 2008 году в российских портах планируется переработать около 485 миллионов тонн грузов, а при сохраняющихся темпах роста внешнеторгового оборота и благоприятной ценовой конъюнктуре на энергоносители (углеводороды) объем перевалки грузов в морских портах России к 2010 году прогнозируется на уровне 510 миллионов тонн.

В Азово-Черноморском бассейне расположены 8 морских портов, один из которых — строящийся порт Тамань, и два речных устьевых порта — Азов и Ростов-на-Дону. В 2007 году ими переработано 152,6 миллиона тонн грузов, или третья часть от общего грузооборота российских портов, что в три раза превышает максимальный суммарный грузооборот портов Советского Союза в Азово-Черноморском бассейне.

Развивается порт Новороссийск

— Самым крупным по объему грузопереработки не только в южном бассейне, но и в целом по России является порт Новороссийск, — отметил Александр Давыденко. — Он находится на пересечении нескольких международных транспортных коридоров и является одним из ключевых пунктов международного транзита грузов, обслуживая торговые связи России со странами Средиземноморья, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки. Новороссийский порт является выгодной альтернативой доставки грузов из Юго-Восточной Азии в Россию существующему пути из Китая через Роттердам, Гамбург и Санкт-Петербург. Этот путь может быть на 8 суток короче и экономически более выгоден.

Грузооборот Новороссийского порта в 2007 году составил 113,5 миллиона тонн, в том числе наливных — 86,6 миллиона тонн. Порт интенсивно развивается. На сегодняшний день полностью завершена реконструкция мощностей для перевалки дизтоплива и карбамидно-аммиачной смеси. Закончена реконструкция причала № 26А по отгрузке нефтепродуктов на судабункеровщики. Мощность комплекса — 648 тысяч тонн в год.

В порту Новороссийск практически завершены работы по строительству специализированного высокопроизводительного зернового терминала мощностью 3,5 миллиона тонн. Завершены работы по реконструкции причалов и дноуглублению контейнерного терминала ОАО «Новорослесэкспорт » (дочерняя компания ОАО «НМТП»). В результате реализованных работ порт сможет принимать под обработку контейнеровозы вместимостью до 5 тысяч TEU.

В юго-восточном районе порта Новороссийск продолжается строительство контейнерного терминала, мощность которого к 2010 году достигнет 500 тысяч TEU, а к 2015 году мощности порта по переработке контейнеров планируется довести до 850 тысяч TEU. В настоящее время осуществляется строительство инспекционно-досмотрового комплекса контроля крупнога баритных грузов в морском порту Новороссийск со сроком завершения работ в 2008 году.

опубликовано в № 2 (38), 2008 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru