Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
26 апреля 2024
Порты

Усть-Донецкий порт осваивает новые грузопотоки

Трагедия в Керченском проливе, произошедшая в ноябре 2007 года, серьезно повлияла на работу устьевых портов Азово-Донского бассейна, в том числе и Усть-Донецкого порта. В связи с тем, что один из теплоходов, затонувший во время шторма, был загружен серой в Усть-Донецком порту, сразу после трагедии погрузочно-разгрузочные работы в порту были полностью прекращены, и порт простоял вплоть до окончания навигации 2007 года.

Накопленные судовые партии серы, минеральных удобрений, угля портовикам пришлось снова погрузить в вагоны и отправить грузополучателям по железной дороге. В результате порт потерял на перевалке около 100 тысяч тонн годового объема грузоперевалки, но все-таки доставил груз по назначению. Общий объем переработанных грузов в Усть-Донецком порту в 2007 году составил порядка 1400 тысяч тонн.

Последствия Керченских событий сказались и в начале навигации 2008 года. Большей части судов смешанного «река-море» плавания было запрещено выходить в Азовское море. На южном направлении резко сократилось количество флота, поднялась фрахтовая стоимость, и грузовладельцы Волго-Донского региона столкнулись с проблемой вывоза своих грузов. Впрочем, ситуация постепенно нормализовалась, и речные порты снова оживились.

Коллектив Усть-Донецкого порта оптимистично смотрит в будущее и строит новые планы. На смену одного экспортного грузопотока — серы, объемы перевалки которой в этом году снизятся почти наполовину, — приходит другой перспективный грузопоток — уголь. Уже заключены контракты с тремя грузоотправителями на перевалку 200 тысяч тонн угля, ведутся переговоры с несколькими компаниями по отправке еще 400 тысяч тонн угля.

Надо сказать, что этот вид груза хорошо знаком усть-донецким портовикам. В конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века уголь был основным грузом в порту. Объемы его переработки достигали 5,5 миллиона тонн. Высокая скорость перевалки достигались за счет использования углеперегрузочного комплекса. Усть-дончане рады возвращению угольного грузопотока. При сохранении тенденции роста спроса на уголь и благоприятной рыночной конъюнктуре объемы перевалки этого вида груза в порту будут расти.

В навигацию 2008 года в Усть-Донецком порту подтверждены планы по экспортной перевалке 100 тысяч тонн минеральных удобрений, импортной перевалке 150 тысяч тонн полевого шпата и 140 тысяч тонн цемента, а также около 80 тысяч тонн каботажного щебня. В настоящее время ведутся переговоры по привлечению в порт совершенно новых грузов, в том числе импорта мебельных щитов МДФ и экспорта топливно-стружечной смеси.

Усть-Донецкий порт сегодня располагает достаточными мощностями для перевалки грузов различной номенклатуры: насыпных, навалочных, тарно-штучных и других генеральных грузов. Одиннадцать грузовых причалов общей протяженностью около 1400 метров оснащены погрузочной техникой разной модификации — «Ганс», «Кировец», «Альбатрос» различной грузоподъемностью — от 10 до 27,5 тонны. Хорошо развита автомобильная и железнодорожная инфраструктура.

Важное событие этого года для Усть-Донецкого порта — приобретение, монтаж и ввод в эксплуатацию новых железнодорожных тензометрических весов грузоподъемностью 100 тысяч тонн. Это современное взвешивающее устройство оснащено компьютером с программным обеспечением, позволяющим классифицировать грузы по наименованию, грузоотправителю, виду, роду, дате отправления и так далее. Все эти данные собираются, обрабатываются и хранятся в памяти компьютера, что очень удобно для анализа грузопотоков.

Второе значительное достоинство новых весов в том, что они позволяют сокращать время обработки вагонов на взвешивании почти на 20 процентов. В итоге растет грузооборот порта и, соответственно, железнодорожной станции. Количество обработанных вагонов за смену увеличивается с 16 до 24 единиц.

Использование новых весов существенно экономит средства грузоотправителей. Расходы на взвешивание для них сокращаются почти в полтора раза. Это обстоятельство при прочих равных условиях обработки грузов в других портах делает Усть-Донецкий порт более привлекательным для грузоотправителей, которых с каждым годом здесь становится все больше и больше.

опубликовано в № 2 (38), 2008 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru