Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
24 февраля 2020
Наука

Покрытия ВМП — надежная защита мостов от коррозии

Важнейшие элементы всех автомагистралей — мосты — эксплуатируются в достаточно сложных условиях. Помимо обычных климатических факторов (осадки, солнечное излучение, перепады температур), материалы конструкций мостов (сталь, бетон и железобетон) испытывают разрушающее воздействие выхлопных газов и прочих загрязнений. В связи с ростом интенсивности транспортных потоков с каждым годом негативное воздействие на мосты усиливается как в городских зонах, так и на трассах. Если еще 10–15 лет назад атмосферные условия эксплуатации автодорожных мостов в России можно было классифицировать как низко- и среднеагрессивные, то сегодня их относят к категории высокоагрессивных.
При этом техническое состояние этих сложных инженерных сооружений имеет стратегическую важность для экономки и безопасности страны, а их конструкция определяет архитектурный облик городов и регионов. В связи с этим требования к антикоррозионным покрытиям для мостовых сооружений в России постоянно растут, приближаясь к международным нормам.

Современные покрытия должны быть долговечными, обеспечивать сроки безремонтной службы не менее 10 лет, сохранять заданные декоративные параметры, отличаться хорошими технологическими свойствами, быть удобными при окраске на заводе и строительной площадке. Одним из ведущих отечественных производителей лакокрасочных материалов для мостовых сооружений, отвечающих этим требованиям, является научно-производственное предприятие «Высокодисперсные металлические порошки» (ВМП).

Для защиты металлических конструкций на ВМП разработаны и производятся системы покрытий со сроками службы 15 – 25 лет в промышленной атмосфере, которые могут применяться во всех климатических зонах России. Как правило, это трехслойные схемы, состоящие из цинкнаполненной грунтовки, промежуточного слоя с антикоррозионными пигментами и финишной полиуретановой эмали с повышенной стойкостью к атмосферным факторам. В мировой практике защиты от коррозии общепризнано, что именно такое строение систем покрытий обеспечивает их наибольшую долговечность за счет сочетания различных механизмов защитного действия.

Протекторные цинкнаполненные грунтовки ЦИНОТАН (полиуретановая) и ЦВЭС (этилсиликатная) с высоким содержанием порошка цинка (более 86 процентов) защищают сталь электрохимически по катодному механизму, аналогично традиционным цинковым покрытиям. Благодаря этому их применение получило название технологии «холодного» цинкования.

Последующие слои системы — промежуточный и покрывной — защищают металл от воздействия агрессивной среды, а также выполняют декоративную функцию. Для этого применяются полиуретановые эмали «ПОЛИТОН» и композиция «АЛЮМОТАН». Их повышенные барьерные свойства обеспечиваются благодаря высокой химической стойкости полимерной основы и наличию чешуйчатых пигментов.
Эмали серии «ПОЛИТОН» оперативно тонируются с использованием современных технологий в любой цвет по каталогу RAL. Повышенной стойкостью к ультрафиолетовому излучению отличается эмаль «ПОЛИТОН-УР» (УФ), прекрасно сохраняющая цвет при эксплуатации. Покрытие «АЛЮМОТАН», содержащее алюминиевую пудру, отвечает современной тенденции строительства «серебряных» мостов. Таким образом, материалы ВМП способны удовлетворить любые замыслы проектировщиков и архитекторов.

Полиуретановые материалы, отверждаемые влагой воздуха, привлекают особое внимание мостостроителей. В конце прошлого столетия ВМП было первым в России предприятием, освоившим производство материалов этого класса. Преимущества полиуретанов хорошо известны: удобство работы, возможность нанесения в широком диапазоне погодных условий, при повышенной влажности, что особенно важно при работе на строительной площадке в российском климате; отличная адгезия к различным поверхностям и эластичность; высокая устойчивость к воздействию промышленных выбросов, осадков и других погодных факторов.

Более 15 лет известна мостостроителям выпускаемая ВМП этилсиликатная цинкнаполненная композиция ЦВЭС, имеющая ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, она позволяет ускорить процесс окраски металлоконструкций, что особенно важно в заводских условиях, так как эта грунтовка — одна из самых быстросохнущих из всех применяемых в отрасли. Во-вторых, ЦВЭС является так называемой фрикционной грунтовкой и обеспечивает высокие коэффициенты трения контактных поверхностей. Заводское нанесение грунтовки на места болтовых соединений мостовых металлоконструкций позволяет упростить и облегчить их монтаж на строительной площадке за счет исключения их пескоструйной обработки.

Покрытия ВМП для мостовых металлоконструкций аттестованы и получили положительную оценку ведущих исследовательских центров страны, в том числе ЦНИИС. Они введены в основные государственные и отраслевые нормативные документы, регламентирующие защиту металлоконструкций от коррозии, такие как СТО 001-2006 «Группы компаний «Трансстрой», руководство Росавтодора и технологические указания МПС РФ по защите от коррозии эксплуатируемых автомобильных и железнодорожных мостов.
Все лакокрасочные материалы наносятся стандартными методами: безвоздушным или пневматическим распылением в заводских и полевых условиях. Они могут применяться как при строительстве новых сооружений, так и для реконструкции уже эксплуатируемых мостов.

К настоящему времени накоплен большой опыт практического использования покрытий ВМП в транспортном строительстве. Ими защищено от коррозии более 200 тысяч тонн металлоконструкций автомобильных, железнодорожных и пешеходных мостов и переходов в разных регионах России. Наиболее значимые объекты — многочисленные эстакады и путепроводы на Московской кольцевой автодороге; мост через реку Москва у Храма Христа Спасителя в Москве; мосты через Обь в Сургуте (рис. 1) Мост через Объ в Сургуте. и Новосибирске; мосты через Каму в городах Пермь и Березняки; мост М-2 через реку Ишим в Астане (Казахстан); железнодорожные мосты: через Иртыш в Тобольске, через Днепр (Белоруссия), на линии Беркакит—Томмот—Якутск и многие другие. С 2000 года полиуретановая система покрытий на основе грунтовки «ЦИНОТАН» применяется при строительстве крупнейшего в стране транспортного объекта — мостового перехода через Волгу в Ульяновске (рис. 2).

Для защиты бетонных мостовых конструкций в атмосфере, а также для гидроизоляции их элементов применяются полиуретановые системы покрытий на основе отверждаемой влагой воздуха пенетрирующей грунтовки «ФЕРРОТАН-ПРО».


Покрытия ВМП рекомендуются для защиты не только металлических, но и бетонных и железобетонных конструкций. Технология «холодного» цинкования, основанная на применении цинкнаполненных композиций «ЦИНОЛ» и «ЦИНОТАН», рекомендована для защиты от коррозии необетонируемых стальных закладных деталей железобетонных конструкций транспортных сооружений и включена в строительные нормы МГСН 2.09-03.

Для защиты бетонных мостовых конструкций в атмосфере, а также для гидроизоляции их элементов применяются полиуретановые системы покрытий на основе отверждаемой влагой воздуха пенетрирующей грунтовки «ФЕРРОТАН-ПРО» (рис. 3). Грунтовка впитывается в пористую поверхность бетона и создает надежную подложку для последующих слоев эмалей. В ходе испытаний, проведенных НИИ бетона и железобетона (НИИ ЖБ), установлено, что покрытия ВМП обладают высокой адгезией к бетону. Они значительно, на 7 ступеней, увеличивают марку бетона по водонепроницаемости, снижают водопоглощение бетона, повышают его морозостойкость в два раза. Сроки службы покрытий составляют 10–15 лет.
Таким образом, антикоррозионные покрытия ВМП для металла и бетона по техническим характеристикам и срокам службы отвечают российским отраслевым и международным требованиям и позволяют комплексно и эффективно решать вопросы антикоррозионной защиты мостовых конструкций. Технология их нанесения освоена десятками предприятий страны: заводами-изготовителями металлоконструкций, строительно-монтажными организациями и окрасочными фирмами.

Системы покрытий ВМП по стоимости существенно, на 30–50 процентов, дешевле известных в России зарубежных аналогов и при этом соответствуют им по качеству. Предприятие уделяет большое внимание поддержанию стабильно высокого качества продукции, осуществляет техническую поддержку потребителей, оперативно поставляет материалы заказчикам. Система менеджмента качества ВМП сертифицирована в соответствии с ISO 9001-2000 концерном AeroCert AG (Германия). Все это позволило предприятию сформировать имидж надежного партнера и предложить выгодное сотрудничество мостостроителям и дорожникам нашей страны.

опубликовано в № 2 (38), 2008 год
Научно–производственное предприятие «Высокодисперсные металлические порошки» (ВМП) Екатеринбург, тел. (343) 266-09-15, Воронеж, тел.: (4732) 20-41-48, 20-55-98
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru